Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Исторические термины и понятия. ХХ век.


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1 2 3 След.
Исторические термины и понятия. ХХ век.
 
Здравствуйте, уважаемые старшеклассницы и старшеклассники! Приветствуем вас, уважаемые девушки и юноши!

Приглашаем к егэ-игровой деятельности. Кроме классно-урочной подготовки к ЕГЭ, организовать проверку своих знаний на всех уровнях (А, В, С) Вы можете самостоятельно, выполняя такие игровые задания, которые разработаны с использованием материалов разнообразных сборников для подготовки к ЕГЭ.

Варианты такой учебной деятельности могут быть самые разнообразные. Наилучший, более эффективный вариант Ваших действий:
- отвечать, не заглядывая в готовый ответ,
- выстраивать определённую логику в «закодированных» исторических терминах и понятиях – обращать особое внимание на рядом стоящие слова.

Будьте внимательны!

1.В статье о терминах и понятиях среди слов, которые надо отгадать, находятся не только существительные, но и прилагательные.
2. Однокоренные существительные и прилагательные могут иметь форму не только именительного, но и других падежей; форму не только единственного, но и множественного числа.

Игра № 1

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
( А 10 ) – тип государственной власти, при которой монарх обладает всей полнотой верховной власти, то есть является носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. В России ( А 10 ) утвердился в первой четверти ХVІІІ в. В результате революции 1905-1907гг. ( А 10 ) монархия сменилась думской монархией.

ІІ.
( А 14 ) – направление в искусстве, возникшее в 1910-х гг., для которого присущ отказ от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике, то есть беспредметное искусство. Среди родоначальников ( А 15 ) – В.В.Кандинский и К.С.Малевич.


ІІІ.
( А 11 ) – в широком смысле, все новаторские антитрадиционалистские устремления в искусстве ХХв. вне зависимости от их идейно-художественной наполненности, в узком смысле, родственные идейно-художественные явления ХХв., такие, как футуризм, левое искусство и литература левых устремлений. Русский ( А 11 ) как художественная тенденция существовал с 1907 по 1932 гг.

ІV.
( А 13 ) – термин, возникший в ходе дискуссии РКП(б) по вопросам государственного объединения и предложения И.В.Сталина о включении независимых республик в состав РСФСР на правах ( А 9 ).
 
Слова-ответы к игре № 1 читаем справа налево.

І.
А 10 – м з и т ю л о с б а
А 10 – я а н т ю л о с б а

ІІ.
А 14 – м з и н о и ц к а р т с б а

ІІІ.
А 11 – м з и д р а г н а в а

ІV.
А 13 – я и ц а з и м о н о т в а
А 9 – и и м о н о т в а

Игра № 2

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
( А 7 ) - модернистское течение в русской поэзии начала ХХ века, представители которого противопоставляли себя символистам. Среди родоначальников ( А 8 ) были Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова и др. ( А 8 ) заявляли о необходимости повернуться к реальной, земной жизни, вернуть слову его первоначальное значение.

ІІ.
( А 9 ) – сторонники ( А 9 ).
В российском ( А 12 ) движении можно выделить три течения:
• анархо-коммунистическое, его представители считали, что безгосударственный строй можно установить путем всеобщей стачки, которую они рассматривали как социальную революцию;
• «чернознаменское» – делали ставку на террор;
• ( А 6 )-синдикалистское – опора на профсоюзы (фр. – синдикаты), которые, по их мнению, являлись высшей формой организации рабочего класса, основным средством его социального освобождения и начальной стадией социализма.
Мощный подъем ( А 12 ) движение испытало в 1917г. и в годы Гражданской войны.

ІІІ.
( А 7 ) - блок Англии, Франции и России, также именуемый «Тройственным согласием». ( А 7 ) создавалась в противовес германской коалиции – «Тройственному союзу».
Во время Первой мировой войны 1914-1918гг. против германской коалиции на стороне ( А 7 ) воевало 34 государства.
После Октябрьской революции 1917г. и принятия Декрета о мире Россия фактически вышла из ( А 7 ), что было подтверждено заключением в марте 1918г. сепаратного Брестского мира.


ІV.
( Б 10 ) – представители политического течения в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), стоявшей на позициях марксизма. Название «( Б 19 )» появилось на ІІ съезде РСДРП (1903) при выборах в центральные органы партии, на которых сторонники В.И.Ленина получили большинство голосов.
• Стратегия партии (с 1905г.) – гегемония пролетариата в революции с опорой на крестьянство на этапе буржуазно-демократической революции и в союзе с беднейшим крестьянством на этапе социалистической революции.
• В аграрном вопросе - сторонники национализации земли.
• В области партийного строительства – за строгий централизм и жесткую дисциплину.
В результате Октябрьской революции ( Б 10 ) пришли к власти. Понятие « ( Б 10 ) » сохранилось при переименовании РСДРП(б) в 1918г. в РКП(б) и в 1925г. в ВКП(б).
 
Слова-ответы к игре № 2 читаются справа налево.

І
А 7 – м з и е м к а
А 8 – а м з и е м к а
А 8 – ы т с и е м к а

ІІ.
А 9 – ы т с и х р а н а
А 9 – а м з и х р а н а
А 12 – м о к с т с и х р а н а
А 6 – о х р а н а
А 12 – е о к с т с и х р а н а

ІІІ.
А 7 – а т н а т н А
А 7 – а т н а т н А
А 7 – ы т н а т н А
А 7 – ы т н а т н А

ІV.
Б 10 – и к и в е ш ь л о б


Игра № 3

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове


І.
( 1 слово - А 12, 2 слово – П 4 ) - термин, обозначающий события 19-21 августа 1991г., когда Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) ввел в стране чрезвычайное положение и попытался устранить от власти Президента СССР М.С.Горбачева, чтобы сорвать подписание нового союзного договора и сохранить свои властные полномочия. Более точно события 19-21 августа можно охарактеризовать как попытку государственного переворота, поскольку его организаторы были высшими лицами партийно-государственного руководства СССР.

