Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 26




Рассмотрим грамматические правила и ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.

1.Два глагола - разное управление.

Художники любуются и одухотворяют природу.

При глаголе любуются необходимо поставить имя существительное в творительном падеже. А при глаголе одухотворяют - имя существительное в винительном падеже.

Традиционное исправление такой грамматической ошибки выглядит следующим образом. Поставим существительное при первом глаголе существительное в творительном падеже, а при втором глаголе - личное местоимение, заменяющее это существительное.

Художники любуются природой и одухотворяют её.

Ещё один пример.

Учитель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

Глагол отобрал употребляется с существительным в вин.падеже, а глагол воспользоваться – с сущ. в творит. падеже.

Исправим ошибку так.

Учитель отобрал дополнительную литературу и посоветовал учащемуся воспользоваться ею.

2.Употребление предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, НАВСТРЕЧУ - с существительным в дательном падеже, а не в родительном, например: вопреки распространённому суеверию; согласно правилам.

Рассмотрим один пример с ошибкой.

Благодаря отца я знаю несколько иностранных языков.

Исправим ошибку.

Благодаря (кому?) отцу я знаю несколько иностранных языков.

Чтобы видеть в тестовом задании такой тип ошибки, необходимо выучить правило об употреблении предлогов и чётко знать производные предлоги.

3.Употребление двойных союзов не только…, но и …; как…, так и…; не столько…, сколько … и др.

При двойных союзах однородные члены располагаются так, что один из них ставится при первой части союза, а другой – при второй.

Я читаю не только газеты, но и журналы. Нельзя сказать: «Я не только читаю газеты, но и журналы».

4. Употребление приложений, выраженных собственными именами существительными, обозначающими названия книг, периодических изданий, картин и т.д.

Если такие приложения находятся рядом с нарицательным существительным (определяемым словом), то они употребляются в именительном падеже независимо от того, в каком падеже стоит определяемое имя существительное.

Разберём 2 примера. Пояснения расположены в ( ).

1 пример

Мы подошли к пароходу (нарицательное сущ. – определяемое слово стоит вдательном падеже) «Пётр Великий» (приложение - в именительном падеже).

2 пример

Отечественная война 1812 года описана в романе ( нарицательное сущ. – определяемое слово стоит в предложном падеже) «Война и мир» (приложение – в именительном падеже).

Рассмотрим 2 примера с ошибками в употреблении приложений. Пояснения расположены в ( ).

1 пример

Героиня романа ( определяемое слово – нарицательное существительное в родительном падеже) «ПреступлениЯ и наказаниЯ» (приложение должно быть в именительном падеже) является идеалом Ф.Достоевского.

Исправим словосочетание: … романа «ПреступлениЕ и наказаниЕ»…

2 пример

О поэме (определяемое слово – нарицательное существительное в предложном падеже) А.Блока «ДвенадцатИ» (приложение должно быть в именительном падеже) споры не утихают до сих пор.

Исправим словосочетание: О поэме А.Блока «Двенадцать»…

5.Косвенная речь.

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнёс. Поэтому в предложениях с косвенной речью личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. В косвенной речи не должно быть обращений, междометий, эмоциональных частиц и глаголов в повелительном наклонении.

Рассмотрим примеры с ошибкой. В ( ) – правильный вариант

Пугачёв сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват (что он крепко перед ним виноват).

Царь говорит Кирибеевичу, что твоему горю постараюсь помочь (что его горю постарается помочь).

Чтобы избежать такой грамматической ошибки в сочинении, желательно использовать точное цитирование.

Проверим знание грамматических ситуаций.

Задание для самопроверки

Укажите предложения с грамматической ошибкой.

1. Все, кто изучал биографию Пушкина, знают о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору.

2.В этом городе я исследовал и начал серьёзно интересоваться архивами.

3.Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности

4.В стихотворении «Письме к матери» С.Есенин раскрывает тему любви к самому родному человеку.

5.Герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала» уверяет, что вся моя жизнь переменилась от одного события.

6.Я прочитал не только сам роман, но и критическую статью о нём.

7.Мой отец хорошо знал повадки не только зверей, но и голоса птиц.

Ответы с комментариями:

2) управление, глаголы

4) приложение, в названии стихотворения первое слово должно быть выражено именем существительным в именительном падеже - письмо

5) предложение с косвенной речью; … его жизнь

7) первая часть двойного союза не только должна находиться перед первым однородным членом предложения повадки.

На следующих занятиях нам предстоит рассмотреть ещё несколько типов тестовых заданий.

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».

Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.

Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь



Назад в раздел

...


  • ремонт и покраска бампера королев на сайте
    kuzcex.ru

Форум




              
			  
Начало истории пицци Маргариты Предостаточно количество списков источников рассказывают...
МОГУЧАЯ СИЛА МУЗЫКИ. ПО Д.КАБАЛЕВСКОМУ. Незадолго...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...
РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ. ПО А.НЕМИРОВСКОМУ. Жизнь была уже полна...