Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 41




Чтобы развить навык быстрого нахождения  сказуемого и умения определять его тип, советуем прочитать предложения и рассмотреть СОСТАВНЫЕ ГЛАГОЛЬНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ.

І. Сначала прочитаем информацию.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.

Основная часть – инфинитив (неопределённая форма глагола).

Вспомогательная часть может выражать:

  • начало, продолжение и конец действия: начать, стать, продолжать, закончить, перестать. По реке и кустам НАЧИНАЕТ ШУМЕТЬ редкий тёплый дождь. (К.Паустовский).
  • желательность, возможность, необходимость действия: хотеть, мочь, желать и др. Он  ХОТЕЛ ДЫШАТЬ  чистым воздухом будущих городов, шумных от листвы и детского смеха. (К.Паустовский).
  • эмоциональную оценку действия: Я  ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ.

Вспомогательная часть может включать:

  • краткие прилагательные должен, готов, рад и др. Он  РАД БЫЛ ВСТРЕТИТЬСЯ  с ней.
  • слова состояния со значением желательности, необходимости, возможности -  надо, нужно, необходимо, можно, нельзя и др. НАДО УЧИТЬСЯ  языку, НАДО РАСШИРЯТЬ  свой лексикон. (М.Горький).

Необходимо  РАЗЛИЧАТЬ

Инфинитив в составном  глагольном сказуемом

Инфинитив в качестве другого члена предложения

Обозначает действие, совершаемое подлежащим (лицом).

Оба глагола (вспомогательная часть и инфинитив) должны обозначать действие одного и того же лица.

Он ХОТЕЛ УЧИТЬСЯ.  (он хотел и он же учился).

Обозначает действие разных лиц – инфинитив не входит в состав сказуемого – является другим членом предложения.

 

 

 

Родители ЗАСТАВЛЯЛИ его учиться (дополнение). (родители заставляли;  он учился).

Дополнительные примеры  (инфинитив в роли дополнения):

велел прийти

приказал прочитать

запретил писать

посоветовал купить

просил помочь

умолял зайти

уговаривал заехать

упрашивал не говорить

ІІ. Сделаем анализ составного глагольного сказуемого в предложениях.

Перед Вами  простые и сложные предложения, в которых

  • подлежащее и  составное глагольное сказуемое выделены крупным шрифтом
  • подлежащее подчёркнуто одной линией

1.Прочитайте предложение.

2.Рассмотрите в грамматической основе составное глагольное сказуемое и проанализируйте его строение.

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом МОЧЬ в разных формах.

1.Алёша любил физику. ФИЗИКА МОГЛА ОБЪЯСНИТЬ ему осязаемый мир. (Б.Горбатов).

2.Благодаря литературе МЫ с вами  МОЖЕМ ЗАГЛЯНУТЬ в самые уголки человеческие души, в самые сокровенные мысли людей. (Г.Матвеев).

3.Во время похода, экспедиции  МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, приводящие к экстремальной ситуации.

4.ЛЮДИ  уже давно  НЕ МОГУТ ОБХОДИТЬСЯ без пшеницы и ржи, риса и овса, ячменя и многих других культурных растений. (По Ю.Дмитриеву).

5.ПУТЕШЕСТВЕННИКИ долго  НЕ МОГЛИ УСПОКОИТЬСЯ. (А.Алдан-Семёнов).

6.ВОДА всё ещё  НЕ МОГЛА УСПОКОИТЬСЯ. (Н.Артюхова).

7.ТАРАС БУЛЬБА  НЕ МОГ НЕ ОСТАНОВИТЬСЯ  и  НЕ ПОЛЮБОВАТЬСЯ  на казака. (Н.Гоголь).

8.Я никак  НЕ МОГ РАСТОЛКОВАТЬ своей шестилетней сестрице, как складывать целые слова. (С.Аксаков).

9.Как много Я  МОГ БЫ РАССКАЗАТЬ тебе о нашем путешествии! (В.Каверин)

10.Природа ликовала: всё живое приветствовало всесильное солнце, как бы сознавая, что только одно ОНО  МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬ ненастье. (В.Арсеньев).

11.Сравнением, выраженным при помощи прилагательных похож, подобен, МОЖЕТ НАЧИНАТЬСЯ  ТЕКСТ.

