Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)




НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

План инфо-урока:

1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку

2.Особенности научно-популярного стиля речи

3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.

4.Сведения об авторе текста

5.Текст - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

6.Признаки научно-популярного текста - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Примеры

- терминов, понятий

- эпитетов

- устаревших слов

- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

7.Используемая литература


1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ

Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.

Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.


2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.


3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ

Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.

Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.

Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.

Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.

Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.

Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.


4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ КНИГИ «ЛЕС»

Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».


5.ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.

На следующем этапе урока (6) есть пояснения.

СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

1)… есть ли у нас в тайге деревья, которые сушили бы болота? 2) Есть, хотя воду они откачивают медленно. 3) Лесоводы Европейского Севера жалуются: вырубят лес - образуется болото. 4) Многие вырубки стали болотами. 5) Живёт такое болото иногда много лет, а потом исчезает.

6) Происходит это тогда, когда на болоте поселяется лес. 7) Наши северные деревья тоже высасывают лишнюю влагу из почвы. 8) И вырубка осушается.

9) На влажном Севере такой насос полезен. 10) А как ведёт себя лес на засушливом Юге? 11) Не уносит ли он бесполезно влагу из почвы и без того сухой? 12) Не сушит ли лес южные степи?

13) «Сушит! – сказал академик Г.Н.Высоцкий, один из самых авторитетных степных лесоводов. – Лес сушит равнины и увлажняет горы». 14) Может быть, академик и не сказал бы это так твердо, если не вмешался в лесное дело почвовед Отоцкий. 15) В Шиповом лесу, Воронежской губернии, он измерил глубину воды в колодцах, которые были им заложены в лесу и на соседнем поле. 16) Вода под лесом стояла ниже, и Отоцкий сделал вывод: лес высасывает из почвы больше влаги, чем поле.

17) Высоцкий проверил данные почвоведа в другом месте и убедился в том же. 18) Только сорок лет спустя была обнаружена ошибка. 19) Срубили лес у колодцев, заложенных Отоцким. 20) Но, вопреки ожиданиям, уровень воды в них не поднялся. 21) Значит, не лес понижал уровень воды. 22) Виновницей оказалась речка Осереда, отсасывающая воду из леса.

23) Нет, не сушит лес южные степные земли. 24) Убедиться в этом помогло одно очень печальное обстоятельство. (По А.В.Смирнову)


6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)

Термины, понятия:

предл. 1 - тайге, деревья, болота

предл. 3 - лесоводы, Европейского Севера

предл. 10 - Юге

предл. 12 - степи

предл. 13 - академик, лесоводов, равнины, горы

предл. 14 - почвовед

Устаревшие слова:

предл. 15 - губернии

Эпитеты:

предл. 24 - печальное

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

предл. 22 - речка (суффикс -к-)


ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!

7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.

2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.

3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.

4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник

для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.



Назад в раздел



...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...