ІІ.
( 1 слово – А 16, 2 слово – К 8 ) – союз государств и народов, сложившийся в ходе Второй мировой войны, против блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Включала СССР, США, Великобританию, Францию, Китай, Югославию и другие страны. К концу войны в состав этого союза входило более 50 государств.

ІІІ.
( 1 слово – А 19, 2 слово – П 4 ) – договор, заключенный в ноябре 1936г. в Берлине между Германией и Японией и оформивший блок этих государств для борьбы с мировым коммунистическим влиянием. В ноябре 1937г. к этому договору присоединилась Италия. В 1939-1940гг блок превращен в открытый военный союз.

ІV.
( 1 слово - А 13, 2 слово – Г 6 ) – выступление против Н.С.Хрущева и его экономического и политического курса большинства членов Президиума ЦК КПСС в июне 1957г. (Л.М.Каганович, Г.М.Маленков, В.М.Молотов и др.), на заседании которого он был смещен с должности 1-го секретаря ЦК КПСС. Однако по требованию Хрущева был созван пленум ЦК КПСС, большинство участников которого стали на сторону Хрущева. Противники Хрущева потерпели поражение, лишены своих постов и направлены на малозначительные должности. В Постановлении ЦК КПСС было отмечено, что её участники противодействовали курсу ХХ съезда КПСС на исправление ошибок и недостатков, порожденных культом личности Сталина. После устранения этой группы позиции Хрущева заметно усилились.
 
Слова-ответы к игре № 3 следует читать справа налево.

І.
1 слово – А 12 – й и к с в о т с у г в а
2 слово – П 4 – ч т у п

ІІ.
1 слово – А 16 – я а к с в о р е л т и г и т н а
2 слово – К 8 – я и ц и л а о к

ІІІ.
1 слово – А 19 – й и к с в о н р е т н и м о к и т н а
2 слово – П 4 – т к а п

ІV.
1 слово – А 13 – я а н й и т р а п и т н а
2 слово – Г 6 – а п п у р г

Игра № 4

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
( 1 слово – А 11, 2 слово В 9 ), ( А 11) – восстание крестьян в Тамбовской губернии (1920-1921) под руководством эсера А.С. ( А. 8). Началось из-за недовольства крестьян политикой большевиков в деревне: продразверсткой, насильственной конфискацией продовольствия, запретом свободной торговли.
Также вызывали протест запрет выборов на многопартийной основе и террор ВЧК. Восстание охватило территории Воронежской и Саратовской губерний. Восставшие крестьяне распустили большевистские Советы, отказались выполнять указания советского правительства, создали союзы трудового крестьянства и свою Крестьянскую республику.
Выдвигали лозунг созыва Учредительного собрания. Применялась партизанская тактика ведения военных действий. Против восставших была сосредоточена ударная группировка Красной Армии под командованием М.Н.Тухачевского. Имея подавляющее превосходство, части Красной Армии разгромили вооруженные силы повстанцев. Участники мятежа и их семьи подверглись жестоким репрессиям. А.С. ( А 7 ) был убит при аресте в 1922г.

ІІ.
1 слово - ( А 10), 2 слово – ( К 6 ) 1917г. – первый политический кризис власти после Февральской революции. Начался стихийно после того, как 20 апреля 1917г. стало известно о том, что министр иностранных дел П.Н.Милюков обратился к союзным державам с нотой о готовности Временного правительства продолжать войну до победы. Перед резиденцией Временного правительства собралось свыше 15 тыс. солдат и матросов, которые потребовали отставки Милюкова. 21 апреля демонстрация возобновилась, к ней присоединились рабочие. Рабочие и солдаты выступали с требованиями мира и передачи власти Советам.
Эти события показали неустойчивость и слабость власти Временного правительства. Создать более прочное правительство было невозможно без участия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Переговоры о создании нового правительства, в которых принимали участие представители Петроградского Совета и Государственной думы, закончились созданием 5 мая 1917г. первого коалиционного Временного правительства

ІІІ.
«( Б 9 )» - кодовое название Белорусской наступательной операции в ходе Великой Отечественной войны, проводимой 23 июня -29 августа 1944г. Цель операции – разгром немецкой группы армий «Центр» и освобождение Белоруссии. В операции участвовали воска 1-го Прибалтийского, 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов.
Наступление проходило в 2 этапа. На первом этапе была окружена минская группировка немцев. На втором этапе выдвигались задачи по уничтожению окруженной группировки противника и выход на новые рубежи с целью отрезать гитлеровские войска в Прибалтике. В целом за время операции линия фронта была отодвинута на запад на 600 км. Завершено освобождение Белоруссии, освобождена часть Литвы и Латвии, советские войска вошли на территорию Польши.

ІV.
«( Б 10 )» - кодовое наименование плана войны фашистской Германии против СССР. Разрабатывался с июля по 18 декабря 1940г. Предусматривал молниеносный разгром («блицкриг») Красной Армии посредством охватных ударов по трем направлениям. Группа армий «Север» наступала на Прибалтику и Ленинград, группа «Центр» – на Москву, группа «Юг» – на Киев и южные районы СССР. Предполагалось к октябрю 1941г. выйти на линию Архангельск – Волга –Астрахань.
 
Ответы к игре № 4 советуем читать справа налево.