12.Вот как много МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ о прошлом одно-единственное ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ! (По Е.Осетрову).

13.Колымская  ПУРГА  МОЖЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ семь, десять, пятнадцать дней. (А.Алдан-Семёнов).

14.Я на вас  МОГУТ ПОЛОЖИТЬСЯ.  (И.Тургенев).

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом ХОТЕТЬ в разных формах.

1.ОН  всё понимал и ни во что  НЕ ХОТЕЛ ВМЕШИВАТЬСЯ. (Б.Горбатов).

2.ВЗРОСЛЫЕ   НЕ ХОТЕЛИ  даже  ЗНАТЬ о войне, так она им опостылела. (По С.Баруздину).

3.Человек пытлив,  ОН  ХОЧЕТ всё  ОБЪЯСНИТЬ себе – и во вселенной, и в самом себе. (В.Бианки).

4.Как всем им  ХОТЕЛОСЬ УЗНАТЬ о таком враче-чудодее, о таком лекарстве, неизвестном здешним врачам. (А.Солженицын).

5.Под сенью этой часовни  ХОЧЕТСЯ МОЛЧАТЬ, МОЛИТЬСЯ…, ХОЧЕТСЯ ПОГРУЗИТЬСЯ  в самого себя и  ДУМАТЬ только о вечном, непреходящем… (В.Некрасов).

6.Вам когда-нибудь  ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ и СМЕЯТЬСЯ, потому что вам хорошо?

7.СЕРГЕЙ НЕ ХОТЕЛ БУДИТЬ дедушку, но это сделал за него пудель Арто. (А.Куприн).

8.У нас не было воды,  ХОТЕЛОСЬ ПИТЬ. (К.Паустовский).

9.Я  ХОТЕЛ БЫЛО ВОЗРАЗИТЬ, но смолчал. (А.Некрасов).

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом  СТАТЬ  в разных формах.

1.БАЖОВ, узнав о мальчике, перевыполнявшем норму, СТАЛ ВЕЛИЧАТЬ его по отчеству. (А.Барто).

2.В трёх  верстах от станции  СТАЛО НАКРАПЫВАТЬ, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (А.Пушкин).  

3.СТАЛ  ОН   КЛИКАТЬ золотую рыбку. (А.Пушкин).

4.Меня ещё упорнее СТАЛА ПРЕСЛЕДОВАТЬ МЫСЛЬ:  НАДО НАУЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ, стать лётчиком. (М.Водопьянов).

5.ОТЕЦ   СТАЛ сильно  НЕДОМОГАТЬ. (М.Салтыков-Щедрин).

6.МЫ  въехали в сосновый бор, СТАЛИ СПУСКАТЬСЯ… к какой-то реке. (К.Паустовский).

7.От холода, от голода, от тоски  Я   СТАЛ ЗАНИМАТЬСЯ лепкой. (В.Каверин).

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом НАЧАТЬ в разных формах.

1.ГРАЧИ  давно расхаживали по двору и НАЧАЛИ ВИТЬ гнёзда в роще. (С.Аксаков).

2.СКВОРЕЦ, высунувшийся из своего домика, прикреплённого к вершине дубка около нехоженой тропинки, выскочил на ветку и  НАЧАЛ дерзко ПЕРЕДРАЗНИВАТЬ соловья. (По М.Алексееву).

3.Бугорки земли на винограднике были чуть присыпаны снежком,  КОТОРЫЙ уже НАЧИНАЛ ПОДТАИВАТЬ с солнечной стороны. (В.Катаев).

4.Переправившись через реку вброд,  МЫ  взобрались на террасу, развели огонь и  НАЧАЛИ СУШИТЬСЯ. (В.Арсеньев).

5.На тёмном небе  НАЧИНАЛИ МЕЛЬКАТЬ ЗВЁЗДЫ. (М.Лермонтов).

6.Беловатый  ТУМАН НАЧИНАЛ РАСХОДИТЬСЯ  в долинах. (М.Лермонтов).

7.ОХОТИТЬСЯ  Я  НАЧАЛ очень рано. (Г.Скребицкий).

8.Короткий зимний ДЕНЬ  НАЧИНАЛ СМЕРКАТЬСЯ. (Д.Мамин-Сибиряк).

