Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Мохообразные. Общая характеристика




Прочитаем информацию.

Мохообразные – отдел высших споровых растений.

Выделяют 3 класса:
  • антоцеротовые мхи – мохообразные растения, для которых характерны пластинчатые талломы (лопастные или розетковидные слоевища). Название связано с рогообразной формой спорангиев (греч.anthos «цветок», keros «рог»).
  • печеночные мхи – мохообразные растения, для которых характерна слабо развитая протонема.
Протонема – одна из жизненных форм моховидных растений, наряду с гаметофитом и спорофитом. Представляет собой нитчатое, реже пластинчатое образование, вырастающее из споры мхов.
  • листостебельные мхи (настоящие мхи) – мхи, для которых характерно расчленение тела на стебель и листья.
Главное отличие мохообразных от других высших растений – преобладание в цикле воспроизведения гаплоидного гаметофита (половое поколение) над диплоидным спорофитом (бесполое поколение).

Бриология – наука, изучающая мохообразных.

Местообитание

Распространены во влажных местах: в тундре, на болотах, в лесах.

Общее строение

Тело расчленено на стебель и лист.
«Стебель» - каулидия (см. сноску). «Лист» - филлидия (см. сноску).
У более простых – тело – слоевище (таллом).
Не имеют корней, прикрепляются к субстрату ризоидами (см. сноску).

Питание

Осуществляется через ризоиды и всю поверхность тела.

Размножение

Половое – архегонии и антеридии (органы).
Бесполое – спорогон (диплоидный спорофит – спорангий).

Фазы жизненного цикла

Чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития. Преобладающая фаза – гаплоидная (гаметофит).

Значение

1. почвообразование (образование торфа).
2. регулирование водного баланса ландшафтов.
3. аккумуляция (см. сноску) радиоактивных веществ.


Рассмотрим примеры видов мохообразных.

                 Класс

                                 Пример

Антоцеротовые мхи

Антоцерос гладкий, феоцерос гладкий

Печеночные мхи

Маршанция многообразная, баццания, лунулария, пеллия

Листостебельные мхи (настоящие мхи)

Кукушкин лен, дикранум, сфагнум, буксбаумия, схистостега перистая («светящийся» мох), полия поникшая и др.


Рассмотрим характеристики некоторых мхов.

Класс мхов/

характеристика

Антоцеротовые

Печеночные

Листостебельные (настоящие мхи)

Пример

Антоцерос гладкий

Маршанция многообразная

Кукушкин лен обыкновенный

Местообитание

Тропические влажные леса

Сырые места, берега ручьёв.

Еловые влажные леса.

Общее строение

Таллом пластинчатый в форме розеток.

Слоевище в форме лопасти, до 10 см. – длина и до 3 см. – ширина.

Небольшое растение – до 20 см.
Стебли буровато-зеленые, неветвящиеся, покрыты узкими листьями.

Питание

Всасывание питательных веществ через ризоиды.

Размножение

Половое – архегонии и антеридии (органы).
Бесполое – спорогон (диплоидный спорофит – спорангий).

Двудомное растение (см. сноску)

Двудомное растение

Двудомное растение

Фазы жизненного цикла

Чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития. Преобладающая фаза – гаплоидная (гаметофит).

Значение

Почвообразование (образование торфа)

Раньше использовали в медицине, против болезней печени.

Заболачивают леса.



Сноски

1. Аккумуляция в биологии (от лат. accumulatio — собирание в кучу, накопление) – процесс накопления на земной поверхности рыхлых минеральных и органических осадков. Различают вулканическую и осадочную аккумуляцию (см. Осадконакопление).
2. Двудомные растения – группа растений, у которых мужские и женские цветки находятся на разных особях («в двух домах»). Например: тополь, конопля, крапива двудомная, ива, лавр, облепиха, омела, осина, спаржа и др.
3. Однодомные растения – группа растений, у которых однополые женские и мужские цветки находятся на одной и той же особи. Например: лещина, кукуруза, арбуз, береза, бук, грецкий орех, дуб, лимонник, огурец, ольха, тыква, хлебное дерево.
4. Филлидии – особый термин, которым обозначают «стебли» мохообразных, т.к. они не являются настоящими стеблями.
5. Каулидия – особый термин, которым обозначают «листья» мохообразных, т.к. они не являются настоящими листьями.
6. Ризоиды – выросты нижней части «черешка» водорослей, хвощей, плаунов, мхов, представляющие собой нитевидные образования, которые служат для прикрепления.



Используемая литература:

1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009
2.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
3.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006.
4.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.
5.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. – М.: Экзамен, 2002.
6.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2009. Электронное издание.

Используемые Интернет-ресурсы:

Википедия – свободная энциклопедия


Ссылки

Википедия. Мохообразные
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5
Википедия. Печеночные мхи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%85%D0%B8

Википедия. Листостебельные мхи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%85%D0%B8

Википедия. Кукушкин лен
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%BB%D1%91%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Википедия. Антоцеротови́дные мхи
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
Википедия. Маршанция
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F




Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...