Занятие № 45
Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.
Советуем читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
[ ], ( );
выделенные союзы и союзные слова;
вопросы
схемы.
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова который (относительное местоимение)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- слово в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Швабрин – светский человек, гвардейский офицер ], → какой? → (по сравнению с которым Гринёв – скромный провинциал, «дворянский недоросль», выросший в деревне). (С.Маршак).
2.[ Вспомним знаменитые «Времена года» П.И.Чайковского ], → какие? → (в которых можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день).
3.[ Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания ], → какие? → (подобных которым я не встречал нигде). (Л.Толстой).
4.[ Рассказ «Бежин луг» - произведение о сложных связях человека и природы ], → какой? → (у которой, по мысли И.С.Тургенева, есть не только «приветно-лучезарное», но и грозно-равнодушное лицо).
5.[ 26 марта 1820 года на квартире В.А.Жуковского А.Пушкин прочитал песнь поэмы «Руслан и Людмила» ], → какую? → (по окончании чтения которой Жуковский достал свой портрет и с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя…» вручил его Пушкину).
6.[ Смутно, точно сквозь слой воды, помнится мне дом ], → какой? → (в котором я родился, жил первые годы моей жизни). (И.Соколов-Микитов).
7.[ Много радости даёт человеку сбор грибов – увлекательнейшее занятие ], → какое? → (в котором так хорошо сочетается азарт охоты и удовольствие от общения с природой). (Б.Васильев).
8.[ Около деревни протекает река ], → какая? → (исток которой находится в лесных предгорьях). (М.Лермонтов).
9.[ Человек не забудет того состояния душевной полноты и крылатости ], → какого? → (которое иногда даёт ему одна, только одна строчка великолепных стихов…) (К.Паустовский).
10.[ Среди многих постыдных поступков, → каких? → (которые я совершил в жизни), более всех памятен мне один ]. (По В.Астафьеву).
11.[ Где тот счастливый край, та мирная пустыня ], → какие? → (к которым ты стремил таинственный полёт?) (К.Батюшков).
12.[ Художнику, задумавшему историческую картину, нужно хорошо знать эпоху ], → какую? → (в которую происходило событие). (По Е.Каменевой).
13.[ Храм Покрова на Нерли построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава ], → какого? → (которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету). (По Е.Осетрову).
14.[ О Байкале есть и древняя легенда ], → какая? → (которую знает в тех краях и стар и млад). (По А.Муранову).
15.[ В разносторонности интересов Ломоносова отражается все эпоха Просвещения и тот ускоренный путь ], → какой? → (который проходила российская наука).
16.[ Большой интерес представляют труды великого греческого учёного Гиппократа ], → какого? → (которого называют отцом медицины). (И.Гильбо).
17.[ Это был старый, дремучий бор ], → какой? → (которого не касались ещё пила и топор). (В.Короленко).
18.[ Я читал подряд и заучивал наизусть всех поэтов ], → каких? → (стихи которых брал в библиотеке). (К.Паустовский).
19.[ «При сытости помни голод» - это завет-предостережение наших предков ], → какой? → (который мы не должны забывать). (Из календаря школьника).
20.[ Плоха та шутка ], → какая? → (в которой нет половины правды). (Армянская пословица).
21.[ Выехали в едва зазеленевшие поля ], → какие? → (над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок). (А.Толстой).
22.[ Надо мною расстилалось голубое небо ], → какое? → (по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако). (В.Короленко).
23.[ Был последний день масленой недели ], → какой? → (которая в нынешнем году пришлась поздно). (А.Куприн).
24.[ Случайно взгляд мой упал на дерево ], → какое? → (вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник). (По М.Пришвину).
25.[ Точно закованная в цепи, примолкла, приутихла северная река ], → какая? → (шум которой слушали деды и прадеды кандалакшских поморов-рыбаков). (И.Соколов-Микитов).
26.[ Есть люди ], → какие? → (у которых вместо души популярная библиотека). (М.Горький).
27.[ Любовь к людям – это ведь и есть те крылья ], → какие? → (на которых человек поднимается выше всего). (М.Горький).
