М 12 – ы д и р а х а с о н о м
В 11 – м ы н д а р г о н и в
П 8 – м ы в о д о л п
С 5 – о г р о с
М 14 – и м а д и р а х а с о н о м
Д 9 – д и р а х а с и д
Игра № 160
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В клеточном соке растений из семейства ( С 13 ), ( К 15 ) и некоторых других семейств широко распространён высокомолекулярный ( П 11 ) ( И 6 ). Действием спирта ( И 6 ) может быть осаждён в виде крупных слоистых ( С 15 ). Такие ( С 14 ) легко получить, например, в клетках клубня георгины после длительного вымачивания их в спирте.
Слова-ответы к игре № 160 советуем читать справа налево.
С 13 – х ы н т е в ц о н ж о л с
К 15 – х ы в о к и ч ь л о к о л о к
П 11 – д и р а х а с и л о п
И 6 – н и л у н и
И 6 – н и л у н и
С 15 – в о л л а т с и р к о р е ф с
С 14 – ы л л а т с и р к о р е ф с
Игра № 161
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Органические кислоты в клеточном соке находятся в ( С 9 ) состоянии или в виде ( С 5 ). Наиболее часто встречаются в клеточном соке щавелевая, яблочная, виннокаменная и лимонная кислоты. Кислый сок листьев и плодов многих растений зависит в основном от присутствия одной или нескольких из этих кислот. Кроме обычных органических кислот, в клеточном соке часто находятся ( А 12 ), содержащие ( А 4 ). Из этих кислот растение синтезирует важнейшее органическое вещество - ( Б 5 ).
С 9 – м о н д о б о в с
С 5 – й е л о с
А 12 – ы т о л с и к о н и м а
А 4 – т о з а
Б 5 – к о л е б
Игра № 162
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Глюкозиды – ( Б 12 ) органические соединения, производные глюкозы. Некоторые из них используются как ( Л 13 ) и ( А 13 ) вещества. Так, например, к глюкозидам относятся ( л 13 ) вещества, добываемые из цветков ландыша, листьев наперстянки, побегов горицвета; от глюкозидов зависит аромат чая, кофе, миндаля, ванили, запах горчицы и др. Некоторые глюкозиды в больших количествах ( Я 7 ); при ( Г 9 ) иногда образуют ( С 9 ) кислоту.
Слова-ответы к игре № 162 следует читать справа налево.
Б 12 – е ы т с и т о з а з е б
Л 13 – е ы н н е в т с р а к е л
А 13 – е и к с е ч и т а м о р а
Л 13 – е ы н н е в т с р а к е л
Я 7 – ы т и в о д я
Г 9 – е з и л о р д и г
С 9 – ю у н ь л и н и с
Игра № 163
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Самый распространённый ( П 7 ) клеточного сока – ( А 8 ) – вещество, имеющее ( Ф 9 ) природу. Он обладает интересным свойством менять свою окраску в зависимости от реакции среды. В ( Щ 8 ) среде он ( С 5 ), в ( К 9 ) – ( К 6 ). Красивая окраска цветков синих, фиолетовых и красных ( К 7 ) зависит от антоциана.
П 7 – т н е м г и п
А 8 – н а и ц о т н а
Ф 9 – ю у н ь л о н е ф
Щ 8 – й о н ч о л е щ
С 5 – й и н и с
К 9 – й о н т о л с и к
К 6 – й ы н с а р к
К 7 – в о р е л о к
Игра № 164
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Близок по ( Х 10 ) природе к ( А 9 ) жёлтый пигмент клеточного сока – ( А 8 ). От этого пигмента зависит жёлтая окраска цветков мака, георгина, коровяка, льнянки и др. В отличие от жёлтой окраски цветков лютика, астр, настурций, касатиков, у которых эта окраска определяется наличием ( Х 12 ). Жёлтый цвет кожуры ( Л 6 ) также зависит от ( А 9 ).
