Новое время – новые сочинения
Сравним традиционное и нетрадиционное сочинение
Давайте сравним сочинение по тексту с традиционными сочинениями конца 20 века.
Вспоминаю своё ученическое время. Тема сочинения, которое я писала, звучала так - «Вот и стали мы на год взрослей…». Это были 70-е годы 20 века. Считаю, что наше информационное поле было, увы, ограниченным. И никто из учеников чаще всего и не пытался оспорить чьи-то точки зрения, которые были, можно сказать, догмой.
Примерно с 80-х годов 20 века (знаю из своего опыта) учащиеся писали сочинение на экзамене в основном на литературные темы (количество свободных тем было ограничено). Учащийся получал оценки за содержание (по литературе) и за грамотность (по русскому языку). Отдельного школьного письменного экзамена по русскому языку в 11 классе уже продолжительное время не было.
Вернёмся в 21 век и сравним традиционные и современные сочинения по некоторым параметрам.
*Сначала - по объёму. Количество написанного традиционного сочинения – 5-7 страниц. В 21 веке - 150 слов!!! Считаете, легче?
*Тема традиционного сочинения на экзамене была озвучена и записана на доске в виде заглавия. Сейчас текст, предложенный ученику, не всегда имеет заглавие. А заглавие помогает, потому что часто в нём звучит авторская идея.
*В традиционном сочинении ученик чаще всего писал о банальных, приготовленных вместе с учителем проблемах (не хочу никого обидеть – естественно, были в практике многих учителей и самобытные творения). 21 век - век проблем и нестандартных ситуаций, поэтому в сочинении проверяется жизненный тонус ученика, его видение проблем, их понимание и даже предложения по решению этих проблем.
* Время создания традиционного творческого шедевра – 6 часов. Есть возможность поработать на черновике. Увы, на ЕГЭ время ограничено, поэтому, если и создаётся черновик, он должен быть написан и проверен за минимальное время.
Эксперт на вашей стороне, если…
Школьная аттестационная комиссия – самые-самые миролюбивые люди, и очень-очень любят учеников. А независимый эксперт? Это не Ваш учитель, который может, если надо, замолвить словечко в пользу ученика перед школьной аттестационной комиссией. Эксперт видит Вас как личность только в соответствии с тем, насколько Вы в письменном виде умеете приводить яркие аргументы по проблеме, которая поставлена автором текста.
Поверьте, что проверяющий в большей степени будет на Вашей стороне, если он прочитает в качестве Ваших аргументов неискажённые источники: фамилии, имена, отчества выдающихся людей и их точку зрения по прочитанной проблеме, их сферу деятельности, названия произведений искусства и т.д.
Узнать, понять и прочувствовать нравственные, социальные и другие проблемы общества, чтобы разобраться в себе, в окружающих людях и обогатить себя нравственно – то есть повзрослеть. И всё это нравственное богатство – взрослый взгляд на мир и его устройство - отразить в сочинении настолько убедительно, что любой независимый эксперт без всякого сомнения, без промедления оценит Ваше творчество объективным количеством баллов. Такая задача стоит сейчас перед Вами, выпускники школ.
Информационное поле пишущего нетрадиционное сочинение.
Замечательно, если информационное поле в процессе подготовки к сочинению развито намного больше, чем другие компетентности по русскому языку. Какое оно, информационное поле, у каждого? Вот вопрос.
Для того чтобы оно было и объёмным, и богатым, и выразительным, необходимо, во-первых, чтение, чтение и ещё раз чтение текстов. Конечно, такое чтение требует преогромного терпения.
Систематическое чтение текстов и сжатая интерпретация текстов помогут Вам увидеть одинаковые и разные точки зрения авторов по одной и той же проблеме. Такая тренировка помогает сопоставлять, сравнивать эти мнения и вырабатывать свою точку зрения, развивает умение разговаривать с автором и даже «слышать в себе» своё мнение по ходу чтения текста: «Неужели такое бывает?!», «Вот это да!», «Интересный случай!», «Неужели русский язык так богат и выразителен?», «И со мной такое происходило!».
После чтения большого количества текстов, тщательного анализа проблем, нахождения авторской позиции и её аргументации предложить и аргументировать свою точку зрения Вам будет намного легче.
С чего начать?
С обыкновенного чтения. Не удивляйтесь! С чтения текстов одной и той же тематики.
Здесь Вы можете почитать тексты аналогичной тематики, например: язык и речь, человек и родина, человек и культура, человек и образование, о духовности и др.
Чем больше вы прочитаете текстов, тем больше фактов узнаете, тем больше, возможно, разных точек зрения будете знать. Естественно, аргументов у вас будет больше. А из большего выбрать материал для 2-3 аргументов Вам не составит труда. ….Хуже, когда человек считает, что для сочинения по русскому языку ему хватит жизненного опыта.
НЕ ЖДИТЕ ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ!
В школьной программе по русскому языку с 5 по 11 классы на развитие навыков написания сочинения публицистического стиля выделяется очень небольшое количество уроков. Поэтому ….необходимы дополнительные самостоятельные усилия учащихся по развитию таких навыков.
Хотя сочинение является самой сложной частью работы на экзамене, но некоторые критерии оценивания можно преодолеть, тренируясь, тренируясь и ещё раз тренируясь.
Тренируйтесь - и необходимые баллы будут Вашими!
Назад в раздел