Выберите в приведенном ниже списке признаки, общие для научного и ненаучного познания.
Выберите ответ:
Вопрос 15 из 21
Прочитайте текст.
(1)Принято считать, что революция в науке произошла в XVI — XVII вв. (2)До этого времени главным методом рассуждения о природе мира было обращение к авторитетам. (3)Например, в IV в. до н.э. Аристотель, исходя из определенных философских принципов, утверждал, что единственный совершенный тип движения — это круговое движение. (4)Отсюда делался вывод, что поскольку планеты находятся в совершенной области, расположенной за пределами орбиты Луны, они должны двигаться по окружности. (5)Ученые, подобные Галилею, отказались от этого подхода и предложили вместо умозрения прибегнуть к наблюдениям через телескоп. (6)Галилей увидел через телескоп то, что согласно аристотелевой системе, не существовало вообще, - спутники Юпитера. (7)Поэтому Галилей для многих людей воплощает подлинный дух научного исследования, который понимается как свобода максимально использовать наблюдение и эксперимент, даже если это означает серьезное преобразование или даже отбрасывание построенных ранее теорий. (8)Эту свободу следует ревностно хранить и оберегать всем нам.
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Под общ. ред. Т.В.Барчуновой. - Ярославль: ТФ «Норд» 2001.
Укажите № предложений, в которых содержится информация о выдвижении гипотезы.
Выберите ответ:
Вопрос 16 из 21
Прочитайте текст.
(1)Принято считать, что революция в науке произошла в XVI — XVII вв. (2)До этого времени главным методом рассуждения о природе мира было обращение к авторитетам. (3)Например, в IV в. до н.э. Аристотель, исходя из определенных философских принципов, утверждал, что единственный совершенный тип движения — это круговое движение. (4)Отсюда делался вывод, что поскольку планеты находятся в совершенной области, расположенной за пределами орбиты Луны, они должны двигаться по окружности. (5)Ученые, подобные Галилею, отказались от этого подхода и предложили вместо умозрения прибегнуть к наблюдениям через телескоп. (6)Галилей увидел через телескоп то, что согласно аристотелевой системе, не существовало вообще, - спутники Юпитера. (7)Поэтому Галилей для многих людей воплощает подлинный дух научного исследования, который понимается как свобода максимально использовать наблюдение и эксперимент, даже если это означает серьезное преобразование или даже отбрасывание построенных ранее теорий. (8)Эту свободу следует ревностно хранить и оберегать всем нам.
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Под общ. ред. Т.В.Барчуновой. - Ярославль: ТФ «Норд» 2001.
Укажите № предложений, в которых содержится информация о научных методах познания.
Выберите ответ:
Вопрос 17 из 21
Прочитайте информацию. Ответьте на вопрос.
(1)Принято считать, что революция в науке произошла в XVI — XVII вв. (2)До этого времени главным методом рассуждения о природе мира было обращение к авторитетам. (3)Например, в IV в. до н.э. Аристотель, исходя из определенных философских принципов, утверждал, что единственный совершенный тип движения — это круговое движение. (4)Отсюда делался вывод, что поскольку планеты находятся в совершенной области, расположенной за пределами орбиты Луны, они должны двигаться по окружности. (5)Ученые, подобные Галилею, отказались от этого подхода и предложили вместо умозрения прибегнуть к наблюдениям через телескоп. (6)Галилей увидел через телескоп то, что согласно аристотелевой системе, не существовало вообще, - спутники Юпитера. (7)Поэтому Галилей для многих людей воплощает подлинный дух научного исследования, который понимается как свобода максимально использовать наблюдение и эксперимент, даже если это означает серьезное преобразование или даже отбрасывание построенных ранее теорий. (8)Эту свободу следует ревностно хранить и оберегать всем нам.
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. / Под общ. ред. Т.В.Барчуновой. - Ярославль: ТФ «Норд» 2001.
Авторы данной информации говорят о периоде XVI — XVII вв., в который случились большие открытия, связанные с именами Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона. Сама же научная революция произошла позднее, на стыке XVII-XVIII вв., которая считается первой научной революцией в истории человечества.
Укажите верную информацию о других научных революциях, которые выделяют современные ученые.
Выберите ответ:
Вопрос 18 из 21
Перед Вами текст, в котором пропущен ряд слов и словосочетаний. Укажите слова (словосочетания), которые не потребовались для заполнения пропусков.
«Необходимо отметить, что наблюдение — это не просто _______ изучаемых предметов и процессов. Научное наблюдение носит _______ и предполагает предварительную организацию его объектов, обеспечивающую _______ над их поведением. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами.
Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие системы методов и приемов, _______. Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру________.
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а производит _______ тех, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. Интерпретация наблюдений также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений».
Выберите ответ:
Вопрос 19 из 21
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос.
(1)Отношение между единичным и общим есть абсолютная основа всего научного мышления. (2) В этом пункте обнаруживается различие между научной и эстетической функцией: тогда как взор художника с любовью останавливается на частном во всем его индивидуальном своеобразии, познающий разум … стремится подвести предмет под более общую форму представления, отбросить все ненужное для этой цели и сохранить лишь «существенное»…
(3)Всякое человеческое познание движется между двумя полюсами: на одной стороне находятся отдельные ощущения, на другой – общие положения, выражающие известные правила о возможных отношениях между ощущениями. (4) Все научное мышление имеет своей задачей подвести ощущения, с помощью логических форм соединения, под эти общие правила. (5)Именно потому в основе всех логических форм лежит идея связи частного с общим, зависимости первого от последнего. (6) Все наше познание состоит в соединении наиболее общего с наиболее частным при помощи промежуточных звеньев, создаваемых размышлением.
(7)Таким образом, достоверность и истинность всех этих промежуточных звеньев коренится в последнем счете в достоверности и истинности указанных двух элементов, соединенных в них посредством логических операций: ощущений и общих положений. (8) Все, что лежит между тем и этим, доказывается из них путем применения логических законов.
(В.Вильденбанд. Прелюдии. Философские статьи и речи. Спб. 1904.С. 227-228).
В данном тексте автор дает определение основы научного мышления.
Какой довод автор приводит в обоснование своего суждения?
Укажите № предложения с выделенными фрагментами, в котором содержится ответ на данный вопрос.
Выберите ответ:
Вопрос 20 из 21
В понятие «познание» обществоведы вкладывают определенный смысл. Укажите предложения, которые верно отражают смысл понятия.
Выберите ответ:
Вопрос 21 из 21
В стране Z проводился социологический опрос. В опросе участвовало 1098 человек. Граждане отвечали на вопрос: «Что хорошего может дать Интернет?» Были получены такие результаты:
мгновенный доступ к любой информации
884
80.51%
возможность самовыражения
32
2.91%
уход от повседневных реалий
68
6.19%
заработок
25
2.27%
возможность общения
89
8.10%
На основании приведенных данных укажите 2 верных вывода о роли Интернета в жизни граждан страны Z.