І.
(1 слово – А 11 – е о к с в о н о т н А
2 слово – В 9 – е и н а т с с о в)

А 11 – а н и щ о н о т н а
А 8 – а в о н о т н А
А 7 – в о н о т н А

ІІ.
1 слово – А 10 – й и к с ь л е р п А
2 слово – К 6 – с и з и р к

ІІІ.
1 слово – Б 9 - «н о и т а р г а Б»

ІV.
1 слово – Б 10 – «а с с о р а б р а Б»

Игра № 5
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
1 слово – ( Б 5 ), 2 слово – ( Д 8 ) – собирательное название ( П 12 ) движений, организаций и ( В 9 ) формирований, противостоящих советской власти в годы Гражданской войны. Идеология этого движения была разработана видными общественными деятелями В.В. ( Ш 9 ), П.Н. ( М 9 ), П.Б. ( С 6 ) и др. Она основывалась на национальной идее защиты «единой и неделимой России» от нашествия немцев и большевиков. Провозглашался ( П 6 ) православной религии, верность историческим ( Т 9 ) , выдвигалась идея ( Н 13 ) будущего государственного строя. После победы над большевиками предполагалось временное введение военной диктатуры и созыв Национального собрания (Земского собора) для решения вопросов о будущем государственном устройстве. Социальной основой движения были ( П 19 ) круги, землевладельцы, представители ( К 9 ) интеллигенции, офицерство. Вооруженными силами движения руководили М.В.Алексеев, П.Н. ( В 9 ), А.И. ( Д 7 ), А.В. ( К 6 ), Л.Г. ( К 8 ), Н.Н. ( Ю 6 ).

ІІ.
«1 слово – Б 5, 2 слово – Т 6 » - ( Р 9 ) в отношении представителей советской власти, восставших крестьян и рабочих, проводимые белогвардейцами на подконтрольных им территориях. В отличие от « (К 8 ) ( Т 7 )», не являлся политикой, ( Н 12 ) руководителями белогвардейских формирований.

ІІІ.
1 слово – ( Б 5 ), 2 слово – ( Э 9 ) – вынужденная бежать за границу от преследований советской власти во время и сразу после окончания ( Г 11 ) войны часть представителей ( И 6 ) сословий, интеллигенции, ( Д 11 ), офицеров и солдат белогвардейских формирований. Общее число белой ( Э 9 ) к концу Гражданской войны достигло 2 млн. человек. Политическими центрами, где формировались объединения ( Э 10 ), состоящие из представителей различных партий, от ( М 11 ) до ( Н 8 ) ( С 11 ), были Константинополь, Варна, София, Прага, Белград, Берлин и Париж.
 
Слова-ответы к игре № 5 советуем читать справа налево.
І.
1 слово – Б 5 – е о л е Б, 2 слово – Д 8 – е и н е ж и в д;
П 12 – х и к с е ч и т и л о п
В 8 – х и к с н и о в
Ш 9 – м ы н и г ь л у Ш
М 9 – м ы в о к ю л и М
С 6 – е в у р т С
П 6 – т а м и р п
Т 9 – м я и ц и д а р т
Н 13 – я и н е ш е р д е р п е н
П 19 – е и к с ь л е т а м и н и р п д е р п

ІІ.
1 слово – Б 5 – й ы л е Б, 2 слово – Т 6 – р о р р е т;
Р 9 – и и с с е р п е р
К 8 - о г о н с а р к
Т 7 – а р о р р е т
Н 12 – й о м е я л в а р п а н

ІІІ.
1 слово – Б 5 – я а л е Б, 2 слово – Э 9 – я и ц а р г и м э;
Г 11 – й о к с н а д ж а р Г
И 6 – х и щ у м и
Д 11 – а в т с н е в о х у д
Э 9 – и и ц а р г и м э
Э 10 – в о т н а р г и м э
М 11 – в о т с и х р а н о м
Н 8 – х ы н д о р а н
С 11 – в о т с и л а и ц о с

Игра № 6

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
Берлинская операция – проводилась советскими войсками с 16 апреля по 8 мая 1945г. как завершающая ( С14 ) операция в ходе Великой Отечественной войны. Цель наступления – окружение и разгром группировки немецких войск, оборонявших Берлин, захват немецкой столицы, выход на Эльбу для соединения с союзными войсками. ( П 12 ) задача операции – опередить ( А 17 ) войска и первыми взять Берлин. В операции с советской стороны участвовали войска трёх фронтов: 2-го Белорусского (командующий – К.К. ( Р 12 ), 1-го Белорусского (командующий – Г.К. ( Ж 5 ) и 1-го Украинского (командующий И.С. ( К 5 ). Им противостояли немецкие войска группы «Висла» и группы «Центр». Ход операции разделялся на 3 этапа:
• 1-й – (16-19 апреля) прорыв одерско-нейсенского рубежа немецкой обороны;
• 2-й – (19-15 апреля) окружение и расчленение войск противника;
• 3-й – (26 апреля-8 мая) уничтожение окруженных группировок и взятие Берлина.

ІІ.
Берлинская стена – стена из бетона и колючей проволоки между ( З 8 ) и ( В 9 ) Берлином протяженностью 162км. Сооружена властями Германской Демократической Республики по согласованию с СССР в августе 1961г. с целью прекратить массовый ( О 5 ) населения из Восточной Германии на Запад (с 1945 по 1961г. эмигрировало более 3 млн. человек). Служила ( С 8 ) разделения Европы на ( П 18 ) блоки. Потеряла своё значение как ( П 8 ) в 1989г. В 1990-1991гг. была разрушена.

ІІІ.
Брестская крепость – крепость-герой в черте города Бреста в ( Б 10 ). С сентября 1939г. в составе СССР. В начале Великой Отечественной войны ( М 13 ) гарнизон крепости, находясь в окружении, с 22 июня до 20-х чисел июля 1941г. оборонялся против ( П 13 ) сил германских войск.
 
