Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Русский язык. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ.


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Русский язык. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ.
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Приглашаю рассмотреть тип тестового вопроса, разработанный к разделу «Синтаксис и пунктуация» для подготовки к ГИА и ЕГЭ. http://egeteka.ru/forum/messages/forum1/topic185/message2515/#message2515
Прошу сообщить замечания-советы.
Учитель русского языка Помелова Галина Николаевна.
 
Уважаемые учителя русского языка и литературы!
Для подготовки учащихся к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Содержание
- пояснительная записка
- 9 тем, 27 текстов
- клише
- образец сочинения, собранного из предлагаемых частей
К каждому тексту прилагается материал:
- анализ текста (к микротекстам составлены вопросы, выделены слова и словосочетания, с помощью которых можно построить ответ)
- текст в сокращении
- сведения об авторе текста
К КАЖДОМУ ТЕКСТУ НАПИСАНО ПОЛУГОТОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ПЛАНУ:
1.Вступление (несколько вопросительных предложений)
2.Проблема.
3.Комментарии к проблеме (добавить клише)
4.Авторская позиция (рассмотреть выбранные из текста предложения и добавить к ним клише)
5.Собственное мнение:
· аргумент (читательский опыт)
· аргумент (жизненный опыт)
6.Заключение
***
Представляем обзор текстов - тема, автор, первое предложение текста.
Родина. Патриотизм.
1.В.Песков. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
2.В.Песков. Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека.
3.В.Солоухин. Понятие Родины не может слагаться из умозрительных или философских понятий, статей и научных трактатов.

Историческая память. Историческое и культурное наследие.

1.Д.Лихачев. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны?
2.Д.Лихачев. Как-то я возвращался из поездки до Астрахани и обратно.
3.В.Песков. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?
4.К.Паустовский. Об Освенциме много писали.
Национальные отношения.
1.Ю.Лотман. Я старый человек.
2.Л.Фридман. Потребность в пространственной и духовной территории играет огромную роль в жизни народов.
Совесть.
1.Ф.Искандер. Откуда взялась человеческая совесть?
2.А.Козаченко. Почему разные люди, оказавшиеся в экстремальной ситуации, ведут себя совершенно по-разному?
3.Е.Соколова. Когда перед нами открывается возможность поставить себя на место другого человека, которому плохо и, может быть, по нашей вине, то мы непременно почувствуем в душе беспокойство.
4.К.Ткаченко. Спокоен и счастлив тот, кто живет в ладу со своей совестью.
Культура.
1.Д.Лихачев. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
2.Л.Скворцов. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
3.С.Соловейчик. Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математи­кой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Интеллигентность.
1.Д.Лихачев. Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математи­кой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
2.А.Лосев. Говорят, что интеллигентный человек - это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надёжный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, не эгоист.
3.С.Соловейчик. Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта.
4.А.Чехов. Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным.
Познание. Учение. Образование.
1.А.Паламарь. Чтобы хорошо учиться, надо прежде всего выработать определённые принципы.
2.К.Паустовский. В Москве я достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал (в своём воображении, конечно) по его безводным восточным берегам.
Учитель.
1.В.Астафьев. Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
2.Орлов. Аптека души...
Книга
1.А.Лиханов. Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор.
2.А.Павловская. Статистика убеждала, что СССР — «самая читающая страна в мире», а распространенные лозунги типа «Кни­га — источник знаний», «Книга — лучший подарок» ак­тивно внедряли в массовое сознание ту же мысль.
3.В.Песков. О Пушкине я узнал рано: «Лукоморье» отец читал мне по книжке из домашней библиотеки.
***
Из пояснительной записки

учебного пособия «Полуготовые сочинения. Русский язык. Сборник № 1».
Советы учащимся

