Занятие № 48
- Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
-
- Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.
- Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
- схемы : [ ], ( ); ( ), [ ]; [ , ( ), ];
- выделенные союзы;
- вопросы
-
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть);
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ПОТОМУ ЧТО;
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению – почему?;
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
-
________________________________________________________________________________________________________________________________
- 1.[ Даже Великое Солнце не хотело уходить с небосвода ], → почему?→ (потому что не видало ещё более счастливых людей). (Из сказки североамериканских индейцев).
-
- 2.[ Такая густая трава росла только по берегам озера ], → почему?→ (потому что здесь достаточно было влаги). (И.Соколов-Микитов).
-
- 3.[ Высокий замысел делается доступным ], → почему?→ (потому что художник говорит очень человечным языком о человеческих радостях и страданиях: о красоте материнства, о смешанном чувстве нежной радости и смутного беспокойства). (Г.Недошивин).
-
- 4.[ Перед человеком открылась радость жизни ], → почему?→ (потому что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчанье весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи). (В.Сухомлинский).
-
- 5.[ В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками ], → почему?→ (потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания).
-
- 6.[ Была грустная августовская ночь – грустная ], → почему?→ (потому что уже пахло осенью…) (А.Чехов).
-
- 7.[ На пахоте нужно быть душевным человеком ], → почему?→ (потому что земля любит ровное, ласковое к себе отношение). (М.Шолохов).
-
- 8.[ Во всяком создании и усовершенствовании художественной формы не может быть никакого предела ], → почему?→ (потому что к построенному всегда можно добавить ещё что-нибудь…) (По В.Солоухину).
-
- 9.[ Для тебя я, Русь, эти сказки пел ], → почему?→ (потому что был я правдив и смел). (С.Есенин).
-
- 10.[ В городе Павел не видел звёзд ], → почему?→ (потому что мешали фонари). (А.Серафимович).
-
- 11.[ Люди стали жить соседскими общинами ], → почему?→ (потому что появилась возможность обрабатывать участки земли силами одной семьи).
-
- 12.[ Купцы Строгановы помогли организовать экспедицию Ермака ], → почему?→ (потому что они были заинтересованы в развитии торговли с местным населением.)
-
- 13.[ Появление книгопечатания в ХYІ в. было закономерным ], → почему?→ (потому что с образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях.)
-
- 14.[ Я вздохнул ещё глубже и поскорее поспешил проститься ], → почему?→ (потому что ехал по весьма важному делу.) (А.Пушкин).
-
- 15.[ Весь день мы простояли на месте ], → почему?→ (потому что сушили имущество и отдыхали.) (В.Арсеньев).
-
- 16.[ Должно быть, я долго пробыл в отлучке ], → почему?→ (потому что в отряде подняли крик.) (В.Арсеньев).
-
- 17.[ Я и сейчас помню все эти детские стихи Маршака наизусть ], → почему?→ (потому что Маршак создавал их буквально у меня на глазах.) (К.Чуковский).
-
- 18.[ Тёму особенно трогала перемена в отце ], → почему?→ (потому что с ним отец был всегда строже и суровее, чем с другими.) (Н.Гарин-Михайловский).
-
- 19.[ Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали ], → почему?→ (потому что в просторах полей они сытных хлебов не видали.) (С.Есенин).
-
- 20.[ Ничего домой не принесу, исходив пригорки и тропинки ], → почему?→ ( потому что нынче я в лесу без ружья и даже без корзинки.) (К.Ваншенкин).
-
- 21.[Идти было легко ], → почему?→ (потому что снега оказалось меньше с подветренной стороны.) (Л.Леонов).
-
______________________________________________________________________________________________________________________ - Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть);
- ( ) – союз потому что распался на две части: в главном предложении указательное слово ПОТОМУ; в придаточном предложении союз ЧТО;
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению – почему?;
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
-
- 1.[ Предсмертные слова запорожцев похожи потому ], → почему?→ (что эти люди составляют единое целое, сражаются и умирают не за себя, а за веру, за Родину, за товарищей.) (По В.Красовскому).
-
- 2.[ Мы не любили пафоса, очевидно, потому ], → почему?→ (что не умели его выражать.) (К.Паустовский).
-
- 3.[ Небо и земля долговечны потому ], → почему?→ (что они существуют не для себя.) (Лао-цзы).
-
- 4.[ Матвеев луг в моих воспоминаниях играет большую роль потому ], → почему?→ (что на нём мы проводили много весёлых юных дней.) (Д.Мамин-Сибиряк).
-
- 5.[ Новые пьесы потому и привлекают зрителей повсеместно ], → почему?→ (что в них ищут новых ответов на жизненные вопросы.) (В.Немирович-Данченко).
-
- 6.[ Власть безграничная природы нам потому не тяжела ], → почему?→ (что чувство видимой свободы она живущему дала.) (С.Маршак).
-
- 7.[ Природа нравится, влечёт к себе и воодушевляет только потому ], → почему?→ (что она естественна.) (В.Гумбольт).
-
- 8.[ Суворов потому и является выдающимся полководцем ], → почему?→ (что сумел обнаружить и развить прогрессивные тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику.)
-
- ___________________________________________________________________________________________________________________
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть);
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ТАК КАК;
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - почему?;
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: ( ), [ ].
-
- 1.(Так как свет проникал на арену только через стеклянное, заваленное снегом окно в куполе), ← почему? ← [то в полумраке цирк казался огромным, пустым и холодным сараем ]. (А.Куприн).
-
- 2.(А так как расстроенная мать была молчалива), ← почему? ← [то Чук с Геком молчали тоже ]. (А.Гайдар).
-
- 3.(Так как во время уроков я постоянно вертелся около стола и не на шутку мешал занятиям), ← почему? ← [тётушка решила усадить за букварь и меня ]. (С.Маршак).
-
- 4.(Так как Каштанка взвизгнула и попала незнакомцу под ноги), ← почему? ← [то он не мог не обратить не неё внимания ]. (А.Чехов).
-
- ___________________________________________________________________________________________________________
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть);
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза ИБО;
- вопрос, который можно задать к придаточному предложению, - почему?;
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ).
-
- 1.[ Не будьте равнодушны ], → почему?→ (ибо равнодушие смертоносно для души человека.) (М.Горький).
-
- 2.[ Всякий труд важен ], → почему?→ (ибо облагораживает человека.) (Л.Толстой).
-
- 3.[ Нельзя жить только сегодняшним ], → почему?→ (ибо оно чаще всего незаконченное вчерашнее.) (Н.Островский).
-
- 4.[ Сам он не увеличивал отцовского состояния ], → почему?→ (ибо был, как говорится, жуир, эпикуреец на русский лад.) (И.Тургенев).
-
- 5.[ Меня лечил полковой цирюльник ], → почему?→ (ибо в крепости другого лекаря не было.) (А.Пушкин).
-
- 6.[ Писать лучше смеясь, чем со слезами ], → почему?→ (ибо смех – особенность человека.) (Ф.Рабле).
-
- 7.[ Верить хотелось ], → почему?→ (ибо книги внушали мне веру в человека.) (М.Горький).
-
- 8.[ Марья Ивановна сильно была встревожена, но промолчала ], → почему?→ (ибо в высшей степени была одарена скромностью и осторожностью.) (По А.Пушкину).
-
- _____________________________________________________________________________________________________________
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИЧИНЫ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть);
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзов ОТТОГО ЧТО, БЛАГО, ПОСКОЛЬКУ;
- вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, - почему? отчего?;
- сложноподчинённое предложение соответствует схемам: [ ], ( ); ( ), [ ].
-
- 1.[ В самолёте потемнело ], → почему?→ (оттого что вокруг стали громоздиться не прежние белые, а сине-чёрные мрачные тучи.) (В.Кочетов).
-
- 2.(Оттого что солнечные дни всё время перемежались с дождями), → отчего?почему?→ [деревья в этом году умирали царственно ]. (Г.Николаева).
-
- 3.[ Мишутка не ходит в школу ], → отчего?почему?→ оттого что он босой. (Г.Успенский).
-
- 4.[ Я решил зайти на могилу Борисова-Мусатова сейчас ], → почему?→ (благо она была недалеко от пристани). (К.Паустовский).
-
- 5.(Поскольку участок оказался сильно заболоченным), ← почему? ← [ пришлось срочно приняться за осушку его ]. (А.Куприн).
- РЕКОМЕНДУЕМ дополнительно пройти тесты:
- «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 класс».
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Назад в раздел