Занятие № 67
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
Данный материал полезен учащимся
- 9 класса (в процессе изучения темы – СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
- 9 класса (для подготовки к ГИА)
- 10 класса (в процессе повторения темы – СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
- 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)
Прочитайте СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ предложения и рассмотрите их строение. Главное предложение обозначено [ ], придаточное предложение обозначено ( ).
Выделены жирным шрифтом подчинительные союзы или союзные слова, названия придаточных предложений.
Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках синтаксических конструкций, а значит, сэкономите время на ГИА и ЕГЭ.
Фрагменты из произведения оформлены в соответствии с расположением глав повести.
К некоторым словам дано пояснение - *
Для того чтобы содержание фрагмента было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Гринёв Андрей Петрович - отец Петра Гринёва; премьер-майор (офицерский чин в русской армии ХVIII века соответствовал чину подполковника), вышел в отставку.
Гринёва Авдотья Васильевна – мать Петра Гринёва.
Гринёв Пётр Андреевич (Петруша) – главный герой повести, сын Гринёва Андрея Петровича. От его имени ведётся повествование.
Архип Савельич – стремянный, пожалованный Петру Гринёву в дядьки.
Стремянный - конюх, слуга, ухаживающий за лошадьми барина.
Миронов Иван Кузмич – комендант Белогорской крепости в Оренбургской губернии.
Миронова Василиса Егоровна – жена коменданта.
Марья Ивановна Миронова (Маша Миронова) – дочь коменданта.
Швабрин Алексей Иванович - офицер, выписанный из гвардии за участие в дуэли.
Екатерина II (1729-1796) – императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы.
Емельян Пугачёв – вождь крестьянского восстания (1773-1775). Выдавал себя за «Петра Феодоровича III».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Глава 1. Сержант гвардии
1. [Накануне батюшка объявил, → что? о чем?→ (что намерен писать со мною к будущему моему начальнику), и потребовал пера и бумаги]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
2.[Зурин взглянул на часы, положил кий и объявил мне], → что? о чем?→ (что я проиграл сто рублей). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
3.[Но Савельича мудрено было унять], → когда? → (когда, бывало, примется за проповедь). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным времени
4.[Любезный Петр Андреевич, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей], → какие? → (которые ты мне вчера проиграл). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
5. [Савельич так был поражен моими словами], → как? в какой степени? → (что сплеснул руками и остолбенел). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным степени и образа действия
6.Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. [Он явился с известием], → каким? → (что лошади готовы). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Глава II. Вожатый
7.[Я не мог не признаться в душе, → в чем? → (что поведение мое в симбирском трактире было глупо), и чувствовал себя виноватым перед Савельичем]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
8.(Чтоб утешить бедного Савельича), ← зачем? с какой целью? ← [ я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным цели
9. [Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко], → какое? → (которое принял было сперва за отдаленный холмик). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
10.[Ямщик изъяснил мне], → что? → (что облачко предвещало буран). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
11.[Я слыхал о тамошних метелях и знал], → о чем? → (что целые обозы бывали ими занесены). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
12.[Облачко обратилось в белую тучу], → какую? → (которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
13.[Я приказал ехать на незнакомый предмет], → какой? → (который тотчас и стал подвигаться нам навстречу). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
14. [Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел], → что? → (что буря утихла). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
15.[В самом деле тулуп, → какой? → (из которого успел и я вырасти), был немножко для него узок]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Глава III. Крепость
16.Тоска взяла меня; я отошел от окошка и лег спать без ужина, несмотря на увещания Савельича, который повторял с сокрушением: «Господи владыко! ничего кушать не изволит! [Что скажет барыня], → при каком условии? → (коли дитя занеможет)?» (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным условия
17. [Я догадался], → о чем? → (что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
18.[Он {Швабрин Алексей Иванович} с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край], → какой? → (куда завела меня судьба). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
Глава IV. Поединок
19.[Однажды удалось мне написать песенку], → какую? → (которой был я доволен). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
20.[Известно], → что? → (что сочинители иногда, под видом требования советов, ищут благосклонного слушателя). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
21.[Итак, переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину], → какому?→ (который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
22.[Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал], → что? → (что уж отроду не покажу ему своих сочинений). (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным
23.[Мысль, → какая? → (что, может быть, вижу ее в последний раз), придавала ей в моих глазах что-то трогательное]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
24.[Мы условились драться за скирдами, → какими? → (что находились подле крепости), и явиться туда на другой день в седьмом часу утра]. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
25.Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. [Я понял упорное злоречие], → какое? → (которым Швабрин ее преследовал). Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. (А.С.Пушкин)
сложноподчинённое предложение с придаточным определительным
продолжение следует...
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу sunapgn@mail.ru
Назад в раздел