Кто Вы: «индивидуум» или «индивидуальность»?
Изучая обществознание в школе, Мальчики и Девочки, наверное, часто задумываются над тем: «А зачем оно, это обществознание, как оно мне пригодится?» А ведь очень даже пригодится, потому что, во-первых, все мы живем в обществе, в обществе все взаимосвязано, т.к. общество – целостная система. Во-вторых, чтобы понять, что происходит в обществе, нужно это общество знать и изучать. В-третьих, человек сам является системой в системе общества и без знаний правил и законов мирного сосуществования этих систем, ну просто никуда.
Искусно используя знания, можно много понять и правильно позиционировать себя на протяжении всей жизни.
И так как человек – это система, хотя и несовершенная и немного уязвимая в плане эмоций и страстей, но все-таки система. И начинать изучать себя как систему можно с самого раннего возраста.
Понимать, что человек, в том числе и Я, - индивид, личность и субъект, который предстает перед обществом во всей своей целостности. Целостность заключается в том, что в человеке все объединено, начиная с биологических систем в организме и заканчивая социальными и психологическими составляющими. Разногласий по поводу происхождения и сущности человека на сегодняшний день масса. Но пока наука не доказала точное происхождение человека, все будут придерживаться тех научных теорий о человеке, которые нарабатывались веками.
С биологической точки зрения человек – представитель вида homo sapiens («человек разумный»), появившийся в результате длительной эволюции. Существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду.
Научно подтверждено, что все системы, из которых состоит человек, работают по определенным биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития. Но человек имеет и отличия от любых других жизненных форм. Например, имеет ряд физиологических отличий от животных, таких, как прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, мышление и членораздельную речь, разум и самосознание.
С социальной точки зрения, человек – социальный объект, который в процессе взаимодействия с обществом приобретает определенные свойства и качества, т.е. социализируется. Формируется как личность в зависимости от процесса социокультурной эволюции. Являясь объектом общества, человек одновременно является и субъектом общества, потому что выступает создателем «второй природы» - культуры общества.
Человеческая способность изготавливать орудия труда и использовать их для производства материальных благ, способность к целенаправленной творческой деятельности, способность преобразовывать окружающую действительность, сознание и разум, свобода и ответственность - все эти факторы тоже делают человека субъектом общества.
С точки зрения психологии, человек – личность, которая является субъектом сознательной деятельности с присущим только ему внутренним духовным миром. Духовный мир человека сложен, и все его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, характер, темперамент порой недоступны даже самому человеку. И попытки разгадать себя не всегда успешны.
Вот на что нужно в первую очередь обращать внимание Девочкам и Мальчикам. На полную катушку использовать свои психологические способности к саморазвитию, самовоспитанию и самосовершенствованию под воздействием собственных волевых усилий.
Задумываться над тем, что звание «индивидуум» человеку подарила природа, а вот звание «индивидуальность» каждый зарабатывает сам!
Полезные ссылки
Обществознание. Инфо-урок «Человек – единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной»
Назад в раздел
|
Рано или поздно каждый человек начинает понимать и себя и то, что он живет в обществе и должен следовать законам и правила общества. Инстинктивно окружающее себя общество понимает и первоклассник. В средних классах школьников начинают обучать общим законам общества и человеческой жизни. Многим кажется это смешным и необязательным. Но мой вам совет, запоминать все правила, которым учат вас. Настанет момент, когда собираясь на работу и читая интернет за завтраком, вы вдруг поймете все эти, казалось бы, никому не нужные правила.
|