28.[ Молодость – такой недостаток ], → какой? → (который с каждым днём проходит). (В.Одоевский).
29.[ Доброта – тот язык ], → какой? → (на котором с вами всякий захочет разговаривать). (В.Розов).
30.[ Вежливость имеет свои законы ], → какие? → (которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново). (С.Михалков).
31.[Это был тот знаменитый артист ], → какой? → (которого она видела на сцене в прошлом году). (Ю.Герман).
32.[ Алёша чрезвычайно любил своего отца ], → какого?→ (которого не знал в продолжение всего своего детства и отрочества). (Ф.Достоевский).
33.[ Талый снег гнездился в ямах, предательски закрывал лужи и рытвины ], → какие? → ( в холодную воду которых неожиданно проступали озябшие ноги). (А.Грин).
34.[ Внизу был виден Енисей – широкая белая лента среди белых берегов ], → каких? → (вдоль которых шёл лес, то приближаясь, то удаляясь). (В.Каверин).
35.[ Кто-то посоветовал ему отправиться в его деревню ], → какую? → (которую уже начали продавать с публичного торга). (Ф.Достоевский).
36.[ В ближайшие дни мне предстоит операция ], → какая? → ( после которой останется только уповать на милосердие божие). (В.Каверин).
37.[ Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне ], → какой? → (которую оно всегда хранит в своих пространствах). (В.Катаев).
38.[ Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполненный книгами, оставшимися от отца и испещрёнными на полях его замечаниями, и тетрадями, исписанными его рукою ], → какими? → (которые она свято хранила и перечитывала). (Е.Водовозова).
39.[ Источником познания моего раннего детства была моя память…, в основном мои догадки ], → какие? → (которые в конце концов и воссоздали следующее жизнеописание моих родителей). (С.Залыгин).
40.[ Купальницы, затопившие было весенней желтизной все луга, теперь уступили место этим колокольцам, первым ромашкам и нежной, пронзительно-розовой, словно лазурной гвоздичке ], → какой? → (которую называют в народе девичьей красотой). (В.Белов).
41.[ Правда – воздух ], → какой? → (без которого нельзя дышать). (И.Тургенев).
42.[ Берингов пролив напоминал большое спокойное озеро ], → какое? → (по которому сновали кожаные байдарки охотников). (Т.Семушкин).
43.[ Расскажи ту сказку ], → какую? → (которую мама любила). (Ю.Герман).
44.[ Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния ], → какого? → (которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке). (К.Паустовский).
45.[ Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности ], → какие? → (из которых складывается совесть). (В.Сухомлинский).
46.[ И с нами прощается город ], → какой? → (который мы снова увидим). (А.Артёмов).
_________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова который (относительное местоимение)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ,( ), ].
1.[ Литературный язык, → какой? → (которым мы пользуемся), - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений…] (Л.Щерба).
2.[ Среди многих постыдных поступков, → каких? → (которые я совершил в жизни), более всех памятен мне один ]. (В.Астафьев).
3.[ Я решил подойти к огонькам и в обществе тех людей, → каких?→ (которых принял за гуртовщиков), дождаться зари ]. (И.Тургенев).
4.[ Из передней, → какой? → (дверь в которую была открыта), доносился приглушённый говор ]. (А.Фадеев).
5.[ На том месте, → каком? → (с которого послышались крики), зажёгся и потух один огонёк, потом другой ]. (Л.Толстой).
6.[ Берег, → какой? → (в виду которого мы шли), закрылся туманом ]. (И.Гончаров).
7.[ Рассматривая народ как существо духовного порядка, мы можем назвать язык, → какой? → (на котором он говорит), его душой…] (В.Кюхельбекер).
8.[ Двумя главными центрами, → какими? → (вокруг которых группировались иркутские декабристы), были семьи Трубецких и Волконских ]. (И.Рабкина).
9.[ Река, → какая? → (вдоль которой мы пошли), то и дело круто поворачивала то вправо, то влево ]. (В.Солоухин).
