Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 46




Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!

Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.

Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:

  • схемы : [ ], ( ); [ , ( ), ];
  • выделенные союзы и союзные слова;
  • слова в главном предложении, от которых задаётся вопрос к придаточному предложению
  • вопросы

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:

  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза что
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
  • слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[ Знайте ], → что?→ (что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома). (Ф.Достоевский).

2.[ Грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят её, не забывая упомянуть при этом ], → что?→ (что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого…) (По В.Астафьеву).

3.[ Ты в толк возьми ], → что?→ ( что на войне поспешно ничего не делается). (М.Шолохов).

4.[Я гордился ], → чем?→ (что есть здесь доля и моего труда). (В.Ситников).

5.[ Люди давно заметили ], → что?→ (что леса на Земле быстро исчезают). (В.Чивилихин).

6.[ Аристотель, ученик Платона, считал ], → что?→ (что красота – в определённом соотношении частей целого, в симметрии и упорядоченности, органической цельности). (По К.Кривицкому).

7.[ В средневековый период верили ], → во что?→ (что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым). (Н.Верзилин).

8.[Учёные подсчитали ], → что?→ (что В.Даль, несмотря на разные дела, в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово). (По Б.Барышеву и Б.Горячеву).

9.[С младых ногтей должно усвоить ], → что?→ (что иждивенчество унизительно). (По Ю.Бондареву).

10.[ Помните ], → что?→ (что наука требует от человека всей его жизни). (И.Павлов).

11.[ Мы как-то уж очень послушно согласились с тем ], → с чем?→ (что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов). (По И.Косолапову).

12. [Сначала мне казалось ], → что?→ (что от прикосновения поэзии окружающее приобретало преувеличенный блеск). (К.Паустовский).

13.[Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру ], → что?→ (что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели). (По В.Балязину).

14.[Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел ], → что?→ (что буря утихла). (А.Пушкин).

15.[Растительный мир заповедника примечателен тем ], → чем?→ (что среди травянистых растений немало реликтовых, представляющих собой памятники природы).

16.[Учёные предполагают ], → что?→ (что при определении направления полёта перелётные птицы учитывают направление ветра, атмосферное давление, влажность воздуха).

17.[Благословлю земли просторы за то ], → за что?→ (что жил я в светлый век). (В.Афанасьев).

18.[В старину считали ], → что?→ (что Москва расположена на семи холмах). (Е.Осетров).

19.[Я понял ], → что?→ (что лётчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы). (В.Каверин).

20.[Въедешь во двор и сразу ощутишь ], → что?→ (что тут крепостное право ещё вполне живо). (И.Бунин).

21.[Всю ночь поют в пшенице перепёлки о том ], → о чём?→ (что будет урожайный год). (М.Исаковский).

22.[Учёные установили также ], → что?→ (что кедровый орех содержит различные вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови). (В.Чивилихин).

23.[Некоторым знакомым М.Ю.Лермонтова, не понимавшим размеров его поэтического таланта, казалось ], → что?→ (что он подражает английскому поэту Байрону). (И.Л.Андроников).

24.[Идея оды «Вольность» А.С.Пушкина заключается в том ], → в чём?→ (что не власть царя, а закон должен править миром).

25.[Уже в Царскосельском лицее Пушкин понял ], → что?→ (что главное дело его жизни – поэзия).

26.[Байкал уникален среди озёр тем ], → чем?→ (что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки).

27.[Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен ], → в чём?→ (что она самая живописная). (К.Паустовский).

28.[Я уверен ], → в чём?→ (что земляничный аромат ни с чем не спутаешь). (В.Солоухин).

29.[Сколько раз я убеждался ], → в чём?→ (что ничто хорошее не повторяется). (К.Паустовский).

30.[И смутно понял я тогда ], → что?→ (что мне на родину следа не проложить уж никогда). (М.Лермонтов).

31.[Теперь только разглядел он ], → что?→ (что возле огня сидели люди). (Н.Гоголь).

32.[Казалось ], → что?→ (что сейчас же за стеной тесного кабинета, забитого книгами, начинается весенний, таинственный, спутанный лес). (М.Булгаков).

33.[Предположим ], → что?→ (что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут). (М.Булгаков).

34.[Основное зло нашей жизни состоит в том ], → в чём?→ (что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку). (М.Пришвин).

35.[И долго буду тем любезен я народу ], → чем?→ (что чувства добрые я лирой пробуждал…) (А.Пушкин).

36.[Может, песня виновата в том ], → в чём?→ (что я сегодня не усну)? (Ю.Друнина).

_____________________________________________________________________

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:

  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов чтобы, будто
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
  • слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[Мы приходим в мир для того ], → для чего?→ (чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её). (В.Сухомлинский).