Очень легко установить, каким пигментом определяется жёлтый цвет данного растения; для этого достаточно опустить исследуемую часть растения в кипяток: ( А 8 ) растворится в воде, ( К 11 ) останутся в клетках растения. Полезно вообще запомнить, что пигменты ( П 7 ) в воде не растворяются, пигменты же клеточного сока легко растворимы в воде.
Слова-ответы к игре № 164 необходимо читать справа налево.
Х 10 – й о к с е ч и м и х
А 9 – у н а и ц о т н а
А 8 – р о л х о т н а
Х 12 – в о т с а л п о м о р х
Л 6 – а н о м и л
А 9 – а р о л х о т н а
А 8 – р о л х о т н а
К 11 – ы д и о н и т о р а к
П 7 – д и т с а л п
Игра № 165
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Различные ( С 9 ) пигментов клеточного сока и пигментов ( Х 12 ) дают всё разнообразие расцветок ( Ц 7 ) и ( П 6 ). Сюда присоединяется ещё белый цвет ( Л 9 ), который зависит не от пигментов, а от наличия ( С 5 ) клеток, наполненных ( В 8 ). В том, что белый цвет ( Л 9 ) является ( Ф 10 ) эффектом и не зависит от пигментов, легко убедиться: следует только растереть белый лепесток между пальцами, при этом он ( О 12 ), сделается прозрачным.
Слова-ответы к игре № 165 следует читать справа налево.
С 9 – я и н а т е ч о с
Х 12 – в о т с а л п о м о р х
Ц 7 – в о к т е в ц
П 6 – в о д о л п
Л 9 – в о к т с е п е л
С 5 – в ё о л с
В 8 – м о х у д з о в
Л 9 – в о к т с е п е л
Ф 10 – м и к с е ч и з и ф
О 12 – я с т и т е в ц с е б о
Игра № 166
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В клетках и особых вместилищах многих растений содержится так называемый млечный сок. Это непрозрачная жидкость белого, желтоватого, оранжевого или красноватого цвета. Растения с млечным соком встречаются в семействах( М 10 ), ( М 7 ), ( С 13 ), ( В 9 ) и др. Широко известны такие растения с млечным соком, как одуванчик, молочай, мак, вьюнок полевой.
Состав млечного сока очень разнообразен: здесь могут быть и запасные питательные вещества – ( Б 5 ), ( С 6 ), ( Ж 4 ); и продукты ( О 6 ), более не используемые растениями. Млечный сок богат водой (50-80%); ( Д 16 ) в воде вещества могут образовать и ( Э 8 ) , и ( С 9 ), т.е. находиться и в жидком, и в твёрдом состоянии; сахара, соли и алкалоиды образуют настоящие ( М 12 ) растворы.
Слова-ответы к игре № 166 советуем читать справа налево.
М 10 – х ы н й а ч о л о м
М 7 – х ы в о к а м
С 13 – х ы н т е в ц о н ж о л с
В 9 – х ы в о к н ю ь в
Б 5 – и к л е б
С 6 – а р а х а с
Ж 4 – ы р и ж
О 6 – а н е м б о
Д 16 – е ы н н а в о р и г р е п с и д
Э 8 – ю и с ь л у м э
С 9 – ю и з н е п с у с
М 12 – е ы н р я л у к е л о м
Игра № 167
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Млечный сок некоторых растений представляет большую ценность и широко используется. В млечном соке некоторых растений содержится ( К 6 ), получаемый в огромных количествах, главным образом, для производства технической резины. Почти вся мировая продукция натурального ( К 7 ) добывается из млечного сока тропического дерева ( Х 5 ). Не менее важное значение имеет ( Г 10 ), получаемая из коры ( Б 10 ) бородавчатого или листьев ( Г 14 ) дерева – ( Э 8 ). Млечный сок опийного мака, застывая, даёт опиум, из которого получают несколько ценных лекарственных средств.
Слова-ответы к игре № 167 следует читать справа налево.
