Занятие № 46
Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.
Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
- схемы : [ ], ( ); [ , ( ), ];
- выделенные союзы и союзные слова;
- слова в главном предложении, от которых задаётся вопрос к придаточному предложению
- вопросы
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза что
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
- слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Знайте ], → что?→ (что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома). (Ф.Достоевский).
2.[ Грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят её, не забывая упомянуть при этом ], → что?→ (что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого…) (По В.Астафьеву).
3.[ Ты в толк возьми ], → что?→ ( что на войне поспешно ничего не делается). (М.Шолохов).
4.[Я гордился ], → чем?→ (что есть здесь доля и моего труда). (В.Ситников).
5.[ Люди давно заметили ], → что?→ (что леса на Земле быстро исчезают). (В.Чивилихин).
6.[ Аристотель, ученик Платона, считал ], → что?→ (что красота – в определённом соотношении частей целого, в симметрии и упорядоченности, органической цельности). (По К.Кривицкому).
7.[ В средневековый период верили ], → во что?→ (что семь лилий на щите или знамени делают рыцаря непобедимым). (Н.Верзилин).
8.[Учёные подсчитали ], → что?→ (что В.Даль, несмотря на разные дела, в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово). (По Б.Барышеву и Б.Горячеву).
9.[С младых ногтей должно усвоить ], → что?→ (что иждивенчество унизительно). (По Ю.Бондареву).
10.[ Помните ], → что?→ (что наука требует от человека всей его жизни). (И.Павлов).
11.[ Мы как-то уж очень послушно согласились с тем ], → с чем?→ (что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов). (По И.Косолапову).
12. [Сначала мне казалось ], → что?→ (что от прикосновения поэзии окружающее приобретало преувеличенный блеск). (К.Паустовский).
13.[Народ-патриот выступил на поле Бородина подлинным творцом истории и убедительно доказал и себе самому, и всему миру ], → что?→ (что нет на земле большей силы, чем народные массы, сплочённые народными вождями для достижения величественной, понятной и близкой их сердцу цели). (По В.Балязину).
14.[Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел ], → что?→ (что буря утихла). (А.Пушкин).
15.[Растительный мир заповедника примечателен тем ], → чем?→ (что среди травянистых растений немало реликтовых, представляющих собой памятники природы).
16.[Учёные предполагают ], → что?→ (что при определении направления полёта перелётные птицы учитывают направление ветра, атмосферное давление, влажность воздуха).
17.[Благословлю земли просторы за то ], → за что?→ (что жил я в светлый век). (В.Афанасьев).
18.[В старину считали ], → что?→ (что Москва расположена на семи холмах). (Е.Осетров).
19.[Я понял ], → что?→ (что лётчик должен знать свойства воздуха, все его наклонности и капризы). (В.Каверин).
20.[Въедешь во двор и сразу ощутишь ], → что?→ (что тут крепостное право ещё вполне живо). (И.Бунин).
21.[Всю ночь поют в пшенице перепёлки о том ], → о чём?→ (что будет урожайный год). (М.Исаковский).
22.[Учёные установили также ], → что?→ (что кедровый орех содержит различные вещества, способствующие сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови). (В.Чивилихин).
23.[Некоторым знакомым М.Ю.Лермонтова, не понимавшим размеров его поэтического таланта, казалось ], → что?→ (что он подражает английскому поэту Байрону). (И.Л.Андроников).
24.[Идея оды «Вольность» А.С.Пушкина заключается в том ], → в чём?→ (что не власть царя, а закон должен править миром).
25.[Уже в Царскосельском лицее Пушкин понял ], → что?→ (что главное дело его жизни – поэзия).
26.[Байкал уникален среди озёр тем ], → чем?→ (что на большой глубине здесь произрастают пресноводные губки).
27.[Я полюбил эту маленькую окраинную улицу и был уверен ], → в чём?→ (что она самая живописная). (К.Паустовский).
28.[Я уверен ], → в чём?→ (что земляничный аромат ни с чем не спутаешь). (В.Солоухин).
29.[Сколько раз я убеждался ], → в чём?→ (что ничто хорошее не повторяется). (К.Паустовский).
30.[И смутно понял я тогда ], → что?→ (что мне на родину следа не проложить уж никогда). (М.Лермонтов).
31.[Теперь только разглядел он ], → что?→ (что возле огня сидели люди). (Н.Гоголь).
32.[Казалось ], → что?→ (что сейчас же за стеной тесного кабинета, забитого книгами, начинается весенний, таинственный, спутанный лес). (М.Булгаков).
33.[Предположим ], → что?→ (что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут). (М.Булгаков).
34.[Основное зло нашей жизни состоит в том ], → в чём?→ (что мы стали невнимательны к каждому отдельному человеку). (М.Пришвин).
35.[И долго буду тем любезен я народу ], → чем?→ (что чувства добрые я лирой пробуждал…) (А.Пушкин).
36.[Может, песня виновата в том ], → в чём?→ (что я сегодня не усну)? (Ю.Друнина).
