Занятие № 47
- Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
-
- Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.
- Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
- схемы : [ ], ( ); ( ) , [ ]; [ , ( ), ];
- выделенные союзы;
- вопросы
-
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ, в которых обозначены
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - когда?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
- __________________________________________________________________________________________________________________________
-
1.[ Родная земля становится бесконечно дорогой ], → когда? → (когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту). (В.Сухомлинский).
-
- 2.[ Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места ], → когда? →(когда садилось солнце). (А.Чехов).
-
- 3.[ Павлик проснулся ], → когда? →(когда солнечный квадрат окна подобрался к его глазам). (Ю.Нагибин).
-
- 4.[ Как будто и ветра не было ], → когда? →( когда первые огромные тучи снега стали срываться с вершин и кружиться, поднимаясь всё выше и выше). (В.Каверин).
-
- 5.[ Воздух мы замечаем тогда ], → когда? →(когда его начинает не хватать). (В.Солоухин).
-
- 6.[ Конечно, я был взволнован ], → когда? → (когда впервые приступил к изучению древнерусских рукописей, хранящихся в московских архивах и библиотеках). (По Р.Пересветову).
-
- 7.[ Очнулся он ], → когда? →(когда солнце уже стояло высоко). (А.Гайдар).
-
- 8.[ Я вернусь, → когда? →(когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад). (С.Есенин).
-
- 9.[ Солнце уже садилось ], → когда? → (когда я, наконец, выбрался из леса и увидел перед собой небольшое село). (И.Тургенев).
-
- 10.[ Уже восток начинал бледнеть ], → когда? → (когда я заснул). (М.Лермонтов).
-
- ***
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ, в которых обозначены
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - когда?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: ( ), [ ].
-
- 1.(Когда отливался большой колокол), ← когда? ← [ то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела ]. (Е.Осетров).
-
- 2.(Когда художник Василий Иванович Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой»), ← когда? ← [он прочитал много книг на эту тему, изучал памятники старины в музеях, ходил по Москве и жадно всматривался в Кремль, в храм Василия Блаженного ]. (По Е.Каменевой).
-
- 3.(Когда Л.Толстой вернулся с Крымской войны), ← когда? ← [ он открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации ряда школ в Тульской и Орловской губерниях ].
-
- 4.(Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу), ← когда? ← [ это невольно влечёт за собой обмен мыслями ]. (С.Львов).
-
- 5.(Когда Великая Отечественная война пришла в Ясную Поляну), ← когда? ← [ большинство экспонатов было вывезено ].(Из журнала «Отечество»).
- 6.(Когда юноши и девушки нашей страны оканчивают среднюю школу), ← когда? ← [ они обыкновенно попадают в положение этаких «витязей на распутье» ]. (Л.Успенский).
-
- 7.(Когда мы пересекали Восточную Пруссию), ← когда? ← [ видел я колонны возвращающихся пленных ]. (А.Солженицын).
-
- 8.(Когда солнце прощается с летом), ← когда? ← [ краски памяти так пестры ]. (В.Яковенко).
-
- 9.(Когда они переходили мост через Оку), ← когда? ← [ утренний туман ещё сливал воедино небо и воду, превращая весь мир в сплошное серо-голубое небо ]. (А.Рыбаков).
-
- 10.(Когда солнце поднимается над лугами), ← когда? ← [ я невольно улыбаюсь от радости ]. (М.Горький).
-
- 11.(Когда стало совсем темно), ← когда? ← [ Каштанкою овладели отчаяние и ужас ]. (А.Чехов).
-
- 12.(Когда в комнате мало-мальски согрелось), ← когда? ← [ я записал свои наблюдения зимы ]. (М.Пришвин).
-
- 13.(Когда поехали дальше), ← когда? ← [ дождь разошелся уже по-настоящему ]. (И.Бунин).
-
- 14.(Когда наступит вечер длинный, объятый таинством немым), ← когда? ← [ иду один я в сад пустынный бродить с раздумием моим ]. (П.Вяземский).
-
- 15.(Когда они возвращались домой), ← когда? ← [ то ещё издали услышали музыку и хоровые песни ]. (А.Гайдар.)
-
- 16.(Когда я открыл окно), ← когда? ← [ моя комната наполнилась ароматом цветов ]. (М.Лермонтов).
-
- 17.Когда наступает весна), ← когда? ← [ молодеют, краснеют стволы ]. (С.Маршак).
-
- 18.(Когда они переходили мост через Оку), ← когда? ← [ утренний туман ещё сливал воедино небо и воду, превращая весь мир в сплошное серо-голубое небо ]. (А.Рыбаков).
-
- 19.(Когда пришла пора), ← когда? ← [ я стал охотиться с Яриком на тетеревов ]. (М.Пришвин).
-
- 20.(Когда я писал этот рассказ), ← когда? ← [ всё время старался сохранить в себе ощущение холодного ветра с ночных гор ]. (К.Паустовский).
-
- 21.(Когда мальчик принёс Ване завтрак), ← когда? ← [ он застал его ещё плачущим ]. (К.Паустовский).