2.[Слово дано для того человеку ], → для чего?→ (чтобы свои понятия сообщать другому). (М.Ломоносов).

3.[Необходимо печься о том ], → о чём?→ (чтобы не засорять язык ненужными словообразованиями, терминами, диалектизмами). (А.Фадеев).

4.Дар слова… [ Испокон веков его главное назначение в том ], → в чём?→ (чтобы объединять людей). (Ю.Ороховацкий).

5.[Теперь труд её состоял в том ], → в чём?→ (чтобы научить хорошо трудиться других). (В.Панова).

6.[ Во сне мне грезилось ], → что?→ (будто я попал в капкан). (В.Арсеньев).

7.[ Казбич вообразил ], → что?→ (будто Азамат украл у него лошадь). (М.Лермонтов).

_____________________________________________________________________

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:

  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза как
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
  • слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[Я никак не мог растолковать своей шестилетней сестрице ], → что?→ (как складывать целые слова). (С.Аксаков).

2.[Тотчас стало слышно ], → что?→ (как ветер шумит в кроне деревьев). (К.Паустовский).

3.[ Профессор подивился ], → чему?→ (как сильно был привязан этот мальчик к своему углу, к отцу, старым товарищам и играм). (Н.Помяловский).

4.[ И вот тут я понял ], → что?→ (как это важно – уметь работать всем миром и хорошо знать ремесло). (В.Ситников).

5.[ Понял я в минуту эту ], → что?→ (как высоко родство труда). (В.Яковенко).

6.[ Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем ], → за чем?→ (как обращается с языком тот или иной писатель). (В.Инбер).

7.[ Кто, кроме охотника, испытал ], → что?→ (как отрадно бродить на заре по кустам)? (И.Тургенев).

8. [ В безлюдной улице за версту слышно ], → что?→ (как разговаривают двое-трое между собой). (И.Гончаров).

9.[ Я посмотрел на клён и увидел ], → что?→ (как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь). (К.Паустовский).

10.[ Через окно я увидел ], → что?→ (как большая серая птица села на ветку клёна в саду). (К.Паустовский).

11.[ Снова стало слышно ], → что?→ (как ручей шумит на дне пропасти). (К.Паустовский).

12.[ Сквозь дым от выстрела охотник видел ], → что?→ (как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье). (Д.Мамин-Сибиряк).

13.[ Во время остановок слышно было ], → что?→ (как глухо и грозно шумел лес). (Г.Николаева).

14.[ Вижу я ], → что?→ (как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри). (М.Пришвин).

15.[ Я уже представлял ], → что?→ (как ярко сверкает и блестит ручей при утреннем солнце). (В.Солоухин).

16.[ Я иногда вижу ], → что?→ (как во время оживлённого разговора один из собеседников вынимает записную книжку и скорее записывает в неё только что произнесённую фразу или только что рассказанный случай). (По В.Солоухину).

_______________________________________________________________________

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:

  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова как
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
  • слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[ Я всегда удивлялся ], → чему?→ (как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел). (В.Арсеньев).

2.[ Расскажите мне ], → что?→ (как найти эту потаённую лестницу). (А.Пушкин).

3.[ Сопоставляя слова, можно понять ], → что?→ (как в прошлом происходило образование новых слов)… (В.Одинцов).

4.[ Я часто поглядывал на компас и удивлялся ], → чему?→ (как наш проводник без всяких инструментов держал правильное направление). (В.Арсеньев).

______________________________________________________________________

Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:

  • [ ] - главное предложение (главная часть)
  • ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзных слов какой, откуда, зачем, чем, сколько
  • вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
  • слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
  • сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).

1.[ Мне и в голову не приходило ],что?→ (какая грустная минута предстоит нам). (Л.Толстой).

2.[ Легко вообразить ], → что?→ (какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень). (А.Пушкин).

3. [Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать ], → что?→ (с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки).

4.[ Искатель женьшеня приютил меня, покормил, не спрашивая ], → о чём?→ откуда я и зачем сюда пришёл.

5.[ По нескольку раз в день Николай Петрович записывал в тетрадку ], → что?→ (откуда и с какой силой дует ветер). (К.Паустовский).

6.[ Хозяин в голове перебирал ], → что?→ (чем бы похвастаться перед гостем). (Л.Толстой).

7.[ И я ехал и слушал, потом стал считать ], → что?→ (сколько лет нагадает мне кукушка). (И.Бунин).

8.[ Я спросила у кукушки ], → о чём?→ (сколько лет я проживу). (А.Ахматова).

Советуем пройти бесплатные онлайн-тесты

Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. 9 класс.

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...