Опыт даёт право анализировать
ЕГЭ расставил всё на свои места. Объективность знаний, умений и навыков учащихся должна быть четкой за все годы обучения. Например, по русскому языку в традиционной системе аттестации в письменной форме (диктант, сочинение, изложение) многие умения и навыки учащегося не были задействованы или необходимы были в слабой степени, например, орфоэпические, фонетические и т.д.
После введения ЕГЭ стало ясно, что все умения и навыки по русскому языку (без исключения) должны быть развиты в совершенстве, то есть так, чтобы какой бы дидактический материал ни достался ученику, он смог бы разобраться. Поэтому повышается роль практической части учебной программы. А количество часов в программе, несмотря на то, что экзамен обязательный, не увеличилось. Поэтому учителя русского языка и, уверена, учителя математики, находятся в неравных условиях с учителями других предметов, которые имеют возможность вести профильные часы. Благодаря профильным часам, шансы учащихся повысить балловый уровень на ЕГЭ увеличиваются в несколько раз.
- В соответствии с большинством программ русского языка в старших классах проводится один урок в неделю, и если нет факультатива – родителям в основном не стоит надеяться на эффективную подготовку в школе. И если подросток не привык к дополнительной самостоятельной домашней подготовке - достойных баллов на ЕГЭ не стоит ожидать….
- Работа с тестами в школах налажена. И сейчас у ребенка уже нет сильного страха перед ними. А вот желание ученика просто угадать ответ осталось. Над этой проблемой школе придется немало еще поработать.
- Ещё одно противоречие наблюдается, наверное, многими учителями, а учителями русского языка особенно, - это противоречие между практикой и теорией. Ученик может без запинок рассказать, что такое «паронимы», но в тестовом задании ЕГЭ, зная, что слова, данные в предложении, - это паронимы, просто-напросто не знать точного лексического значения этих слов. Значит, до какой же степени надо учителю отработать все практические навыки со словами-паронимами! Родитель может представить себе, какого объема толковые и другие лингвистические словари! Значит, обогащение словарного запаса учащихся по любому предмету является главным моментом в учебной деятельности не только в школе, но и дома.
- Обобщающих работ хотелось бы проводить больше, но количество уроков ограничено рамками программы.
- Взаимопомощь учащихся на уроке, конечно, никогда так явно не приветствовалась учителями. Многие ребята привыкают к поддержке, и у учителя не исчезает тревога по поводу такого отношения учащихся к учебной деятельности.
- Материально-техническое оснащение школ остается слабым.
Назад в раздел