9.Первые микроскопы НАЧИНАЛИ ИЗГОТАВЛИВАТЬ в ХVІІ веке.

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена глаголом  ЛЮБИТЬ  в разных формах.

1.ЛЮБИТЕ  ли  ВЫ   ПОДМЕЧАТЬ  сходство предметов и явлений?

2.В деревне Я  ЛЮБИЛ ХОДИТЬ пешком. (Н.Рубцов)

3.ОН  ЛЮБИЛ РАЗБИРАТЬ  механизмы,  РАССПРАШИВАТЬ  людей,  ЧИТАТЬ научные исследования,  СПОРИТЬ. (К.Паустовский).

***

Предложения, в которых  во вспомогательную часть составного глагольного сказуемого входят слова  ДОЛЖЕН, НАДО, НУЖНО, МОЖНО  и др.

1.Каждый  ВОИН  ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ свой манёвр. (А.Суворов).

2.ГОРИХВОСТКА  ДОЛЖНА ПРИНОСИТЬ  корм своим птенцам свыше четырёхсот пятидесяти раз в день. (Н.Сладков).

3.Судя по времени,  МЫ уже  ДОЛЖНЫ БЫЛИ ДОЙТИ до реки. (В.Арсеньев)

4.НАДО БУДЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬ леса, а это дело, вы знаете, длительное. Нужны годы и годы. (К.Паустовский).

5.НАДО СЛИТЬСЯ  с этой роскошной степью, безграничной и равнодушной, как вечность. (А.Чехов).

6.НУЖНО ВОЗРОДИТЬ  не только города и заводы, но и естественные силы земли. Они тоже подорваны войной. (К.Паустовский).

7.Бабушка,  НУЖНО ему  ПОМОЧЬ. (В.Каверин)

8.Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что ОН  ГОТОВ УМЕРЕТЬ.  (И.Тургенев).

9.В Мещерском  крае  МОЖНО УВИДЕТЬ сосновые боры. (К.Паустовский).

10.Рассказ по жанровой картине  МОЖНО НАПИСАТЬ от лица одного из героев картины.

11.Если дождь усилится,  МОЖНО СПРЯТАТЬСЯ под старую ель и  ПЕРЕЖДАТЬ. (В.Солоухин).

***

Предложения, в которых вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражена ДРУГИМИ ГЛАГОЛАМИ  в разных формах.

1.Сахалинские впечатления у меня испаряются, и   Я   РИСКУЮ ЗАБЫТЬ  многое. (А.Чехов).

2.НИКОЛАЙ  ИВАНОВИЧ ПИРОГОВ… немедленно  ОТПРАВИЛСЯ ОСМАТРИВАТЬ госпитали и перевязочные пункты Севастополя. (С.Сергеев-Ценский).

3.Не теряя ни секунды,  ОН  БРОСИЛСЯ  БЕЖАТЬ  вправо. (В.Богомолов).

4.СОБАКИ, обнаружив ежа, заливаются неистовым лаем и  ПРОБУЮТ СХВАТИТЬ его. (М.Гремяцкий).

5.ПУТНИК РЕШИЛ ЗАНОЧЕВАТЬ  в тайге. (А.Фадеев).

6.Я  СТАРАЛСЯ ВОВЛЕЧЬ  новых друзей в свои игры. (В.Короленко).

7.Только через пять дней нам  УДАЛОСЬ  ДОСТИЧЬ огромного острова. (В.Каверин).

ІІІ. Выполним онлайн-задания (тесты).

Типы сказуемых. 8 кл.

 

***

Для учебного материала инфо-уроков русского языка используются  следующие источники информации:

 

1.В.В.Бабайцева и др. Теория. 5-11.(разные годы издания)

2.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс.

3.А.Ю.Кожевников. 3500 эпиграфов, цитат и крылатых выражений: все темы сочинений по русской литературе.

4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

5.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

6.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

7.Розенталь Д.Э. и др. Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование.

8.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

9.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

10.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

11.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

12.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

13.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

14.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.

15.Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Под редакцией П.А.Николаева.

16.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное пособие. Москва. 2009.

Итернет-источники:

Википедия – свободная энциклопедия


Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...