Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Понятие – «власть»




Прочитаем информацию.

Понятие «власть» всегда стоит рядом с понятием «политика» и является ведущим понятием общественной науки – политологии.

Власть – главная цель политической деятельности.

В научной литературе существует множество определений понятия «власть». Рассмотрим некоторые из них:

В общем смысле

Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью каких-либо средств (воли, авторитета, права, насилия и т.д.).

В узком смысле

1. Власть – способность достигать поставленные цели, получать намеченные результаты.
2. Власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.
3. Власть – средство социальной коммуникации, позволяющее решать общественные конфликты и обеспечивать единство общества.
4. Власть – способ самоорганизации человечества, основанный на целесообразном распределении функций управления и подчинения.
5. Власть – взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Выделяют компоненты власти:
  • субъект – человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество и т.д.
  • объект – индивид, социальная группа, класс и т.п.
  • источник – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.
  • ресурсы – способы и средства, используемые для влияния (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и др.)
  • основания – база, источники, на которые опирается власть (экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные и др.)
  • функции – господство, руководство, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
Рассмотрим различные классификации (типологии) власти.

Основа классификации

                                                 Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, районная, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и др.

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная и др.

Правовой признак

Законная – незаконная
Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная, социальная и др.

Функции органов власти

Законодательная, исполнительная, судебная

Широта распространения

Власть мегауровня (международные организации), макроуровня (центральные органы государства), микроуровня (первичные организации и малые группы)

Источник власти (по М.Веберу)

Харизматическая, традиционная, легальная


Рассмотрим важнейшие ресурсы власти в современном обществе.

Ресурсы власти – средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность поведения граждан.

Экономические ресурсы. Все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг:

• природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы) – земля.
• трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги) – труд.
• капитал (денежный капитал, реальный капитал (средства производства).
• предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг) – предпринимательство.
• знания, необходимые для хозяйственной жизни.

Силовые (принудительные) ресурсы. Вид ресурсов, который выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения:
  • армия
  • полиция
  • службы безопасности
  • прокуратура
  • суд
Социальные ресурсы. Совокупность ресурсов, которые призваны обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании:
  • престижные должности
  • особые права и привилегии
  • социальное обеспечение
  • повышение или сокращение доходов
  • повышение или утрата социального статуса, властных полномочий
Культурно-информационные ресурсы. Совокупность ресурсов информации, созданной или обнаруженной, зарегистрированной, оцененной, с определенными (заданными) законами деградации и обновления:
  • средства массовой информации (СМИ) – телевидение, радио, газеты
  • система образования и науки (обучение и воспитание детей, молодежи, взрослых)

Рассмотрим различные подходы к решению вопроса о природе (сущности) власти.

          Концепция

                                                   Суть концепции

Классовая (марксистская)

Власть – организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими классами общества.

Элитарная

Власть исходит из разделения общества на элиту и массы. Представляет собой отношения между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством).

Структурно-организационная

Власть происходит из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней высшим. Власть – это социальное сосредоточение командования.

Поведенческая

Власть, стремление к ней – доминирующая черта человеческой психики и сознания.



Используемая литература:

1.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
2.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
3.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.
4.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
5.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
6.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
7. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Используемые Интернет-ресурсы:

Википедия – свободная энциклопедия


Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...