Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 4


Подготовительный этап

Прочитаем информацию.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на 3 группы:

  • с однородным подчинением
  • с неоднородным (параллельным) подчинением
  • с последовательным подчинением

І.В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением все придаточные связаны с одними и теми же словами главного предложения и ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС. Связи однородных придаточных напоминают связи однородных членов предложения.

Рассмотрим пример.

Вспомогательные элементы в разборе:

  • [] - выделено главное предложение
  • ( ) - выделены два придаточных предложения
  • крупным шрифтом выделены подлежащее и сказуемое
  • жирным шрифтом выделены союзы

[Я ОТВЕЧАЛ], (что ПРИРОДА ХОРОША) и (что особенно ХОРОШИ в наших местах ЗАКАТЫ). (В.Солоухин).

[Я ОТВЕЧАЛ], → (что?) → (что ПРИРОДА ХОРОША)

[Я ОТВЕЧАЛ], → (что?) →.(что особенно ХОРОШИ в наших местах ЗАКАТЫ).

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз, который логически можно добавить.

Рассмотрим пример.

[СЛЫШНО БЫЛО], (как слабо ПОСКРИПЫВАЛИ СТВОЛЫ сосен от верхнего течения воздуха) и (ТРЕЩАЛ один дальний КУЗНЕЧИК, не дождавшись времени тьмы). (А.Платонов).

[Слышно было], → (что?) → (как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха)

[Слышно было], → (что?) → как (трещал один дальний кузнечик, не дождавшись времени тьмы).

ІІ.В сложноподчинённом предложении с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к одним и тем же словам главного предложения, но ОТВЕЧАЮТ НА РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ.

Рассмотрим пример.

Вспомогательные элементы в разборе:

  • [] - выделено главное предложение
  • ( ) - выделены два придаточных предложения
  • крупным шрифтом выделены подлежащее и сказуемое
  • жирным шрифтом выделены союзы

[КАРТИНА, (которую Я ВИДЕЛ с вершины горы), так ПОРАЗИЛА меня], (что Я ВСКРИКНУЛ от удивления). (В.Арсеньев).

Вспомогательные элементы в разборе:

  • жирным шрифтом выделены слова в главном предложении, от которых задаётся вопрос

[Картина, → (какая?) → (которую я видел с вершины горы), так поразила меня]

[Картина так поразила меня], → (как?) → (что я вскрикнул от удивления).

ІІІ. В сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением

  • первое придаточное относится к главному
  • второе придаточное относится к первому придаточному
  • и т.д.

Рассмотрим пример.

Вспомогательные элементы в разборе:

  • [] - выделено главное предложение
  • ( ) - выделены два придаточных предложения
  • крупным шрифтом выделены подлежащее и сказуемое
  • жирным шрифтом выделены союзы

[Часто осенью Я пристально СЛЕДИЛ за опадающими листьями], (чтобы ПОЙМАТЬ ту незаметную долю секунды), (когда ЛИСТ ОТДЕЛЯЕТСЯ от ветки и НАЧИНАЕТ ПАДАТЬ на землю). (К.Паустовский).

Вспомогательные элементы в разборе:

  • жирным шрифтом выделены слова в главном предложении, от которых задаётся вопрос

[Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями], → (зачем? с какой целью?) → (чтобы поймать ту незаметную долю секунды), → (какую?) → (когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю). (К.Паустовский).

***

В материалах тестов использованы и другие типы предложений.

1. Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа: Капельки осеннего тумана по стволам бегут ручьями слёз. (Д.Кедрин). Скажи мне всю правду…(А.Пушкин).

Грамматическая основа может состоять из

  • подлежащего и сказуемого;
  • подлежащего (сказуемое отсутствует);
  • сказуемого (подлежащее отсутствует);

В грамматической основе могут быть однородные подлежащие и однородные сказуемые.

2. Сложносочинённое предложение – такое сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. (М.Горький).

Сочинительные союзы:

  • и, да, да и, тоже, также, ни – ни; не только, но и; как, так и ;
  • но, а, да (в значении но), однако, зато;
  • или (иль), либо, то – то; не то – не то;

3. Сложноподчинённое с одним придаточным: Местное слово может украсить и обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. (К.Паустовский).

4. Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов: Таковы на Руси леса достославные, таковы на лесной Руси сказки бабушки. (Н.Рубцов).

Желаем удачи в определении типов сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными!

***

Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.


 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 3 | Описание курса | Вариант 5 
   


...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...