1.Выберите тему и текст.
2.Обратите особое внимание на анализ текста.
· прочитайте микротекст (абзац)
· устно или письменно ответьте на вопрос к микротексту, используя выделенные слова и словосочетания.
3. Для того чтобы написать сочинение, соедините части сочинения. Для этого выберите клише для каждой части.
4.Аргумент из читательского опыта и аргумент из жизненного опыта можно переставить местами – в соответствии с Вашими умозаключениями.
Объём любого аргумента можно сократить. В некоторых аргументах предлагается 2 варианта - на выбор.
5.Чтобы не допустить ошибок, обязательно запоминайте не только точность фамилий великих людей, литературных героев, названий литературных произведений, географических названий, но и их написание.
6.Необходимо учить на память высказывания великих людей, пословицы, реплики литературных героев.
7.Если какая-либо часть сочинения не соответствует Вашим умозаключениям, Вы можете заменить её.
Если Вы хотите приобрести сборник полуготовых сочинений, напишите по адресу sunapgn@mail.ru
Замечания и вопросы можно направлять по этому же адресу.
 
Уважаемые учителя русского языка!
Вашему вниманию представлено небольшое предисловие о сборнике полуготовых сочинений № 2, который находится в стадии разработки.
1.Сочинения написаны к текстам, опубликованным на сайте ФИПИ. http://opengia.ru/subjects/russian-11/topics/8?page=1 - с этой страницы начинаются тексты в данный момент. А в 2013-2014 учебном году порядок расположения текстов был иной.
2.Сочинения разработаны по традиционному для ЕГЭ плану. Названы ПОЛУГОТОВЫМИ, потому что
- расположение аргументов можно поменять
- объём аргументов можно уменьшить
- логические связки между частями учащийся может сформулировать сам, используя для этого распространённые КЛИШЕ, такие, которые предлагает учитель, или те, какие можно найти в интернете. Конечно, желательно подойти к ним творчески.
- в некоторых сочинениях к каждому типу представлен не один аргумент, а два, поэтому ученику предоставлена возможность выбора.
К тексту заявлена одна проблема. В целом полуготовые сочинения представляют собой черновые материалы к сочинению.
3.Дополнительный материал:
- каждый текст ФИПИ разделен на минитексты. К минитекстам сформулированы вопросы, которые помогут ученику понять содержание текста и проблемы, поставленные автором, кроме той, по которой разработано сочинение.
Если Вас заинтересовали аргументы и Вы считаете необходимым воспользоваться таким сборником, напишите Помеловой Галине Николаевне по адресу sunapgn@mail.ru Сборник будет готов к концу сентября.
КРАТКО ОБ АРГУМЕНТАХ.
К тексту В.В. Колесова. «Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке…»
Жизненный аргумент
1.Использование имени, отчества и фамилии при оформлении документов.
Литературный аргумент
1.Русский писатель ХХ века Ф.А.Абрамов об употреблении в деревне имени Иван.
***
К тексту А.Ф. Лосева. «Оставляя пока в стороне все материальные выго­ды, которые мы получаем от науки…»
Аргумент жизненный
1.Как русский крестьянин ценил грамотность, образование.
2.Мнение специалистов в области образования
Аргумент литературный
1.О том, как учился главный герой рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского"
2.О том, как учился Митрофанушка.
***
К тексту В. Иванова. «Любите ли вы литературу так, как люблю её я?..»
Жизненный аргумент
1.Советы писателей о выборе чтения.
2.Что читал А.С.Пушкин.
Литературный аргумент
1.Выбор книги подростком - повесть Т.Ш.Крюковой «Костя+Ника».
***
К тексту В. Харченко. «Наукой заниматься трудно…»
Жизненный аргумент
1.Рассказ школьника об исследовательской работе.
Научно-популярная литература
1.Учёный ХХ века Семёнов Николай Николаевич, один из основоположников химической физики, член редколлегии журнала «Наука и жизнь» о роли занятий наукой в жизни человека.
Литературный аргумент
1.Исследовательская деятельность мальчика, главного героя рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг».
2.Интерес жизни главного героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова.
***
К тексту В. Г.Костомарова. «Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя…»
Публицистика
1. Мнение учёного-языковеда Э.А.Лазаревич о том, как развитие стран ведёт к изменениям в языках и как другие страны пытаются защитить свои национальные языки.
2.Из статьи учёного-языковеда В.Г.Костомарова «Языковой вкус эпохи».
Жизненный аргумент
1.Случай из жизни режиссёра Д.Евстигнеева о том, как он столкнулся с негативным влиянием иностранных заимствований.
Литературный аргумент
1.О том, как московское дворянское общество преклонялось перед французской культурой и с презрением относилось к родной культуре и языку. (Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»)
***
К тексту Д. А.Гранина. « Многие считают понятие чести устарелым, несовременным…»
Жизненный аргумент
1.Существуюшие в обществе словесные выражения о чести.
2.Девиз российских воинов, родившийся в годы Великой Отечественной войны.
Литературный аргумент
1.О воинской и человеческой чести Петра Андреевича Гринёва - главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2.О личной, семейной и родовой чести главного героя «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова - Степана Парамоновича Калашникова.
***
К тексту И. Гонцова. «Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе…»
Жизненный аргумент
1.Патриарх Русской церкви Кирилл о негативных моментах в современном искусстве.
2.О значении деятельности русского композитора ХIХ века Петра Ильича Чайковского.
3.Русский композитор ХIХ века Михаил Иванович Глинка как представитель музыкального искусства, произведения которого обогатили национальную культуру.
Публицистика
1.Российский искусствовед Амфилохиева Екатерина Вальтеровна о задачах, которые стоят перед представителями искусства.
***
К тексту В.А. Солоухина. «Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».
Литературный аргумент
1.Об ограниченности взглядов и узком кругозоре купеческого мира, изображённого драматургом А.Н.Островским в пьесе «Гроза».
2.О чеховском герое рассказа «Человек в футляре» - учителе греческого языка Беликове.
Жизненный аргумент
1.Мнение психологов и педагогов о гармонически развитом человеке.
2.Воспоминания писателя К.И.Чуковского о художнике И.Е.Репине.
***
К тексту Л. Мозгового. «Недавно прочитал в интервью городского чиновника: «Фи­лармония «Петербург-концерт» должна стать продюсерским цен­тром, своеобразной «фабрикой звёзд»...
Жизненный аргумент
1.Русский психолог ХХ века Л.С.Выготский о роли литературы в жизни человека.
Публицистика

1.Воспоминания писателя Ф.А.Искандера о том, как их учительница Александра Ивановна поведала подросткам о «величайшем чувстве, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах», как она читала «Капитанскую дочку» и какой след оставил в памяти класса образ Савельича.
***
К тексту В.Г. Лидина. «Немцы были изгнаны из Умани…»
Жизненный аргумент
1.О том, как сотрудники музея Ясная Поляна спасали его во время Великой Отечественной войны.
2.О том, как спасали памятники архитектуры во время блокады Ленинграда.
Публицистика
1.Из «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва о том, как бойцы нашей армии во время Великой Отечественной войны делали всё, чтобы сохранить памятники архитектуры.
***
К тексту М. Худякова. « Он нёс меня на себе восемь километров…»
Жизненный аргумент
1.Анализ английскими психологами опроса на тему «Дружба».
2.История о дружбе альпинистов.
Литературный аргумент
1.Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
2.Лицейское братство Пушкина, Пущина, Кюхельбекера, Дельвига. Стихотворения А.С.Пушкина о дружбе.
***
К тексту Е.А.Сикирич « Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет…»
Литературный аргумент
1.История жизни семьи в рассказе И.Полянской «Утюжок и мороженое».
2.История взаимоотношений главных героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой.
Жизненный аргумент
1.Мнение социологов о взаимоотношениях людей.
Публицистика
1.Из «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва о том, что объединяет людей забота.
***
К тексту С. М.Покровского. «Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился…»
Жизненный аргумент
1.Данные из социальной психологии
2. Обращение Петра Первого к российскому войску перед Полтавской битвой.
Литературный аргумент
1.О главном герое думы К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин».
2.Л.Н.Толстой о силе национального духа русских людей в борьбе с французскими завоевателями в романе «Война и мир».
***

К тексту И.А. Маслова. «Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов ХХ века, — первое поколение, выросшее в «обществе потребления».