_____________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов чтобы, будто
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
- слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[Мы приходим в мир для того ], → для чего?→ (чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её). (В.Сухомлинский).
2.[Слово дано для того человеку ], → для чего?→ (чтобы свои понятия сообщать другому). (М.Ломоносов).
3.[Необходимо печься о том ], → о чём?→ (чтобы не засорять язык ненужными словообразованиями, терминами, диалектизмами). (А.Фадеев).
4.Дар слова… [ Испокон веков его главное назначение в том ], → в чём?→ (чтобы объединять людей). (Ю.Ороховацкий).
5.[Теперь труд её состоял в том ], → в чём?→ (чтобы научить хорошо трудиться других). (В.Панова).
6.[ Во сне мне грезилось ], → что?→ (будто я попал в капкан). (В.Арсеньев).
7.[ Казбич вообразил ], → что?→ (будто Азамат украл у него лошадь). (М.Лермонтов).
_____________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза как
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
- слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[Я никак не мог растолковать своей шестилетней сестрице ], → что?→ (как складывать целые слова). (С.Аксаков).
2.[Тотчас стало слышно ], → что?→ (как ветер шумит в кроне деревьев). (К.Паустовский).
3.[ Профессор подивился ], → чему?→ (как сильно был привязан этот мальчик к своему углу, к отцу, старым товарищам и играм). (Н.Помяловский).
4.[ И вот тут я понял ], → что?→ (как это важно – уметь работать всем миром и хорошо знать ремесло). (В.Ситников).
5.[ Понял я в минуту эту ], → что?→ (как высоко родство труда). (В.Яковенко).
6.[ Читая хорошие книги, мы должны зорко следить за тем ], → за чем?→ (как обращается с языком тот или иной писатель). (В.Инбер).
7.[ Кто, кроме охотника, испытал ], → что?→ (как отрадно бродить на заре по кустам)? (И.Тургенев).
8. [ В безлюдной улице за версту слышно ], → что?→ (как разговаривают двое-трое между собой). (И.Гончаров).
9.[ Я посмотрел на клён и увидел ], → что?→ (как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь). (К.Паустовский).
10.[ Через окно я увидел ], → что?→ (как большая серая птица села на ветку клёна в саду). (К.Паустовский).
11.[ Снова стало слышно ], → что?→ (как ручей шумит на дне пропасти). (К.Паустовский).
12.[ Сквозь дым от выстрела охотник видел ], → что?→ (как что-то метнулось по льду, и со всех ног кинулся к полынье). (Д.Мамин-Сибиряк).
13.[ Во время остановок слышно было ], → что?→ (как глухо и грозно шумел лес). (Г.Николаева).
14.[ Вижу я ], → что?→ (как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей и от этого журчит о корни и распускает пузыри). (М.Пришвин).
15.[ Я уже представлял ], → что?→ (как ярко сверкает и блестит ручей при утреннем солнце). (В.Солоухин).
16.[ Я иногда вижу ], → что?→ (как во время оживлённого разговора один из собеседников вынимает записную книжку и скорее записывает в неё только что произнесённую фразу или только что рассказанный случай). (По В.Солоухину).
_______________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзного слова как
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
- слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Я всегда удивлялся ], → чему?→ (как успевал этот уже старый человек делать сразу несколько дел). (В.Арсеньев).
2.[ Расскажите мне ], → что?→ (как найти эту потаённую лестницу). (А.Пушкин).
3.[ Сопоставляя слова, можно понять ], → что?→ (как в прошлом происходило образование новых слов)… (В.Одинцов).
4.[ Я часто поглядывал на компас и удивлялся ], → чему?→ (как наш проводник без всяких инструментов держал правильное направление). (В.Арсеньев).
______________________________________________________________________
Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзных слов какой, откуда, зачем, чем, сколько
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, – вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме именительного)
- слово (в большинстве случаев – глагол) в главном предложении, от которого задаётся вопрос к придаточному предложению
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
1.[ Мне и в голову не приходило ], → что?→ (какая грустная минута предстоит нам). (Л.Толстой).
2.[ Легко вообразить ], → что?→ (какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень). (А.Пушкин).
3. [Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать ], → что?→ (с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки).
4.[ Искатель женьшеня приютил меня, покормил, не спрашивая ], → о чём?→ откуда я и зачем сюда пришёл.
5.[ По нескольку раз в день Николай Петрович записывал в тетрадку ], → что?→ (откуда и с какой силой дует ветер). (К.Паустовский).
6.[ Хозяин в голове перебирал ], → что?→ (чем бы похвастаться перед гостем). (Л.Толстой).
7.[ И я ехал и слушал, потом стал считать ], → что?→ (сколько лет нагадает мне кукушка). (И.Бунин).
8.[ Я спросила у кукушки ], → о чём?→ (сколько лет я проживу). (А.Ахматова).
Советуем пройти бесплатные онлайн-тесты
Виды придаточных в сложноподчинённых предложениях. 9 класс.
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Назад в раздел