___________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова который (относительное местоимение) – является подлежащим
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Природа для писателя И.Бунина - целительная и благотворная сила ], → какая? → (которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним).
2.[ В основе язвительных, остро сатирических произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм ], → какой? → (который предполагает критическое отношение к недостаткам общества).
3.[ Воздух был полон острой свежести ], → какой? → (которая бывает только после грозы). (К.Станюкович).
4.[ В цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» отражён народный взгляд на жизнь и намечены темы ], → какие? → (которые получили развитие в повести «Тарас Бульба»: тема борьбы украинского народа с врагами, мечта о справедливом общественном устройстве, изображение народной жизни, тема вольности, свободы). (По В.Красовскому).
5.[ Замысел поэмы «Полтава» был связан с декабристской литературой ], → какой? → (которая после поражения восстания 14 декабря 1825 года, получила особенное историческое значение). (По В.Я.Коровиной).
6.[ М.В.Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно ], → какое? → (которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и ярким художественным произведением).
7.[ Жития писались на церковно-славянском языке ], → каком? → (который в Древней Руси являлся языком богослужения и литературы).
8.[ Детство – это путешествие ], → какое? → (которое никому не удалось совершить дважды). (В.Санин).
9.[ Храм Покрова на Нерли посвящается Покрову Богородицы ], → какой? → (которая, по старинному поверью, держала в руках плат – покров, защитив город от врагов). (По Е.Осетрову).
10.[ Нет другого такого водоёма в мире ], → какого? → (который мог бы соперничать с Байкалом столь широкой известностью и громкой славой). (По А.Муранову).
11.[ В 1755 году во многом благодаря усилиям Ломоносова был основан первый в России Московский университет ], → какой? → (который ныне носит его имя).
12.[ С лотосом можно сравнить людей ], → каких? → (которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе). (И.Лобода).
13.[ Учёный Н.И.Пирогов оставил после себя много фундаментальных трудов ], → каких? → (которые продвинули далеко вперёд медицинскую науку). (Из календаря школьника).
14.[ И мы благодарны художнику [ Микеланджело Буонарроти ] за его колоссальный труд, за его подвижническую жизнь, за прекрасные создания ], → какие? → (которые приносят нам глубокую радость). (Е.Каменева).
15.[ Страница книги – это огромный экран ], → какой? → (который и не «снился» самому лучшему телевизору!) (С.Львов).
16.[Золотая полка – это та ], → какая? → (которая заводится исключительно для любимых книг). (Ю.Олеша).
17.[ Каждый человек должен избрать профессию, ту жизненную работу ], → какую? → (которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям). (В.Обручев).
18.[ В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей ], → каких? → (которые с печальным криком полетели дальше).(Д.Мамин-Сибиряк).
19.[ Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей ], → каких? → (которые любят и умеют работать). (М.Горький).
20.[ О Бородинском бое Лермонтов впервые услышал в доме бабушки от брата Арсеньевой Афанасия Столыпина – блестящего офицера ], → какого? → (который участвовал в этой славной баталии). (Из журнала «Пионер»).
21.[ Затем он пошёл в лес и принялся рубить ель, осину, сирень, то есть такие породы ], → какие? → (которые трещат в огне). (В.Арсеньев).
22.[ Солнце уже садилось и бросало косвенные лучи ], → какие? → (которые то играли по золотым окладам икон, то освещали тёмные и суровые лики святых и уничтожали своим блеском слабое и робкое мерцание свеч). (И.Гончаров).
23.[ Понадобился проводник ], → какой? → (который хорошо знал бы лесные тропы). (Б.Полевой).
24.[ Занимаясь изготовлением разноцветного стекла, М.В.Ломоносов создал огромную мозаику «Полтавская битва» ], → какую? → (которая изображала Петра І во время знаменитой битвы со шведами).
25.[ Матушка с неослабевающим вниманием выслушивала старосту ], → какого? → (который неторопко и обстоятельно докладывал ей историю целого дня). (М.Салтыков-Щедрин).
26.[ Я не сводил глаз с пера батюшкина ], → какого? → (которое двигалось довольно медленно). (А.Пушкин).