Слова-ответы к игре № 6 рекомендуем читать справа налево.
І.
С т р а т е г и ч е с к а я 14
П о л и т и ч е с к а я 12
А н г л о – а м е р и к а н с к и е 17
Р о к о с с о в с к и й 12
Ж у к о в 5
К о н е в 5

ІІ.
З а п а д н ы м 8
В о с т о ч н ы м 9
О т т о к 5
С и м в о л о м 8
П р о т и в о б о р с т в у ю щ и е 18
П р е г р а д а 8

ІІІ.
Б е л о р у с с и и 10
М а л о ч и с л е н н ы й 13
П р е в о с х о д я щ и х 13

Игра № 7

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
Битва за Днепр – военная операция в ходе Великой Отечественной войны, которая проводилась с 25 августа по 22 декабря 1943г. войсками Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного фронтов (с 20 октября – соответственно ( Б 12 ), 1-го, 2-го, 3-го и 4-го ( У 10 ) фронтов) против немецких войск – части сил группы армий «Центр» и основных сил группы армий «Юг». Цель – ( О 12 ) Левобережной ( У 7 ), Донбасса, Киева и ( З 6 ) ( П 9 ) на Днепре. В ходе битвы советские войска освободили свыше 38 тыс. населенных пунктов, в том числе 160 городов (6 ноября – Киев). За отличие в боях 2438 воинов удостоены звания ( Г 5 ) ( С 10 ) ( С 5 ) – самое большое количество награжденных за участие во всех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны.

ІІ.
Битва за Кавказ – ( В 7 ) операция в ходе Великой Отечественной войны, которая проходила в два этапа:
• 1-й – (оборонительный) с 25 июля по 31 декабря 1942г.;
• 2-й – (наступательный) с 1 января по 9 октября 1943г.
Для выполнения плана по захвату Кавказа - кодовое название – « ( Э 9 )» - немецкое командование выделило группу армий «А». Им противостояли советские войска ( Ю 6 ) и часть сил ( С 17 ) фронтов. Битва завершилась взятием ( Н 13 ) и ( Т 10 ) полуострова, в ходе сражения советские войска освободили от фашистских оккупантов территорию площадью около 200 тыс. кв.км.
 
Слова-ответы к игре № 7 читаются справа налево.

І.
Б 12 – о г о к с с у р о л е Б
У 10 – х и к с н и а р к У
О 12 – е и н е д ж о б о в с о
У 7 – ы н и а р к У
З 6 – т а в х а з
П 9 – а м р а д ц а л п
Г 5 – я о р е Г
С 10 – о г о к с т е в о С
С 5 – а з ю о С

ІІ.
В 7 – я а н н е о в
Э 9 – с й е в ь л е д Э
Ю 6 – о г о н ж Ю
С 17 – о г о к с з а к в а К – о р е в е С
Н 13 – а к с й и с с о р о в о Н
Т 10 – о г о к с н а м а Т

Игра № 8

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.

Белградская операция – ( В 7 ) операция (28 сентября -20 октября 1944г.) в ходе Великой Отечественной войны, в результате которой войска 3-го ( У 10 ) фронта (командующий Ф.И. ( Т 8 ) прорвали оборону германской группы армии «Ф» и во взаимодействии с ( Н 22 ) армией 20 октября 1944г. освободили Белград.

ІІ.

Блокада Ленинграда – началась 8 сентября 1941г. захватом войсками группы армий « ( С 5 ) » ( Ш 13 ). Было прервано сухопутное сообщение Ленинграда со страной. 27 января 1943г. войска Ленинградского и Волховского фронтов с пятой попытки прорвали немецкую блокаду, освободили ( Ш 12 ) и очистили от войск противника южное побережье ( Л 10 ) озера. Пробитый советскими войсками вдоль берега коридор (8-11 км) восстановил связь города со страной. До этого единственной ( Т 12 ) магистралью, по которой проходило снабжение Ленинграда продовольствием и боеприпасами, была «( 1 слово – Д 6, 2 слово – Ж 5 )», проходившая через ( Л 9 ) озеро: в периоды ( Н 9 ) – по воде, зимой – по льду. Окончательное снятие блокады произошло 27 января 1944г. За время блокады в Ленинграде умерли от голода свыше 640тыс. человек, десятки тысяч истощенных ленинградцев умерли в( Э 9 ), 17 тыс. жителей города погибли, около 34 тыс. ранены во время артиллерийских обстрелов и бомбардировок.
 
Слова-ответы к игре № 8 советуем читать справа налево.

І.
В 7 – я а н н е о в
У 10 – о г о к с н и а р к У
Т 8 – н их у б л о Т
Н 22 – й о н ь л е т и д о б о в с о – о н д о р а н

ІІ.
С 5 – р е в е С
Ш 13 – а г р у б ь л е с с и л Ш
Ш 12 – г р у б ь л е с с и л Ш
Л 10 – о г о к с ж о д а Л
Т 12 – й о н т р о п с н а р т
Д – а г о р о Д
Ж 5 – и н з и ж
Л 9 – е о к с ж о д а Л
Н 9 – и и ц а г и в а н
Э 9 – и и ц а у к а в э

Игра № 9

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

І.
«Большая тройка» - лидеры трех союзных государств: Великобритании – У. ( Ч 8 ), СССР – И.В. ( С 6 ), США – Ф. ( Р 8 ).

ІІ.
Большой террор – термин введен в научный оборот английским историком Р. ( К 10 ). Обозначает массовые политические ( Р 9 ) в СССР в 1937-38гг., когда в год выносилось по 360 тыс. ( С 8 ) приговоров, то есть в день расстреливалось около тысячи человек.

ІІІ.
Брестский мир – ( М 6 ) договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией – с другой. Заключен в Брест-Литовске (Бресте) 3 марта 1918г., ( Р 13 ) ІV ( Ч 12 ) ( В 13 ) съездом Советов и германским императором ( В 11 ) ІІ в марте 1918г. Договор завершил участие России в Первой мировой войне. По условиям договора от России отторгались Литва, Курляндия, Лифляндия, Эстляндия и часть Белоруссии; на Кавказе к Турции отходили Карс, Ардаган и Батум; Украина и Финляндия признавались самостоятельными государствами. Всего территориальные ( П 6 ) России составляли около 1 млн. кв.км (включая Украину). Россия обязывалась ( Д 14 ) армию и флот и уплатить Германии ( К 11 ) – 6 млрд. марок. 13 ноября 1918г. советское правительство ( А 12 ) Брестские соглашения.
 
Слова-ответы к игре № 9 советуем читать справа налево.
І.
Ч 8 – ь л л и ч р е Ч
С 6 – н и л а т С
Р 8 – т ь л е в з у Р

ІІ.
К 10 – м о т с е в к н о К
Р 9 – и и с с е р п е р
С 8 – х ы н т р е м с

ІІІ.
М 6 – й ы н р и м
Р 13 – н а в о р и ц и ф и т а р
Ч 12 – м ы н й а ч ы в з е р Ч
В 13 – м и к с й и с с о р е с В
В 11 – м о м ь л е г ь л и В
П 6 – и р е т о п
К 11 – ю и ц у б р т н о к
Д 14 – ь т а в о з и л и б о м е д
А 12 – о л а в о р и л у н н а

Игра № 10

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Внутрипартийная борьба за власть в 1920 гг. – началась с весны 1922г. в связи с болезнью В.И. ( Л 6 ), продолжалась до конца 1920-х гг. Сутью идейных разногласий было отношение к срокам действия НЭПа. В разное время как сторонники оппозиций, так и приверженцы «Генеральной линии» в зависимости от обстановки выступали то за ( С 11 ) НЭПа и усиление ( Г 16 ) вмешательства в экономику, то за продолжение ( Л 11 ) политики в развитии товарно-денежных отношений. Борьба носила ( В 11 ) характер; народ, за исключением партийных ( А 10 ), не принимал в ней никакого участия. Победа в борьбе за власть И.В. ( С 7 ) была обусловлена тем, что с 1922г. он занимал пост генерального секретаря ЦК РКП(б) [ ВКП(б)], который дал ему возможность ( Р 11 ) партийных кадров. При механизме решения вопросов путем ( Г 11 ) аппарат Сталина, подбирая делегатов на партийные съезды из своих ( С 11 ), обеспечивал ему большинство.
 
Слова-ответы к игре № 11 необходимо читать справа налево.

Л 6 – а н и н е Л
С 11 – е и н а в ы т р ё в с
Г 16 – о г о н н е в т с р а д у с о г
Л 11 – й о н ь л а р е б и л
В 11 – й ы н ч е ш у х р е в
А 10 – в о т с и в и т к а
С 7 – а н и л а т С
Р 11 – и к в о н а т с с а р
Г 11 – я и н а в о с о л о г
С 11 – в о к и н н о р о т с

Игра № 12

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

«Булыгинская Дума» - в исторической литературе название проекта представительного ( З 20 ) органа в России. Произошло от имени министра внутренних дел А.Г.Булыгина, которому 18 февраля 1905г. царским ( Р10 ) было поручено ( П 16 ) в Особом совещании для разработки проекта закона о Государственной думе и выборах в неё. На основе выработанного проекта было составлено три акта от 6 августа 1905г.:
• высочайший манифест об учреждении Государственной думы;
• учреждение Государственной думы;
• положение о выборах в Государственную думу.
«Булыгинская Дума» должна была стать второй (наряду с Государственным советом) ( З 19 ) палатой. Император в полном объеме сохранял за собой ( З 15 ) власть. Выборы в Думу были
• ( Н 11 ) – не получили избирательных прав рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и т.д.;
• ( Н 9 ) – для крестьян предполагалось установить ( Ч 16 ), для помещиков и буржуазии – ( Д 13 ) выборы;
• ( Н9 ) – 42% ( В 10 ) должны были избираться съездами уполномоченных от волостей, 34% - съездами уездных землевладельцев и 24% - съездами городских избирателей.
Октябрьская Всероссийская политическая стачка сорвала созыв «булыгинской Думы».
 
Слова-ответы к игре № 12 рекомендуется читать справа налево.

З 20 – о г о н ь л е т а щ е в о с о н о к а з
Р 10 – м о т п и р к с е р
П 16 – о в т с ь л е т а д е с д е р п
З 19 – й о н ь л е т а щ е в о с о н н о к а з
З 15 – ю у н ь л е т а д о н о к а з
Н 11 – и м и щ б о е с в е н
Н 9 – и м ы м я р п е н
Ч 16 – е ы н н е п е т с х ё р ы т е ч
Д 13 – е ы н н е п е т с х у в д
Н 9 – и м ы н в а р е н
В 10 – в о к и щ р о б ы в

Игра № 13

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

«Военный коммунизм» - внутренняя политика Советского государства в условиях Гражданской войны. Явилась попыткой преодоления экономического кризиса ( Д 13 ) методами, опиралась на теоретическое представление о возможности непосредственного введения коммунизма. Складывалась постепенно в 1918-1920гг. Сменена НЭПом в 1921г. В историографии существует три основных подхода к вопросу о сущности политики «военного коммунизма»: была ли эта политика плодом «коммунистического эксперимента» или её мероприятия были продиктованы конкретными условиями Гражданской войны.
• Первый подход предполагает, что «военный коммунизм – это попытка ( П 8 ) партии, опираясь на основные ( П 9 ) своей идеологии, изложенные во 2-й программе РКП(б) (март 1919г.), ( Н 8 ) ввести в стране коммунизм. Несмотря на отсутствие ( О 11 ) предпосылок перехода к социализму, осуществить с помощью государственного принуждения (диктатуры пролетариата) своеобразный эксперимент над Россией: ликвидировать ( Ч 7 ) собственность, ( С 9 ) торговлю, отменить ( Д 8 ) систему и т.п. Все эти мероприятия провести в кратчайшие сроки, чтобы после ( М 7 ) революции пролетариат других стран мог учесть российский опыт.
• Вторая попытка выдвигает мнение о том, что «военный коммунизм» - это политика чрезвычайных мер, необходимых для удержания ( В 6 ) в ходе Гражданской войны. Первоначально планировался ( П 11 ) переход к социализму. Например, не национализация частных предприятий, а лишь установление ( Р 8 ) контроля, не прямое распределение продуктов по карточкам, а только ( Р 13 ) рынка государством и т.д. Однако условия войны – необходимость снабжения армии и городского пролетариата дефицитным продовольствием, ( С 7 ) буржуазии (отказ выполнять государственные заказы) – заставили государство ужесточить политику, вынужденно расширяя сферу вмешательства в экономику и социальную жизнь.
• Третья версия является своеобразным объединением двух предыдущих, когда в политике «военного коммунизма» усматриваются как приоритет идеологии, т.е. ( К 10 ) регулирования общественных процессов в направлении поставленных задач, так и влияние ( О 11 ) обстоятельств войны, которые ускоряли многие мероприятия ( С 16 ) направленности.
 
Слова-ответы к игре № 13 следует читать справа налево.

Д 13 – и м и к с р о т а т к и д
П 8 – й е щ я в а р п
П 9 – ы т а л у т с о п
Н 8 – о н ь л и с а н
О 11 – х ы н в и т к е ъ б о
Ч 7 – ю у н т с а ч
С 9 – ю у н д о б о в с
Д 8 – ю у н ж е н е д
М 7 – й о в о р и м
В 6 – и т с а л в
П 11 – й ы н н е п е т с о п
Р 8 – о г е ч о б а р
Р 13 – е и н а в о р и л у г е р
С 7 – ж а т о б а с
К 10 – о г о н д н а м о к
О 11 – х ы н в и т к е ъ б о
С 16 – й о к с е ч и т м и л а и ц о с

Игра № 14

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Военно-промышленные комитеты (ВПК) – организации российских ( П 16 ) периода Первой мировой войны. Созданы в мае 1915г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности. Инициатором создания ВПК выступила « ( П 13 ) партия». Цель – ( М 11 ) промышленности для военных нужд и продолжения военных действий. Кроме того, ВПК предназначались для ( П 13 ) давления на царское правительство. Председатель Центрального ВПК – А.И. ( Г 6 ). 24 июля 1918г. СНК принял решение о ликвидации ВПК.

Военно-революционные комитеты (ВРК) – ( Б 6 ) органы, создававшиеся обычно при ( С 7 ) рабочих и солдатских депутатов и действовавшие в октябре 1917-марте 1918г. Организовывались большевиками при участии левых ( Э 6 ) и ( А 10 ). ВРК руководили подготовкой и организацией захвата власти в Петрограде, Москве, губернских и других городах; выступали в качестве ( В 9 ) ( Ч 12 ) органов власти. Всего в октябре 1917г. действовало около 40 ВРК, которые играли роль ( Ш 6 ) ( В 9 ). В период установления советской власти на местах было создано около 600 ВРК.
 
Ответы к игре 14 рекомендуется читать справа налево.

Военно-промышленные комитеты (ВПК)

П 16 – й е л е т а м и н и р п д е р п
П 13 – я а н в и с с е р г о р П
М 11 – я и ц а з и л и б о м
П 13 – о г о к с е ч и т и л о п
Г 6 – в о к ч у Г

Военно-революционные комитеты (ВРК)

Б 6 – е ы в е о б
С 7 – х а т е в о С
Э 6 – в о р е с э
А 10 – в о т с и х р а н а
В 9 – х ы н н е м е р в
Ч 12 – х ы н й а ч ы в з е р ч
Ш 6 – в о б а т ш
В 9 – я и н а т с с о в

Игра 15

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Временное правительство в России – высший ( И 29 ) и ( З 15 ) орган, существовавший со 2 марта по 25 октября 1917г. Создано Временным комитетом Государственной думы по соглашению с представителями Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В результате этого соглашения образовалось ( Д 11 ). Временное правительство во главе с Г.Е. ( Л 7) включало в себя преимущественно представителей буржуазных партий. Единственным представителем ( С 16 ) партий был министр ( Ю 7) А.Ф. ( К 9 ) [ эсер], который объявил себя «заложником демократии». Программа Временного правительства изложена в декларации, а затем в обращении к гражданам России 6 марта:
• война «до победного конца» при неуклонном выполнении договоров и соглашений, заключенных с союзными державами;
• введение политических свобод;
• подготовка созыва Учредительного собрания;
• замена полиции народной милицией;
• в аграрной политике и в национальном вопросе правительство призывало дождаться Учредительного собрания;
• в рабочем вопросе проявлялась сдержанность и не был введён законодательным путем 8-часовой рабочий день.
Апрельский кризис привел к смене состава Временного правительства – оно стало ( К 12 ), т.е. включавшим в себя представителей буржуазных и социалистических партий.
Июньский кризис
• показал растущее влияние партии ( Б 11 ) и слабость как самого Временного правительства, так и Советов, на которые оно опиралось.
• привел к ликвидации двоевластия и установлению полновластия Временного правительства, которое провело ряд мер по наведению порядка в стране и в армии.
24 июля было сформировано второе коалиционное правительство во главе с Керенским. ( К 12 ) мятеж вызвал развал второй коалиции и длительный правительственный кризис.
1 сентября власть временно перешла в руки ( Д 10 ) [Совет пяти ] во главе с Керенским. В этот же день Россия была провозглашена республикой. Демократическое совещание не смогло разрешить вопрос о правительственной власти.
В ходе закулисных переговоров с кадетами было сформировано третье коалиционное правительство (министр-председатель – Керенский). Программа третьей коалиции была изложена в декларации от 26 сентября 1917г., основным тезисом которой стало намерение «твердой властью» (силой) остановить «волны анархии» (революцию). В результате Октябрьской революции власть Временного правительства была свергнута.
 
Ответы к игре 15 следует читать справа налево.