К 6 – к у ч у а к
К 7 – а к у ч у а к
Х 5 – и е в е х
Г 10 – а ч р е п а т т у г
Б 10 – а т е л к с е р е б
Г 14 – о г о в е ч р е п а т т у г
Э 8 – и и м м о к в э
Игра № 168
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
( Ф 8 ), ( В 8 ), ( А 7 ) и ( А 11 ) обладают некоторыми общими свойствами; все они – производные ( П 11 ); находясь в ничтожных количествах, они способны оказывать сильное ( Ф 15 ) действие, поэтому играют большую роль как в жизни растения, в котором они вырабатываются, так и в жизни животных, потребляющих растения.
Слова-ответы к игре № 168 необходимо читать справа налево.
Ф 8 – ы т н е м р е ф
В 8 – ы н и м а т и в
А 7 – ы н и с к у а
А 11 – и к и т о и б и т н а
П 11 – а т с а л п о т о р п
Ф 15 – е о к с е ч и г о л о и з и ф
Игра № 169
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Ферментов насчитывается очень много. Каждый фермент обладает специфичностью. Так, например, ( Л 6 ) действуют на жиры, ( П 8 ) - на белки, ( Д 8 ) осахаривает крахмал, ( И 9 ) гидролизует тростниковый сахар на глюкозу и фруктозу. Есть группа ферментов, регулирующих окислительно-восстановительные процессы (дыхание), - пероксидазы, каталазы.
Будучи отделены от ( П 11 ) клетки, ферменты сохраняют активность. Изменения условий внешней среды могут изменять ( А 10 ) ферментов или вовсе ( П 10 ) их действие.
Слова-ответы к игре № 169 рекомендуется читать справа налево.
Л 6 – ы з а п и л
П 8 – ы з а е т о р п
Д 8 – а з а т с а и д
И 9 – а з а т р е в н и
П 11 – а т с а л п о т о р п
А 10 – ь т с о н в и т к а
П 10 – ь т а щ а р к е р п
Игра № 170
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Близки по своему действию к ферментам витамины. Основоположник учения о витаминах – К. ( Ф 4 ) (1911), хотя влияния витаминной ( Н 15 ) наблюдались Н.И. ( Л 7 ) ещё в 1880г., однако наиболее бурно учение о витаминах развивается лишь в последние десятилетия. В настоящее время хорошо изучено свыше 30 витаминов, и примерно такое же количество открыто и изучается. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, G и др.; их обычно подразделяют на ( Ж 15 ) (A, D, E, K ) и ( В 15 ) ( остальные).
Слова-ответы к игре № 170 советуем читать справа налево.
Ф 4 – к н у Ф
Н 15 – и т с о н ч о т а т с о д е н
Л 7 – м ы н и н у Л
Ж 15 – е ы м и р о в т с а р о р и ж
В 15 – е ы м и р о в т с а р о д о в
Игра № 171
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
( А 7 ), или гормоны роста, регулируют рост клеток и растения в целом. Предположение о существовании ростовых веществ высказал ещё в 1880г. Ч. ( Д 6 ) в связи с изучением роста и движения растений. В науку о ростовых веществах внёс большой вклад советский учёный Н.Г. ( Х 8 ).
Сходны по своему действию с ( А 9 ) недавно открытые вещества ( Г 12 ), являющиеся продуктом жизнедеятельности микроскопического ( Г 6 ), обычно поражающего ( Р 3 ). ( Г 12 ) стимулируют удлинение побегов и ускоряют развитие высших растений. В целом действие ( Г 13 ) более сложно и разносторонне, чем ( А 8 ).
А 7 – ы н и с к у а
Д 6 – н и в р а Д
Х 8 – й ы н д о л о Х
А 9 – и м а н и с к у а
Г 6 – а к б и р г
Г 12 – ы н и л л е р е б б и г
Р 3 – с и р
Г 12 – ы н и л л е р е б б и г
Г 13 – в о н и л л е р е б б и г
А 8 – в о н и с к у а
Игра № 172
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Антибиотики – вещества, вырабатываемые низшими растительными организмами и способные убивать микроорганизмы. Широкое применение получили антибиотические вещества, выделяемые некоторыми видами ( А 13 ) и ( Г 6 ). Наибольшей известностью пользуется антибиотик пенициллин, открытый в 1929г. английским учёным А. ( Ф 9 ). Вырабатывается грибком, относящимся к группе зелёных ( П 8 ). Пенициллин подавляет жизнедеятельность возбудителей многих инфекционных заболеваний. Продукт жизнедеятельности одного из ( А 13 ) – ( С 13 ) – помогает излечивать такие тяжёлые болезни, как туберкулёз, чума, ( Т 9 ) и др. В настоящее время известно свыше 3000 антибиотиков; свыше 30 из них нашли применение в лечебной практике.
Слова-ответы к игре № 172 следует читать справа налево.
А 13 – в о т е ц и м о н и т к а
Г 6 – в о б и р г
Ф 9 – м о г н и м е л Ф
П 8 – й е н е с е л п
А 13 – в о т е ц и м о н и т к а
С 12 – н и ц и м о т п е р т с
Т 9 – я и м е р я л у т
Игра № 173
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
( А 15 ), ( Б 13 ) действием обладают также и ( Л 7 ) вещества, выделяемые некоторыми высшими растениями: луком, чесноком, хреном, редькой, горчицей, черёмухой и многими другими. Советский учёный Б.П. ( Т 5 ) впервые обратил внимание на это явление. Такие вещества получили название ( Ф 10 ). Давно известное целебное свойство чеснока, лука объясняется наличием в них этих веществ.
А 15 – м и к с е ч и т о и б и т н а
Б 13 – м ы н д и ц и р е т к а б
Л 7 – е и ч у т е л
Т 5 – н и к о Т
Ф 10 – в о д и ц н о т и ф
Игра № 174
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Живая клетка находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой; без такого обмена жизнь клетки прекращается.
Поступление ( В 8 ) в клетку – сложный процесс, требующий ( З 7 )( Э 7 ). Источниками ( Э 7 ), необходимой для поступления и передвижения веществ, являются ( О 13 ) процессы, постоянно происходящие в живой клетке. Следовательно, процесс ( П 10 ) элементов питания клетки неразрывно связан с процессом ( Д 7 ).
Слова-ответы к игре № 174 необходимо читать справа налево.
В 8 – а в т с е щ е в
З 7 – ы т а р т а з
Э 7 – и и г р е н э
Э 7 – и и г р е н э
О 13 – е ы н ь л е т и л с и к о
П 10 – я и н е щ о л г о п
Д 7 – я и н а х ы д
Игра № 175
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
В процессе поступления веществ в клетку большую роль играют слои цитоплазмы, граничащие с оболочкой клетки и вакуолью, т.е. ( П 11 ) и ( Т 8 ). По своим свойствам эти слои цитоплазмы аналогичны так называемым ( П 15 ) перепонкам, обладающим ( И 13 ) способностью, т.е. через них различные вещества проникают с неодинаковой быстротой. Соответственно и цитоплазма обладает ( И 13 ) проницаемостью по отношению к поступающим в клетку или выделяющимся из неё веществам. Поэтому одни вещества ( И 4 ) могут накапливаться в клетке в больших количествах, в то время как другие совершенно не будут в неё поступать.
Слова-ответы к игре № 175 советуем читать справа налево.
П 11 – а м м е л а м з а л п
Т 8 – т с а л п о н о т
П 15 – м ы м е а ц и н о р п у л о п
И 13 – й о н ь л е т а р и б з и
И 13 – й о н ь л е т а р и б з и
И 4 – ы н о и
Игра № 176
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Вещества, поступающие в клетку, вначале ( А 13 ) поверхностным слоем цитоплазмы и затем в процессе ( О 8 ) реакций передаются в толщу цитоплазм, а оттуда и в клеточный сок. В ( О 8 ) реакциях большую роль играют ионы Н. и НСО,3, постоянно освобождающиеся в процессе ( Д 7 ) клетки.