27.[ Облачко обратилось в белую тучу ], → какую? → (которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала всё небо). (А.Пушкин).
28.[ Однообразный шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков ], → каких? → (которые вьются около самой дороги). (Л.Толстой).
29.[ Я пошёл по аллее, скользя по еловым иглам ], → каким? → (которые на вершок покрывали землю). (А.Чехов).
30.[ Постепенно в людях возникало уважение к человеку ], → какому? → (который обо всём говорил просто и смело). (М.Горький).
31.[ Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум ], → какой? → (который определяет культуру человека). (С.Михалков).
32.[ Нет в мире страны ], → какой? → (которая могла бы сравниться с нами водными богатствами). (По В.Поповой).
33.[ Мне как раз такого и надо ], → какого? → (который никого не боится). (П.Бажов).
34.[ Плох тот народ ], → какой? → (который не помнит, не любит, не ценит своей истории). (В.М.Васнецов).
35.[ Вся поклажа моя состояла из одного небольшого чемодана ], → какого? → (который до половины был набит путевыми записками о Грузии). (М.Лермонтов).
36.[ Стояла та сказочная тишина ], → какая? → (которая приходит с морозами). (П.Павленко).
_____________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова который (относительное местоимение) – является подлежащим
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ,( ), ].
1.[ Вид, → какой? → (который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала), остаётся в памяти на всю жизнь ]. (Н.Михайлов).
2.[ Изобразить чувство, → какое? → (которое я испытывал в то время), очень трудно ]. (В.Короленко).
3.[ По обеим сторонам дороги, → какой? → (которая вела в лес), зеленели молодые посадки ]. (К.Паустовский).
4.[ О такой дружбе, → какой? → (которая не выдерживает прикосновения голой правды), не стоит и жалеть ]. (Д.Писарев).
_______________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова какой (относительное местоимение)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1. [ Вы самый удивительный человек ], → какой? → (какого я когда-либо встречал). (А.Грин).
2.[ Много лет мечтал он о такой роли ], → какой? → (какую сыграл сегодня). (В.Кочетов).
3.[ Невозможно перечислить все бедствия ], → какие? → (какие несёт истребление лесов). (А.Чехов).
4. [ Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне ], → какой? → (какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша земля, обнаружившего на обугленной поверхности планеты единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу). (По В.Солоухину).
5.[ Удивительный вы человечище и как раз из таких ], → каких? → (в каких Русь нуждается). (М.Горький).
6. [ Грузины сохраняют собор в Гелати в том виде ], → каком? → (каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели). (По В.Астафьеву).
__________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова какой (относительное местоимение) – является подлежащим
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ В конце весны выпадали совсем жаркие дни ], → какие? → (какие бывают только летом). (Д.Мамин-Сибиряк).
2.[ Был тот особенный вечер ], → какой? → (какой бывает только на Кавказе). (Л.Толстой).
3.[ Над нами чистое и удивительно прозрачное небо ], → какое? → (какое бывает после первого снегопада). (Г.Федосеев).
4.[ Ни радио, ни газеты не могли передать ему таких живых подробностей ], → каких? → (какие содержались в письме). (В.Ажаев).
_____________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова где (наречие)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Прекрасно было узкое озеро, держащее в своих объятиях лес ], → какой? → (где берёзы стоят уже расцвеченные прядками золотой своей седины, как цветами). (В.Бианки).
2.[ За треснувшим стеклом – бульвар ], → какой? → (где мне знакомы все деревья). (Е.Долматовский).
3.[ Я вырос в захолустной стороне ], → какой? → (где мужики невесело шутили). (М.Исаковский).
4.[ Дятел сел на берёзу ], → какую? → (где у него была мастерская для шелушения шишек). (По М.Пришвину).
5.[ Возьмём эпическое полотно Гоголя – «Тараса Бульбу» ], → какое? → (где две сферы – Русь и Польша, православное христианство и католицизм – сталкиваются наиболее остро и беспощадно). (По В.Солоухину).