Жизненный аргумент

1.Мнение психологов и педагогов о подростках.

Литературный аргумент

1.Недоросль ХVIII века в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2.Современные подростки в повести Т.Ш.Крюковой «Костя+Ника».
***

К тексту В.М. Пескова «Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина. Молчаливые заросли…»
Жизненный аргумент
1.Мнение учёных-экологов об использовании в природе химических препаратов.
Литературный аргумент
1.Киргизский писатель Ч.Т.Айтматов об апокалипсическом убийстве антилоп-сайгаков в Моюнкумской саванне. (Роман «Плаха»)
***
К тексту С.С. Качалкова. «Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно, в половине девятого…»
Жизненный аргумент
1.О российском предпринимателе ХIХ века, меценате, собирателе произведений русского изобразительного искусства, основателе Третьяковской галереи Павле Михайловиче Третьякове.
Литературный аргумент
1.О главном герое одной из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина «Скупой рыцарь».
2.О главном герое повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
***
К тексту А.П. Владимирова. «Вечером молодой пастух Гришка Ефимов…»
Литературный аргумент
1.Как старый охотник Емеля не стал стрелять в оленя-самку. (Рассказ Д.Н.Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник»)
2. О рассказе Глеба Горышина «Лебединая жизнь».
Публицистика
1.Об одной из публицистических работ писателя, путешественника и ведущего телевизионной программы «В мире животных» В.М.Пескова о встрече в осеннем лесу с семнадцатилетним парнем, который просто так застрелил усердно работающего дятла.
Жизненный пример
1.О главной деятельности эвенков - охоте.
***
К тексту М.С. Крюкова. «Я лучше, я умнее всех». Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях…»
Жизненный аргумент
1.Высказывание писателя ХIХ века А.И.Куприна.
Литературный аргумент
1.О деятельности Марии Нарышкиной - главной героини рассказа А.П.Платонова «Песчаная учительница»
***
К тексту Р. С.Савинова. « В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше…»
Жизненный аргумент
1.Воспоминания писателя ХХ века В.А.Солоухина о том, как в студенческие годы он ходил в свою деревню за хлебом.
2.Воспоминания киргизского писателя Ч.Т.Айтматова о том, как он в детском возрасте оказался в роли переводчика.
Литературный аргумент
1.Воспоминания писателя ХХ века Е.И.Носова о своей тёте, которая через тридцать шесть лет всё-таки посетила свою малую родину. (Рассказ «Краски родной земли»).
2.О стихотворении А.С.Пушкина «Вновь я посетил…»
 
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
На странице http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/1789/ начинаем публиковать учебный материал по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Учащиеся 10 и 11 кл. могут использовать его для самоподготовки к ЕГЭ, для написания сочинения по литературе.
Учитель может взять данные фрагменты для
- работы на уроке в процессе подготовки к сочинению
- индивидуальной работы с учащимся
- домашнего задания, например, для написания аргумента к заданной теме
Если технические возможности школы позволяют на уроке использовать Интернет, то данный учебный материал в открытом виде можно использовать на уроке. Если технические возможности школы не позволяют, то у учителя есть возможность создать бумажный вариант карточки.
Считаем, что фрагменты романа с выделенными жирным шрифтом опорными словами помогут учащимся правильно сформулировать аргумент к сочинению на ЕГЭ.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)