НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
6.Признаки научно-популярного текста БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Примеры
- терминов, понятий
- слов в переносном значении (метафор)
- олицетворений
- эпитетов
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Слова в переносном значении (метафора)
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА
Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».
5.ТЕКСТ - БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (6) есть пояснения.
БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
1)В конце прошлого века (ХIХ) века крестьяне, отправившиеся в Саянскую тайгу за кедровыми орехами, в панике бежали оттуда, рассказывая о неисчислимых полчищах гусениц шелкопряда, заполнивших леса. 2) Явившись на следующий год, крестьяне не узнали леса. 3) Зелёный наряд кедров был съеден. 4) Не слышно было пения птиц и посвистов бурундука. 5) Звери покинули засохшую тайгу. 6) Исчез и сибирский шелкопряд. 7) Много лет о нем не было слышно. 8) А затем он стал появляться всё чаще и чаще.
9) Первыми вышли на бой с шелкопрядом химики. 10) Летит самолёт, за ним стелется белый дым - яд. 11) Ядовитая пыль садится на хвою деревьев. 12) Гусеницы съедают её и погибают. 13) Но от яда гибнут и другие животные. 14) В лесу нельзя собирать грибы. 15) А если яд накопится в лесной почве?.. 16) Что тогда? 17) И лесоводы стали искать другой способ борьбы с вредителями.
18) Профессор Иркутского университета Талалаев бродил по кедровым лесам, отыскивая гусениц шелкопряда, погибших от неизвестной болезни. 19) В лаборатории этих гусениц вскрыли и нашли бациллу *, которая почти полностью уничтожает вредителя. 20) Назвали её «бациллюс дендролимус», по имени дендролимуса-шелкопряда. 21) Эту бациллу стали использовать для борьбы с гусеницами шелкопряда. 22) Там, где гусениц много, где идут они сомкнутыми рядами и заражают друг друга, бацилла хорошо действует. 23) Но если гусеницы в лесу ещё редки?... 24) Или в лесу летают бабочки шелкопряда?.. 25) Как их уничтожить?
26) Энтомолог* Н.Г.Коломиец предложил поставить в лесу лампу с чёрным светом, невидимым ультрафиолетовым светом, а рядом с ней ловушку. 27) Бабочек шелкопряда привлекает ультрафиолетовый свет, и они издалека слетаются на его огонёк. 28) Ловушка засасывает их, вентилятор рубит в куски. 29) Несколько таких ламп в лесу - гарантия, что шелкопряд не размножится.
30) Однако для успешной борьбы с вредителям энтомологам нужно научиться предсказывать вспышку размножения шелкопряда за год или за три. 31) Коломиец задумался: от чего зависит размножение шелкопряда? 32) Где искать ответ? 33) И вот учёный отправляется на поиски, но не в лес, как можно было бы ожидать, а на реку. 34) На реке он наблюдает за тем, как меняется уровень воды. 35) Казалось бы, какая связь может быть между шелкопрядом и водой реки? 36) Но связь оказалась тесной. 37) Развитие шелкопряда зависит от погоды, в частности от количества осадков. 38) А известно: чем год суше, тем меньше воды в реке; чем влажнее, тем она полноводнее.
39) Исследования дали интересный результат: перед нашествием шелкопряда должно быть три сухих года! (По А.В.Смирнову)
*Бацилла - палочковидная бактерия.
Бактерия - микроорганизм.
*Энтомолог - специалист, который изучает насекомых.
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - БАЦИЛЛА ВМЕСТО ХИМИИ (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Термины, понятия:
предл. 1 - Саянскую тайгу, шелкопряда
предл. 4 - птиц, бурундука
предл. 6 - сибирский шелкопряд
предл. 9 - химики
предл. 12 - гусеницы
предл. 17 - лесоводы
предл. 19 - бациллу
предл. 26 - энтомолог, ультрафиолетовым
предл. 28 - вентилятор
предл. 37 - осадков
Слова в переносном значении (метафора):
предл. 1 - полчищах гусениц
предл. 3 - наряд кедров
предл. 9 - вышли на бой (химики)
предл. 30 - вспышку размножения
Олицетворение:
предл. 11 - садится (пыль)
предл. 27 - привлекает (свет)
Эпитет:
предл. 1 - неисчислимых
предл. 22 - сомкнутыми
предл. 30 - успешной
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.
2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел