НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - ВЕСНА (ПО Г.А.СКРЕБИЦКОМУ)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - ВЕСНА (ПО Г.А.СКРЕБИЦКОМУ)
План инфо-урока
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст ВЕСНА по Г.А.Скребицкому
6.Признаки научно-популярного текста ВЕСНА. Примеры
- терминов, понятий
- олицетворений
- эпитетов
- сравнений
- слов разговорного стиля
- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля (подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ТЕКСТА
Георгий Алексеевич Скребицкий (1903 – 1964) – известный писатель-натуралист.
Произведения:
Простофиля и хитрецы
Рассказы охотника
Охотничьи тропы
В лесу и на речке
Наши заповедники
Листопадник
От первых проталин до первой грозы
У птенцов подрастают крылья
и др.
5.ТЕКСТ - ВЕСНА (ПО Г.А.СКРЕБИЦКОМУ)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе уроке (6) есть пояснения.
1)Приступила к работе Весна-Красна. 2) Не сразу взялась она за дело. 3) Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?
4) Вот стоит перед ней лес – хмурый, унылый. 5) «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!»
6) Взяла она тонкие, нежные кисточки. 7) Чуть-чуть тронула зеленью ветки берёз и на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.
8) День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.
9) На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. 10) А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.
11) Ещё рисует день и другой. 12) Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. 13) И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.
14) Посреди луговины уже зеленеет трава. 15) А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.
16)Всё оживает кругом. 17) Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. 18) Майские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. 19) Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.
20) А сколько птиц в лесу и в полях! 21) И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. 22) Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки. (По Г.Скребицкому)
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - ВЕСНА.
Термины, понятия:
предл. 7 - берёз, осин, тополя
предл. 10 - подснежника, медуницы
предл. 12 - гроздьями
предл. 15 - калужницы
предл. 18 - майские жуки
Олицетворение:
предл. 2 - взялась
предл. 3 - призадумалась
предл. 6 - взяла
предл. 7 - поразвесила
предл. 21 - придумала
предл. 22 - строит
Эпитеты:
предл. 1 - Весна-Красна
предл. 4 - хмурый, унылый
предл. 12 - мохнатыми
предл. 15 - … золотые шары
Сравнение:
предл. 10 - будто синие брызги (цветы подснежника, медуницы сравниваются с синими брызгами)
предл. 13 - будто в снегу (яблони, груши во время цветения белые, как снег)
предл. 15 - как … шары (жёлтые цветы калужницы сравниваются с золотыми шарами)
Слова разговорного стиля:
предл. 3 - сперва, призадумалась
предл. 7 - поразвесила
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
предл. 17 - паучки (суффикс - к)
предл. 22 - гнёздышки (суффикс - ышк)
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
2.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
3.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
4.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел