Занятие № 49
- Уважаемый одиннадцатиклассник (и девятиклассник)!
-
- Чтение предложений с готовыми фрагментами анализа способствует развитию навыков синтаксической характеристики предложения.
- Советуем в ходе подготовки к ЕГЭ (и ГИА) читать сложноподчинённые предложения, обращая особое внимание на все элементы анализа:
- схемы : [ ], ( ); ( ) , [ ]; [ , ( ), ];
- выделенные союзы;
- вопросы
-
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союзачтобы (чтоб)
- вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, - зачем? для чего?с какой целью?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ].
-
- 1.[ Как же выбрать время ], → (чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?) (С.Львов).
-
- 2.[ Научись быть большим даже в малом ], → (чтобы душу потом не ломало). (Г.Некрасов
-
- 3.[ Всякое дело надо любить ], → (чтобы хорошо его делать). (М.Горький).
-
- 4.[ Мы вспоминаем прошлое ради будущего ], → (чтобы не распалась эта вечная неистребимая связь времён). (Из календаря школьника).
-
- 5.[ Какие качества, по вашему мнению, нужно воспитывать в себе ], → (чтобы по-настоящему чувствовать красоту родной природы?)
-
- 6.[ Читайте не торопясь ], → (чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг). (К.Паустовский).
-
- 7.[ Давайте понимать друг друга с полуслова ], → (чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова). (Б.Окуджава).
-
- 8.[ Учёные прочитывают сотни и тысячи книг ], → (чтобы установить, выявить, оценить интересующий их факт). (А.Сахаров, С.Троицкий).
-
- 9.[ Лукашин встряхнулся ], → (чтобы ноша удобнее легла на плечо). (В.Панова).
-
- 10.[ Все молчали ], → (чтобы расслышать шорох цветов). (К.Паустовский).
-
- 11.[ Первая прибежала трясогузка ], → (чтобы только на нас посмотреть). (По М.Пришвину).
-
- 12.[ Кое-где амбары строили на сваях ], → (чтобы спасти зерно от мышей). (В.Белов).
-
- 13.[ Андрий должен был часто останавливаться ], → (чтобы дать отдохнуть своей спутнице). (Н.Гоголь).
-
- 14.[ Надо отлично знать и по-настоящему любить русского солдата ], → (чтобы говорить о нём так проникновенно и глубоко). (С.Маршак).
-
- 15.[ Мне достаточно одного жёлтого листочка ], → (чтобы струна моей души попросила настройки на осень). (М.Пришвин).
-
- 16.[ Все люки были наглухо закрыты ], → (чтобы перекатывающиеся волны не могли залить судно). (К.Станюкович).
-
- 17.[ На опушке или в чаще нагибайся до земли, лесу кланяйся почаще ], (чтоб грибы тебя нашли!) (А.Барто).
-
- 18.[ Сын подошёл к матери, → (чтобы поговорить с ней), но ничего ей не сказал ]. (А.Платонов).
-
- 19.(Чтобы сделать что-нибудь великое), ← [ нужно все силы души устремить в одну точку ]. (Л.Толстой).
-
- 20.(Чтобы не заблудиться в лесу), ← [ надо знать приметы ]. (К.Паустовский).
-
- 21.(Чтобы пройти к берегу озёр), ← [приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах ]. (К.Паустовский).
-
- 22.(Чтобы достичь Магадана на корабле), ← [ надо пересечь с юга на север Охотское море ]. (Н.Михайлов).
-
- 23.(Чтобы защитить от зимней непогоды лошадей), ← [старик с осени устраивал около казармы из молодых, пушистых пихт большую загородку ]. (Д.Мамин-Сибиряк).
-
- 24.(Чтобы написать такие романы, как «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»), ← [ нужно обладать большим журналистским опытом ]. (К.Симонов).
-
- 25.(Чтобы обелискам поклониться), ← [ мне не хватает в жизни зим и лет ]. (А.Чечулин).
-
- 26.(Чтобы дать созреть замыслу), ← [ писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя» ]. (К.Паустовский).
-
- 27.(Чтобы достать пистолет), ← [ Мересьеву надо было повернуться на бок ]. (Б.Полевой).
-
- ***
- Перед Вами примеры сложноподчинённых предложений с ПРИДАТОЧНЫМИ ЦЕЛИ, в которых обозначены:
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть) присоединяется с помощью союза для того чтобы, с тем чтобы, дабы
- вопросы, которые можно задать к придаточному предложению, - зачем? для чего?с какой целью?
- сложноподчинённое предложение соответствует схеме: [ ], ( ); ( ), [ ]; [ ,( ), ].
-
- 1.[ Всякому человеку, (для того чтобы действовать), необходимо считать свою деятельность важною и хорошею ]. (Л.Толстой).
-
- 2.[ Командир бригады принял решение прекратить преследование до рассвета ], (с тем чтобы к утру подтянуть резервы). (М.Шолохов).
-
- 3.[ Полку было приказано выйти к самой реке ], (с тем чтобы ночью форсировать её). (Б.Полевой).
-
- 4.Для того чтобы выучиться говорить правду людям), [ надо научиться говорить её самому себе ]. (Л.Толстой).
-
- 5.(Для того чтобы проявление человеческого духа можно было назвать подвигом), [ в нём должны содержаться два обязательных момента: самоотверженность вплоть до самопожертвования и благо других людей…] (По В.Солоухину).
-
- 6.(Для того чтобы добраться до озера), [ потребовалось немало времени ]. (К.Паустовский).
-
- 7.[ Человеку, (для того чтобы действовать), необходимо считать свою деятельность важною и хорошею ]. (Л.Толстой).
-
- 8.[ Любовь к труду необходима для того ], (чтобы построить на земле новую, свободную, счастливую жизнь). (М.Горький).
-
- 9.[ Мысль ведёт за собой слово ], (дабы оно выразило её и передало людям). (К.Федин).
-
- 10. По окончании трудов Пётр вынул карманную книжку ], (дабы справиться), (всё ли им предполагаемое на сей день исполнено). (А.Пушкин).
-
- 11.[ Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу ], (дабы дать возможность мне высадиться). (В.Арсеньев).
-
- 12.[ Я старался казаться весёлым и равнодушным ], (дабы не подать никакого подозрения и избегнуть докучливых вопросов). (А.Пушкин).
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь
Назад в раздел