И 29 – й ы н ь л е т и д я р о п с а р – о н ь л е т и н л о п с и
З 15 – й ы н ь л е т а д о н о к а з
Д 11 – е и т с а л в е о в д
Л 7 – м ы в о в ь Л
С 16 – х и к с е ч и т с и л а и ц о с
Ю 7 – и и ц и т с ю
К 9 – й и к с н е р е К
К 12 – м ы н н о и ц и л а о к
Б 11 – в о к и в е щ ь л о б
К 12 – й и к с в о л и н р о К
Д 10 – и и р о т к е р и Д

Игра 16

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

«Гапоновщина» - принятое в исторической литературе название одного из проявлений политики « ( П 12 ) ( С 10 ) », происходящее от фамилии священника Г.А.Гапона. В 1903г. при поддержке начальника Особого отдела Департамента полиции С.В.Зубатова и министра внутренних дел В.К. П П 5 ) Гапон создал ( Л 9 ) рабочую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Её связи с Департаментом полиции и МВД не раскрывались. Гапоновская организация выступила ( И 11 ) шествия к царю 9 января 1905г., которое вошло в историю как « ( К 8 ) ( В 11 ) ». В январе 1906г. гапоновская организация была запрещена правительством. Слово «гапоновщина» стало синонимом ( П 13 ).

ГУЛАГ – Главное управление ( И 21 ) лагерей (ИТЛ), трудовых поселений и мест заключения в 1934-1956гг. Специальные отделения ГУЛАГа объединяли многие ИТЛ в разных районах страны: Соловецкий ИТЛ (Услон), Карагандинский ИЛ (Карлаг), Дальстрой и т.д. В ГУЛАГ входили управления, курировавшие отдельные отрасли экономики: промышленности и спецстроительства, горно-металлургической, топливной, лесной промышленности, железнодорожного строительства и т.п. В 1939г. создано ) О 6 ) ( Т 11 ) ( Б 4 ), занимавшееся разработкой новых технологий. В ведении этих управлений находились миллионы заключенных, которые работали на строительстве каналов, дорог, аэродромов, промышленных и других объектов. Их труд был настолько тяжелым, что многие погибали уже через три месяца работ, поэтому ( К 10 ) заключенных постоянно обновлялся. На 1 января 1941г. в лагерях находилось 2 млн. заключенных, 930 тыс. работали на ( С 14 ).
 
Ответы к игре 16 читаются справа налево.

«Гапоновщина»

П 12 – о г о к с й е ц и л о п
С 10 – а м з и л а и ц о с
П 5 – е в е л П
Л 9 – ю у н ь л а г е л
И 11 – м о р о т а и ц и н и
К 8 – е о в а в о р К
В 11 – е ь н е с е р к с о в
П 13 – а в т с ь л е т а д е р п

ГУЛАГ

И 21 – х ы в о д у р т – о н ь л е т и в а р п с и
О 6 – е о б о с О
Т 11 – е о к с е ч и н х е т
Б 4 – о р ю б
К 10 – т н е г н и т н о к
С 14 – х я и н е л е с о п ц е п с

Игра 17

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа – один из первых К 16 ) актов Советской республики. Состояла из 4-х разделов.
• 1-й раздел устанавливал ( П 12 ) основы государства, декларировал ( П 12 ) Советов в центре и на местах, ( Ф 12 ) принцип построения государства;
• 2-й раздел – определял основную задачу советской власти: ( У 11 ) эксплуатации и классов, построение ( С 10 );
• 3-й раздел – закреплял основные ( П 8 ) советской ( В 7 ) политики – борьба за мир, отмена тайных договоров и т.д.
• 4-й раздел – провозглашал ( У 10 ) эксплуататорских классов от участия в ( У 10 ) государством посредством ( Л 7 ) ( И 13 ) прав.
Декларация включена в качества вводного раздела в первую ( К 11 ) РСФСР 1918г.

Декларация прав человека – ( В 8 ) декларация прав человека принята ( Г 11 ) ( А 10 ) ООН 10 декабря 1948г. Провозглашает права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную ( Н 18 ), свободу совести и др., а также ( С 22 ) права (на труд, социальное обеспечение, отдых и др.) 10 декабря отмечается как День прав человека. В СССР была опубликована только в конце 1980-х гг.
 
Ответы к игре 17 следует читать справа налево.

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа

К 16 – х ы н н о и ц у т и т с н о к
П 12 – е и к с е ч и т и л о п
П 12 – е и т с а л в о н л о п
Ф 12 – й ы н в и т а р е д е ф
У 11 – е и н е ж о т ч и н у
С 10 – а м з и л а и ц о с
П 8 – ы п и ц н и р п
В 7 – й е н ш е н в
У 10 – е и н е н а р т с у
У 10 – и и н е л в а р п у
Л 7 – я и н е ш и л
И 13 – х ы н ь л е т а р и б з и
К 11 – ю и ц у т и т с н о К

Декларация прав человека

В 8 – я а щ б о е с в
Г 11 – й о н ь л а р е н е Г
А 10 – й е е л б м а с с А
Н 18 – ь т с о н н е в о н с о к и р п е н
С 22 – е и к с е ч и м о н о к э – о н ь л а и ц о с

Игра 18

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

«Союз освобождения» - ( Н 11 ) политическая организация либеральной интеллигенции в России в 1904-1905 гг., группировавшихся вокруг журнала «Освобождение». Лидеры – П.Б. ( С 6 ), И.И.Петрункевич, Д.И.Шаховский, С.Н.Прокопович и др.
Программа –
• ( К 15 ) монархия,
• ( В 8 ) избирательное право,
• право народностей на ( С 15 ),
• наделение крестьян землей за счёт ( П 15 ) отчуждения помещичьих земель.
«Союз» выступил организатором «банкетной кампании». В марте 1905г. «Союз» принял новую программу, в которой появились требования созыва Учредительного собрания и 8-часового рабочего дня. В августе 1905г. «освобожденцы» выступили против бойкота «булыгинской Думы», за легальные действия и приняли решение о создании конституционно-демократической партии. После этого «Союз освобождения» перестал существовать как организация, а часть его членов вошли в партию ( К 7 ).