Менее сложно проникает в клетку и выходит оттуда вода. Этот процесс протекает по закону ( Д 8 ): со стороны ( Б 7 ) концентрации в сторону ( М 7 ) концентрации. Если мы, например, поместим клетку в 10%-ный раствор поваренной соли, а клеточный сок будет иметь концентрацию 5%, то вода будет выходить из клетки наружу, потому что её в клеточном соке ( В 8 ) 95%, а в окружающей среде 90%. Наоборот, если мы поместили клетку в чистую воду, эта вода устремится в клетку, потому что снаружи её 100%, а внутри клетки 95%. Вода будет проникать в клетку до тех пор, пока давление этого потока не уравновесится давлением растягивающихся клеточных стенок или до тех пор, пока с обеих сторон концентрация воды не станет одинаковой.
Слова-ответы к игре № 176 рекомендуем читать справа налево.
А 13 – я с т ю у р и б о с д а
О 8 – х ы н н е м б о
Д 7 – я и н а х ы д
Д 8 – и и з у ф ф и д
Б 7 – й е ш ь л о б
М 7 – й е ш ь н е м
В 8 – й е л о у к а в
Игра № 177
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
( Ф 10 ) – процесс ( У 11 ) питания растений. В ходе этого процесса растение из неорганических веществ, воды и углекислого газа создаёт ( П 9 ) органическое вещество. В создаваемом веществе ( А 14 ) солнечная энергия, поглощаемая зелёным пигментом – ( Х 11 ), а также другими ( Ф 18 ) пигментами.
У многих растений в качестве конечного продукта ( Ф 11 ) может быть ( Д 9 )( С 8 ), молекула которого ( С 13 ) из двух молекул ( М 13 ) ( Г 7 ) и ( Ф 8 ).
Слова-ответы к игре № 177 следует читать справа налево.
Ф 10 – з е т н и с о т о ф
У 11 – о г о н д о р е л г у
П 9 – е о н ч и в р е п
А 14 – я с т е у р и л у м у к к а
Х 11 – м о л л и ф о р о л х
Ф 18 – и м и щ ю у р и з е т н и с о т о ф
Ф 11 – а з е т н и с о т о ф
Д 9 – д и р а х а с и д
С 8 – а з о р а х а с
С 13 – я с т е у р и з е т н и с
М 13 – в о д и р а х а с о н о м
Г 7 – ы з о к ю л г
Ф 8 – ы з о т к у р ф
Игра № 178
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
Три вида ( П 7 ) – хлоропласты, хромопласты и лейкопласты – могут взаимно переходить друг в друга: ( П 11 ) клубней картофеля (превращение лейкопластов в хлоропласты), ( П 11 ) плодов ( Ш 9 ) ( превращение хлоропластов в хромопласты), ( П 11 ) головки корнеплода ( М 7 ) (превращение хромопластов в хлоропласты) и т.д.
Ответы к игре № 178 рекомендуется читать справа налево.
П 7 – д и т с а л п
П 11 – е и н е н е л е з о п
П 11 – е и н е н с а р к о п
Ш 9 – а к и н в о п и ш
П 11 – е и н е н е л е з о п
М 7 – и в о к р о м
Игра № 179
Отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации. Используйте подсказки в ( ):
• с какой буквы начинается слово
• количество букв в слове
С утратой ( П 9 ) пластиды лишаются функции ( Ф 11 ). Однако лейкопласты играют важную роль в жизни растения: они синтезируют из первичных продуктов ( Ф 11 ) более сложные соединения: крахмал, белки и др. Лейкопласты, синтезирующие из глюкозы вторичный крахмал, называются( А 13 ), синтезирующие белок – ( П 14 ).
Наиболее широко распространены лейкопласты, синтезирующие вторичный крахмал, поэтому их нередко называют ( К 22 ). Способность лейкопластов синтезировать белки и другие вещества (кроме крахмала) в последнее время подвергается сомнению.