6.[ Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы ], → какие? → (где вместе рубились они). (А.С.Пушкин).
7.[ Воспоминание, рисуй передо мной волшебные места ], → какие? → (где я живу душой). (А Пушкин).
8.[ Никогда не следует одному бродить по тем местам, → каким? → (где вы были вдвоём). (В.Каверин).
9.[ Мы любим дом ], → какой? → (где любят нас). (И.Уткин).
10.[ Вот он, тот самый бугор ], → какой? → (где я пас когда-то дурашливых мокрогубых телят и палил со сверстниками костры!) (В.Белов).
11.[ В том саду, → каком? → (где мы с вами встретились), ваш любимый куст хризантем расцвёл ]. (В.Шумский).
12.[ Жители… бросают всё своё имущество, жилище ], → какое? → (где они всё-таки имели крышу, близких). (А.Адамович, Д.Гранин).
13.[ Корабль вошёл в линию ], → какую? → (где стояли вдоль набережной бок о бок корабли всех стран мира). (Л.Толстой).
14.[ Они сидели в том саду ], → каком? → (где играл оркестр). (К.Федин).
15.[ Мы уже выходили на самую поляну ], → какую? → (где трава стояла до самых плеч). (Д.Мамин-Сибиряк).
16.[ Я давно мой край оставил ], → какой? → (где цветут луга и чащи). (С.Есенин).
17.[ Сквозь стёкла плотные заклеенных дверей гляжу я на балкон ], → какой? → (где снег ещё навален). (И.Бунин).
18.[ Вот полянка ], → какая? → (где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал). (М.Пришвин).
19.[ Изображу ль в картине верной уединённый кабинет ], → какой? → (где мод воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет?) (А.Пушкин).
20.[ Левин сел на лошадь и поехал на поле ], → какое? → (где был прошлогодний клевер). (Л.Толстой).
21.[ Я помню край ], → какой? → (где всё обильем дышит…). (С.Щипачёв).
22.[ Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в луговое среднерусское раздолье ], → какое? → (где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат нескончаемые песни жаворонков). (По Е.Осетрову).
_________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова где (наречие)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ , ( ), ].
1.[ Мест, → каких? → (где не ступала бы нога человека теперь), пожалуй, не найдёшь ]. (В.Солоухин).
2.[ Пожалуй, больше всего ему [композитору П.И.Чайковскому] помогали леса, лесной дом, → какой? → (где он гостил этим летом), просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты ]. (По К.Паустовскому).
3.[ От деревни, → какой? → (где я жил в то лето), до озера было всего двадцать километров ]. (К.Паустовский).
4.[ Блудово болото, → какое? → (где и мы сами не раз тоже блуждали), начиналось непроходимой зарослью ивы, ольхи и других кустарников ]. (М.Пришвин).
5.[ В обществе, → каком? → (где холодное высокомерие и равнодушие считаются признаками хорошего воспитания и благородного нрава), следует прятать свою страсть ]. (А.Чехов).
6.[ В школе, → какой? → (где преподавала мама), училось пятьсот девочек ]. (В.Инбер).
7.[ Парадная дверь в доме, → каком? → (где жили Быстровы), была почему-то закрыта ]. (В.Каверин).
8.[ Сочинения Пушкина, → какие? → (где дышит у него русская природа), так же тихи и беспорывны, как русская природа ]. (Н.Гоголь).
9.[ Скромная природа тех мест России, → каких? → (где я провёл первые годы моей сознательной жизни), не блистала пышною красотою ]. (И.Соколов-Микитов).
10.[ Над долиной, → какой? → (где мы ехали), спустились тучи ]. (М.Пришвин).
11.[ Деревня, → какая? → (где скучал Евгений), была прелестный уголок ]. (А.Пушкин).
12.[ Берег, → какой? → (где остановилась машина), был низкий, илистый ]. (С.Бабаевский).
_____________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова когда (наречие)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Такая тишина бывает только безветренной ночью ], → какой? → (когда лёгкий хруст сухой травинки застаёт вас врасплох и заставляет сердце биться глухо и торопливо). (К.Паустовский).
2.[ Слово кажется нам поэтическим в том случае ], → каком? → (когда оно передаёт понятие, наполненное для нас содержанием). (К.Паустовский).
3.[ Лев Толстой, видевший зарю Некрасова, Тургенева, Достоевского, прожив восемьдесят два года, уже жил в эпоху ], → какую? → (когда появились кинематограф и авиация). (По Ю.Олеше).
4.[ Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии ], → каком?→ (когда горе другого человека становится его личным горем). (В.Сухомлинский).
5.[ Лучше нету того цвету ], → какого? → (когда яблоня цветёт). (М.Исаковский).
6.[ В сложной биографии Андерсена трудно установить то время ], → какое? → (когда он начал писать свои прелестные сказки). (К.Паустовский).
7.[ Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года ], → какого? → (когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны).
8.[ На всю жизнь запомнил пастушок этот дивный, ни с чем не сравнимый день ], → какой? → (когда он в первый раз подошёл к орудию). (В.Катаев).
9.[ Было время ], → какое? → (когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений). (В.Короленко).
10.[ Наступило время ], → какое? → (когда из мокрых, холодеющих лесов синицы приближаются к домам человеческим). (М.Пришвин).
11.[ Бывают дни ], → какие? → (когда мне приходится выезжать из дома к больным раза четыре). (А Чехов).
12.[ Бывают же такие несчастные дни ], → какие? → (когда самая пустячная работа не ладится и не ладится). (А.Куприн).
13.[ Бывает погода ], → какая? → (когда зима, словно озлившись на человеческую немощь, призывает к себе на помощь суровую осень и работает с ней сообща). (А.Чехов).
14.[ Есть поздняя осень ], → какая? → (когда ветер даже с ёлок снесёт опавшие на них листья берёз и осин). [Но есть ещё более поздняя осень ], → какая? → (когда на ёлках останутся вилочки сосновых хвоинок, сидящие верхом на сучках). (М.Пришвин).
15.[ Я приехал в Даниловское поздней осенью, в ту пору ], → какую? → (когда в лесах опавший лист уже слежался на тропинках и почернел). (А.Куприн).
16.[ Настало чарующее время года ], → какое? → (когда мы уже в натуре видим саврасовский воздух, слышим грай его пернатых натурщиков). (Д.Зуев).
17.[ Была та смутная пора ], → какая? → (когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра). (А.Пушкин).
18.[ Он говорил о временах грядущих ], → каких? → (когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся). (А.Пушкин).
19.[ Прошло то время ], → какое? → (когда перед тобой спину гнули). (М.Шолохов).
20.[ Была ещё та ранняя весна ], → какая? → (когда о приближении тепла можно догадаться по едва заметным признакам: по туману на улицах, по каплям этого тумана, стекающим с чёрных веток по рыхлому снегу). (К.Паустовский).
21.[ Былины, посвящённые крестьянину Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси ], → какой? → (когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей). (По Н.Кравцову).
22.[ Есть мгновения ], → какие? → (когда ни единого звука нельзя вымолвить). (А.Блок).
23.[ Большая часть моего общения с Горьким протекала в обстановке почти деревенской ], → какой? → (когда природный характер человека не заслонён обстоятельствами городской жизни). (В.Ходасевич).
24.[ Это и память родного дома, память невозвратимой поры ], → какой? → (когда я впервые с этих страниц воспринял глубоко взволновавшее меня слово великого поэта) [ Н.Некрасова ]. (А.Твардовский).
25.[ Я хочу рассказать о книге [ стихотворения Н.Некрасова ], сохранившейся у меня с тех лет ], → каких? → (когда я был в возрасте читателей «Пионерской правды»). (А.Твардовский).
_________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова когда (наречие)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ,( ), ].
1.[ В самый грозный и страшный час в жизни народа, → какой? → (когда сердце каждого советского человека было полно глубокой тревоги за судьбы Родины), стена огня и смерти наглухо отгородила маленький гарнизон, сражающийся у границы ]. (С.Смирнов).
