Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 20




ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы – ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал – предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.

Прочитайте теорию.

ТЕОРИЯ

1.Обстоятельство – второстепенный член предложения, который

· обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.

· выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.

2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.

3. Различайте!

Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженный одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагменты из художественных произведений.

Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.

Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.

Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.М.Горького «Детство».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»

Алёша Пешков – центральный герой повести.

Василий Васильевич Каширин - дед Алёши Пешкова, владелец красильной мастерской

Акулина Ивановна – бабушка Алёши Пешкова.

Варвара - мать Алёши Пешкова.

Дядья Михаил и Яков, тётка Наталья

Двоюродные братья Алёши: Саша дяди Якова и Саша дяди Михаила

Григорий Иванович – мастер в красильном заведении деда Каширина.

Иван Цыганок – подкидыш, работник в мастерской деда Каширина.

Хорошее Дело – постоялец.

Постоялец - жилец, квартирант. Квартировать – занимать жильё в чужом доме, квартире.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 1

1.

У могилы - я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает тёплый дождь, мелкий, как бисер.
- Зарывай,- СКАЗАЛ будочник, ОТХОДЯ прочь.
Бабушка ЗАПЛАКАЛА, СПРЯТАВ лицо в конец головного платка.

2.

ПРИМОСТИВШИСЬ на узлах и сундуках, я СМОТРЮ в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льётся мутная, пенная вода. Порою она, ВСКИДЫВАЯСЬ, ЛИЖЕТ стекло. Я невольно прыгаю на пол.
- Не бойся,- ГОВОРИТ бабушка и, легко ПРИПОДНЯВ меня мягкими руками, снова ставит на узлы.

3.

Над нами загудело, завыло. Я уже знал, что это - пароход, и не испугался, а матрос торопливо опустил меня на пол и БРОСИЛСЯ вон, ГОВОРЯ:
- Надо бежать!
И мне тоже захотелось убежать. Я вышел за дверь. В полутёмной узкой щели было пусто. Недалеко от двери блестела медь на ступенях лестницы. ВЗГЛЯНУВ наверх, я УВИДАЛ людей с котомками и узлами в руках. Было ясно, что все уходят с парохода,- значит и мне нужно уходить. 


4.

ГОВОРИЛА она [бабушка], как-то особенно ВЫПЕВАЯ слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни, зрачки РАСШИРЯЛИСЬ, ВСПЫХИВАЯ невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она тёмная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая, такая же, как этот ласковый зверь. 


5.

До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это её бескорыстная любовь к миру ОБОГАТИЛА меня, НАСЫТИВ крепкой силой для трудной жизни.

6.

Сорок лет назад пароходы плавали медленно; мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.
Установилась хорошая погода; с утра до вечера я с бабушкой на палубе… НЕ ТОРОПЯСЬ, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, ТЯНЕТСЯ вверх по течению светло-рыжий пароход, с баржой на длинном буксире… Незаметно плывёт над Волгой солнце; каждый час вокруг всё ново, всё меняется; зелёные горы - как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и сёла, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывёт по воде. 


7.

- Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно ГОВОРИТ бабушка, ПЕРЕХОДЯ от борта к борту, и вся сияет, а глаза у неё радостно расширены.
Часто она, ЗАГЛЯДЕВШИСЬ на берег, ЗАБЫВАЛА обо мне: стоит у борта, СЛОЖИВ руки на груди, УЛЫБАЕТСЯ и МОЛЧИТ, а на глазах слёзы. Я дёргаю её за тёмную, с набойкой цветами, юбку.
- Ась? - встрепенётся она. - А я будто задремала да сон вижу.
- А о чём плачешь?
- Это, милый, от радости да от старости,- ГОВОРИТ она, УЛЫБАЯСЬ. - Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

8.

И… начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.
Сказки она СКАЗЫВАЕТ тихо, таинственно, НАКЛОНЯСЬ к моему лицу, ЗАГЛЯДЫВАЯ в глаза мне расширенными зрачками, точно ВЛИВАЯ в сердце моё силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поёт, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать её невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:
- Ещё!

9.

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. ДЁРГАЯ за руку, она ТОЛКАЛА меня к борту и кричала:
- Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто! 


10.

Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро, а она, ГЛЯДЯ на него сверху вниз, точно по воздуху ПЛЫЛА.

Глава 2

11.

Теперь, ОЖИВЛЯЯ прошлое, я сам порою с трудом ВЕРЮ, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь "неумного племени".
Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - да и по сей день живёт - простой русский человек.

12.

Уже вскоре после приезда, в кухне, во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, ПЕРЕГИБАЯСЬ через стол, СТАЛИ ВЫТЬ и РЫЧАТЬ на дедушку, жалобно СКАЛЯ зубы и ВСТРЯХИВАЯСЬ, как собаки, а дед, СТУЧА ложкой по столу, ПОКРАСНЕЛ весь и звонко - петухом - закричал:
- По миру пущу!
Болезненно ИСКРИВИВ лицо, бабушка ГОВОРИЛА:
- Отдай им все, отец, - спокойней тебе будет, отдай!
- Цыц, потатчица! – КРИЧАЛ дед, СВЕРКАЯ глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно. 


13.

Я еще в начале ссоры, ИСПУГАВШИСЬ, ВСКОЧИЛ на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжёлым голосом:
- Окаянные, дикое племя, опомнитесь!
Дед, НАТЯГИВАЯ на плечо изорванную рубаху, КРИЧАЛ ей:
- Что, ведьма, народила зверья?
Когда дядя Яков ушел, бабушка СУНУЛАСЬ в угол, потрясающе ВОЯ:
- Пресвятая мати божия, верни разум детям моим!

14.

Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы. Все другие дети были старше и уже учились грамоте у дьячка Успенской церкви; золотые главы её были видны из окон дома.
Меня учила тихонькая, пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть все сзади её головы.
Я любил СМОТРЕТЬ в глаза ей подолгу, НЕ ОТРЫВАЯСЬ, НЕ МИГАЯ; она щурилась, вертела головою и просила тихонько, почти шёпотом:
- Ну, говори, пожалуйста: "Отче наш, иже еси..."
И если я спрашивал: "Что такое - яко же?" - она, пугливо ОГЛЯНУВШИСЬ, СОВЕТОВАЛА:
- Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: "Отче наш..." Ну?

15.

Шумную историю с напёрстком я знал. Вечером, от чая до ужина, дядья и мастер сшивали куски окрашенной материи в одну "штуку" и пристёгивали к ней картонные ярлыки. ЖЕЛАЯ пошутить над полуслепым Григорием, дядя Михаил ВЕЛЕЛ девятилетнему племяннику НАКАЛИТЬ на огне свечи напёрсток мастера. Саша зажал напёрсток щипцами для снимания нагара со свеч, сильно накалил его И, незаметно ПОДЛОЖИВ под руку Григория, СПРЯТАЛСЯ за печку, но как раз в этот момент пришёл дедушка, сел за работу и сам сунул палец в калёный напёрсток.
Помню, когда я прибежал в кухню на шум, дед, СХВАТИВШИСЬ за ухо обожженными пальцами, смешно ПРЫГАЛ и КРИЧАЛ:
- Чьё дело, басурмане?

16.

Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, Саша Яковов ГОВОРИЛ торопливо, тихо, ЗАХЛЁБЫВАЯСЬ словами, и всегда таинственно ОГЛЯДЫВАЛСЯ, точно СОБИРАЯСЬ бежать куда-то, спрятаться… Он был неприятен мне. Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михайлов, мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать.

С ним хорошо было МОЛЧАТЬ-СИДЕТЬ у окна, тесно ПРИЖАВШИСЬ к нему, и МОЛЧАТЬ целый час, ГЛЯДЯ, как в красном вечернем небе вокруг золотых луковиц Успенского храма вьются - мечутся черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и, вдруг ПОКРЫВ угасающее небо черною сетью, ИСЧЕЗАЮТ куда-то, ОСТАВИВ за собой пустоту. Когда смотришь на это, говорить ни о чем не хочется и приятная скука наполняет грудь.

17.

А Саша дяди Якова мог обо всём говорить много и солидно, как взрослый. УЗНАВ, что я желаю заняться ремеслом красильщика, он ПОСОВЕТОВАЛ мне взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить её в синий цвет.
- Белое всегда легче красить, уж я знаю! - сказал он очень серьёзно.
Я вытащил тяжёлую скатерть, выбежал с нею во двор, но когда опустил край её в чан с "кубовой", на меня налетел откуда-то Цыганок, вырвал скатерть и, ОТЖИМАЯ её широкими лапами, КРИКНУЛ брату, следившему из сеней за моей работой:
- Зови бабушку скорее!
И, зловеще КАЧАЯ чёрной, лохматой головой, СКАЗАЛ мне:
- Ну и попадет же тебе за это! 


18.

Как-то вдруг, точно с потолка СПРЫГНУВ, ЯВИЛСЯ дедушка, сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лёд, рукою:
- Здравствуй, сударь... Да ты ответь, не сердись!.. Ну, что ли?..
Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться. Он казался еще более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. ВЫНУВ из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма, он ПОЛОЖИЛ всё это на подушку, к носу моему.
- Вот, видишь, я тебе гостинца принес!
НАГНУВШИСЬ, ПОЦЕЛОВАЛ меня в лоб; потом заговорил…
- Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел - взачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет - это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олёша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел - плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошёл до своего места, - старшиной цеховым сделан, начальник людям.
ПРИВАЛИВШИСЬ ко мне сухим, складным телом, он СТАЛ РАССКАЗЫВАТЬ о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.

19.

Его зеленые глаза ярко разгорелись, и, весело ОЩЕТИНИВШИСЬ золотым волосом, СГУСТИВ высокий свой голос, он ТРУБИЛ в лицо мне:

- Ты вот пароходом прибыл, пар тебя вез, а я в молодости сам своей силой супротив Волги баржи тянул. Баржа - по воде, я по бережку, бос, по острому камню, по осыпям, да так от восхода солнца до ночи! Накалит солнышко затылок-то, голова, как чугун, кипит, а ты, СОГНУВШИСЬ в три погибели, - косточки скрипят, - ИДЁШЬ да ИДЁШЬ, и пути не видать, глаза потом залило, а душа-то плачется, а слеза-то катится, - эх-ма, Олеша, помалкивай!..

Говорил он и - быстро, как облако, РОС передо мною, ПРЕВРАЩАЯСЬ из маленького, сухого старичка в человека силы сказочной, - он один ведет против реки огромную серую баржу...

20.

Чаще других бывала у меня бабушка; она и спала на одной кровати со мной; но самое яркое впечатление этих дней дал мне Цыганок…

- Ты глянь-ка, - СКАЗАЛ он, ПРИПОДНЯВ рукав, ПОКАЗЫВАЯ мне голую руку, до локтя в красных рубцах, - вон как разнесло! Да ещё хуже было, зажило много!

Чуешь ли: как вошёл дед в ярость, и вижу, запорет он тебя, так начал я руку эту подставлять, ждал - переломится прут, дедушка-то отойдет за другим, а тебя и утащат бабаня али мать! Ну, прут не переломился, гибок, моченый! А все-таки тебе меньше попало,- видишь, насколько? Я, брат, жуликоватый!..

Он ЗАСМЕЯЛСЯ шелковым, ласковым смехом, снова РАЗГЛЯДЫВАЯ вспухшую руку, и, смеясь, ГОВОРИЛ:

- Так жаль стало мне тебя, аж горло перехватывает, чую! Беда! А он хлещет...

ФЫРКАЯ по-лошадиному, МОТАЯ головой, он СТАЛ ГОВОРИТЬ что-то про деда, сразу близкий мне, детски простой.

Я сказал ему, что очень люблю его, - он незабвенно просто ответил:

- Так ведь и я тебя тоже люблю, - за то и боль принял, за любовь! Али я стал бы за другого за кого? Наплевать мне...

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

продолжение следует




Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...