-
- 22.(Когда служба кончилась), ← когда? ← [ было без четверти двенадцать ]. (А.Чехов).
-
- ***
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ, в которых обозначены
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза когда
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - когда?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ , ( ), ].
-
- 1.[ Позднее, → когда? →(когда появились моторные лодки), перевозчики хорошо зарабатывали ]. (В.Екимов).
-
- 2.[ Ветки деревьев казались мохнатыми и, (когда набегал ветерок), ← когда?← слегка шумели первым зелёным шумом ]. (Г.Скребицкий).
-
- 3.[ Через много лет, (когда имя Грина будет произноситься с любовью), ← когда?←люди вспомнят об этой могиле ]. (К.Паустовский).
-
- ***
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ, в которых обозначены
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов: пока, покуда, покамест
- вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, - как долго? до каких пор?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ]
-
- 1.[ Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор ], → до каких пор? → (пока сама не проснётся). (В.Аксаков).
-
- 2.[ Я шёл в глубь лесного массива ], → как долго? → (пока не услышал шум мотора). (К.Паустовский).
-
- 3.[ Вы кладёте на ладонь с десяток камешков и пальцем долго перекатываете их с места на место ], → как долго? → (пока не остановите свой выбор на трёх…) (По В.Солоухину).
-
- 4.[ Пришлось мне сидеть на месте до тех пор ], → до каких пор? → (пока рана на ноге не зажила). (В.Арсеньев).
-
- 5.[ Я глядел вслед синице ], → как долго?до каких пор? → (пока она не исчезла). (К.Федин).
-
- 6.[ Давай молчать с тобой ], → как долго? до каких пор? → (покуда не ворвётся день в недолгий наш покой). (Б.Смоленский).
-
- 7.(Пока молоды, сильны и бодры), ← до каких пор? ← [ не уставайте делать добро ]. (А.Чехов).
-
- 8.(Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла), ← когда? ← [ кто-то успел уже разложить костёр и повесить над огнём чайник ]. (В.Арсеньев).
-
- 9.(Покамест слуги управлялись и возились), ← когда? ← [господин отправился в общую залу ]. (Н.Гоголь).
-
-
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ, в которых обозначены
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов: лишь, лишь только, только, как только, едва, в то время как, до тех пор пока
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - когда?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ]; [ ,( ), ].
-
-
- 1.[ По синим волнам океана, (лишь звёзды блеснут в небесах), ← когда? ← корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах ]. (М.Лермонтов).
-
- 2.(Лишь только солнце скрылось за горизонтом), ← когда? ← [сразу подул резкий, холодный ветер ]. (В.Арсеньев).
-
- 3.(Как только мы заходили за какую-нибудь вершину), ← когда? ← [ шум моря замирал ]. (В.Арсеньев).
-
- 4.Как только мы углубились в лес), ← когда? ← [ тотчас же пришлось пустить в дело топоры ]. (В.Арсеньев).
-
- 5.(Как только в лесу сойдёт снег), ← когда? ← [ набухают на берёзах смолистые почки ]. (И.Соколов-Микитов).
-
- 6.(Как только прекращалась пурга), ← когда? ← [ охотники выходили в море ]. (Г.Семушкин).
-
- 7.Как только наставало утро), ← когда? ← [ пение дверей раздавалось по всему дому ]. (Н.Гоголь).
-
- 8.(Только мы разошлись на обед), ← когда? ← [ как вдруг снаружи донёсся звон колокольчика ]. (А.Чехов).
-
- 9.[ Мы спустились в долину и, (как только нашли воду), ← когда? ← тотчас остановились ]. (В.Арсеньев).
-
- 10.[Утром, ( только мы отошли от бивака), ← когда? ← тотчас же наткнулись на тропу ]. (В.Арсеньев).
-
- (Едва апрельское солнце начинало вытапливать с крыш большие серебряные сосульки), ← когда? ← [ ребячья ватага играла в бабки ]. (В.Белов).
-
- 11.(Едва начал брезжить рассвет), ← когда? ← [ а мы уже проснулись и вышли на улицу ]. (В.Солоухин).
-
- 12.[ В середине марта, (едва начинается капель), ← когда? ← всё оживает от предчувствия близкой весны ]. (С.Крутилин).
-
- 13.(В то время как она выходила из гостиной), ← когда? ← [ в передней послышался звонок ]. (Л.Толстой).
-
- 14.(В то время как я вздремнул), ← когда? ← [ взошла луна ]. (Л.Толстой).
-
- 15.(В то время как на берегу моря бывает пасмурно и сыро), ← когда? ← [ в горах ясно, сухо и тепло ]. (В.Арсеньев).
-
- 16.[ И лосёнок, спину выгибая, (до тех пор пока я видеть мог), ← до каких пор? ← всё порхал, как бабочка лесная, у огромных материнских ног ]. (М.Шутов).
-
- 17.(До тех пор пока не узнаешь горя), ← до каких пор? ← [ не станешь взрослым ]. (К.Федин).
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесьНазад в раздел