«Банкетная кампания» - организованное по инициативе «Союза освобождения» выступление либеральной оппозиции в ходе банкетов, проходивших в ноябре-декабре 1904г. в связи с 40-летием ( С 8 ) реформы. В 34 городах России состоялось около 120 банкетов с общим числом участников до 59 тыс. человек. На банкетах произносились ( П 12 ) речи и принимались резолюции с требованием ( К 11 ). Толчком к проведению «банкетной кампании» стала резолюция съезда ( З 7 ) деятелей (Петербург, ноябрь 1904г.), в которой содержался пункт о переходе к ( К 16 ) правлению путем передачи законодательной власти ( Н 9 ) представительству.
 
Ответы к игре 18 читаются справа налево.

«Союз освобождения»

Н 11 – я а н ь л а г е л е н
С 6 – е в у р т С
К 15 – я а н н о и ц у т и т с н о к
В 8 – е е щ б о е с в
С 15 – е и н е л е д е р п о о м а с
П 15 – о г о н ь л е т и д у н и р п
К 7 – в о т е д а к

«Банкетная кампания»

С 8 – й о н б е д у с
П 12 – е и к с е ч и т и л о п
К 11 – и и ц у т и т с н о к
З 7 – х и к с м е з
К 16 – у м о н н о и ц у т и т с н о к
Н 9 – у м о н д о р а н

Игра 19

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Сенат, Правительствующий Сенат – в 1711-1917гг. в России высший ( А 16 ), ( С 8 ), ( К 11 ) и ( К 12 ) государственный орган, подчиненный ( И 10 ). В начале ХХ в. состоял из шести департаментов, Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, трех общих собраний и пяти соединённых департаментов. В 1906г. при Сенате был учреждён Верховный уголовный суд. Во главе Сената – ( Г 15 ). Сенат выступал в качестве высшего «толкователя» и «хранителя» ( З 7 ). Проводил сенаторские ревизии. Самая известная из них – ревизия сенатором С.С.Манухиным ( Л 8 ) золотопромышленного общества (июнь-июль 1912г.). Материалы ревизии были переданы в Совет министров. Манухин признал необходимым отдать под суд жандармского ротмистра Трещенкова, который руководил ( Л 7 ) расстрелом. Но Сенат по просьбе Министерства внутренних дел закрыл это дело. Сенат прекратил своё существование после ( О 11 ) революции.
 
Ответы к игре 19 советуем читать справа налево.

А 16 – й ы н в и т а р т с и н и м д а
С 8 – й ы н б е д у с
К 11 – й ы н ь л о р т н о к
К 12 – й ы н н о и ц а с с а к
И 10 – у р о т а р е п м и
Г 15 – р о р у к о р п – л а р е н е г
З 7 – в о н о к а з
Л 8 – о г о к с н е Л
Л 7 – м и к с н е Л
О 11 – й о к с ь р б я т к О

Игра 20

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Государственный совет-
1) высший ( З 19 ) орган Российской империи(1801-1906).
Рассматривал( З 13 ), передававшиеся затем на утверждение царя, который мог присоединиться к мнению или большинства, или меньшинства по поводу обсужденного законопроекта. Члены Государственного совета и его председатель назначались царем из высших ( С 10 );
2) высший ( П 16 ) ( З 15) орган, фактически верхняя палата российского парламента (1906-1917).
( Ф 9 ) имел равные права с Государственной думой, но ( Ф 10 ) мог сорвать любой законопроект, принятый ею. Члены Государственного совета наполовину назначались ( Ц 5 ), а наполовину ( И 10 ). Из членов Государственного совета царь ежегодно назначал председателя. 1 мая 1917г ( В 9 ) правительство ( У 10 ) должность членов по назначению, а 6 октября 1917г. – признало полномочия выборных членов Государственного совета утратившими силу.
 
Ответы к игре 20 читаем справа налево.

З 19 – й ы н ь л е т а щ е в о с о н о к а з
З 13 – ы т к е о р п о н о к а з
С 10 – в о к и н в о н а с
П 16 – й ы н ь л е т и в а т с д е р п
З 15 – й ы н ь л е т а д о н о к а з
Ф 9 – о н ь л а м р о ф
Ф 10 – и к с е ч и т к а ф
Ц 5 – м ё р а ц
И 10 – ь с и л а р и б з и
В 9 – е о н н е м е р в
У 10 – о л и н д з а р п у

Игра 21

Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове

Диссиденты (от лат. dissidens - несогласный) – в СССР термин стал применяться с середины 1960-х гг. по отношению к советским гражданам, открыто осуждавшим в разных формах действия властей, нарушающих, по их мнению, права и свободы человека, право на ( С 15 ). Историю диссидентского движения принято вести с ареста и судебного процесса против двух литераторов – Ю.М.Даниэля и А.Д. Синявского, опубликовавших без разрешения властей за границей свои произведения. Диссидентское движение не было массовым и однородным. В нём выделяют три основных течения, условно названных
• ленинско-коммунистическим,
• либерально-демократическим,
• религиозно-националистическим,
представленных соответственно Р.А. ( М 10), А.Д. ( С 9 ) и А.И. ( С 12 ).
Единственное, что объединяло эти течения – ( О 15 ) советской власти.
• Р.А. ( М 8 ) выступал против ползучей ( Р 12 ) Сталина и за возвращение к исходным ( Л 9) идеям.
• А.Д. ( С 7 ) одним из первых предупреждал о ( П 10 ) гонки вооружений, развивал идеи сближения социалистической и капиталистической систем ( К 12 ), выступал за соблюдения прав человека и ( И 16 ) свободу.
• А.И. ( С 10 ), отвергая весь ( С 9 ) опыт, одновременно критикуя современное ( З 8 ) общество, отстаивал религиозные и нравственные ценности и возможность особого исторического развития России.
Сами эти течения также не были однородными и фокусировали более широкий спектр разномастного ( И 11 ). Все диссиденты подвергались ( Р 10 ) со стороны властей.
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)