2.[ Годы, → какие? → (когда отец служил на заводе под Воронежем), были самым ясным и спокойным временем в жизни нашей семьи ]. (С.Маршак).
3.[ В ту пору, → какую? → (когда комедия Грибоедова начала триумфальное шествие по России), Чацкий был встречен с ликованием молодыми силами русского общества ]. (Н.Доризо).
4.[ В зимнюю пору, → какую? → (когда снежный ковёр оденет землю), неопытному взору пустынными, безжизненными кажутся и белые бескрайние поля, и застывший, покрытый инеем лес ]. (А.Формозов).
5.[ В прежние времена, → какие? → (когда люди искали руду вслепую), на это тратились десятки лет ]. (М.Ильин).
_____________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзных слов куда, откуда (наречия)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ В небольшой комнате, → какой? → (куда я вошёл), было довольно темно ]. (А.Пушкин).
2.[ Вон видишь ли через реку тот мост ], → какой? → (куда нам путь лежит)? (И.Крылов).
3.[ Вот дарница – огромное деревянное дупло ], → какое? → (куда правоверные, приходившие поклониться Богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушёного мяса или козьего сыра). (По В.Астафьеву).
4.[ Бульвар вёл к центральной площади города ], → какой? → (откуда лучами расходились недлинные улочки). (М.Прилежаева).
5.[ Ещё с горы открылась ему тенистая, уже скошенная часть луга, с сереющими рядами и чёрными кучками кафтанов, снятых косцами на том месте ], → каком? → (откуда они зашли в первый ряд). (Л.Толстой).
6.[ Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам ], → каким? → (откуда Марья Ивановна должна была выехать). (А.Пушкин).
_________________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова куда (наречие)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ , ( ), ].
1.[ В избе, → какой? → (куда мы пришли), было ещё темнее, чем на улице ]. (В.Солоухин).
2.[ Посёлок, → какой? → (куда они ехали), находился всего в двадцати километрах от городской черты ]. (Г.Берёзко).
3.[ Деревня, → какая? → (куда привезли Бима), прямо-таки удивила его ]. (Г.Троепольский).
4.[ Я опять пришёл сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, → какую? → (куда ушёл пароход), и потом очнулся в тумане ]. (М.Пришвин).
____________________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова что (относительное местоимение)
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[На столике угрюмом лежит письмо ], → какое? → (что мне прислала мать). (С.Есенин).
2.[ И равняясь встают на бумаге слова ], → какие? → (что полгода я в сердце ревниво берёг). (А.Сурков).
3.[ Учёные всего мира приходят к общему твёрдому выводу ], → какому? → (что сокращение лесов опасно). (В.Чивилихин).
4.[ Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом ], → каким? → (что сотворили плотники-зодчие). (По Е.Осетрову).
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова что (относительное местоимение) – является подлежащим
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ В лугах росистых, в лугах зелёных течёт речонка ], → какая? → (что мне мила). (А.Фатьянов).
2.[ Но ещё ни разу ему [ композитору П.И.Чайковскому ] не удалось передать тот лёгкий восторг ], → какой? → (что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни). (По К.Паустовскому).
3.[ Замирая, слушаю весну ], → какую? → (что течёт по стебелькам зелёным). (М.Шутов).
4.[ Голову склонили генералы перед Неизвестным и Простым рядовым солдатом ], → каким? → (что когда-то рухнул на бегу у высоты). (Ю.Друнина).
5.[ Я пройду тихонько вдоль заборов, вдоль деревьев тех ], → каких? → (что хранят сияние и шорох, голоса и смех). (А.Передреев).
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова что (относительное местоимение) – является подлежащим
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – какой?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ,( ), ].
1.[ Мы условились драться за скирдами, → какими? → (что находились подле крепости), и явиться туда на другой день в седьмом часу утра ]. (А.Пушкин).
2.[ Деревня, → какая? → (что затерялась в лесном краю), славилась резчиками по дереву ].
3.[ Деревня, → какая? → (что стояла на берегу озера), сгорела ]. (А.Пушкин).
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Назад в раздел