«Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям». Данное утверждение является примером:
Выберите ответ:
Вопрос 3 из 22
Прочитайте информацию. Ответьте на вопрос.
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Укажите три метода научного познания, которые применил Магеллан.
Выберите ответ:
Вопрос 4 из 22
Верны ли суждения о познании?
А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.
Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.
Выберите ответ:
Вопрос 5 из 22
Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического?
А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и
явления.
Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,
теория — эмпирию.
Выберите ответ:
Вопрос 6 из 22
Верны ли следующие суждения о научном познании?
Теоретические научные знания
А. фиксируются в виде законов и понятий.
Б. помогают объяснять и предсказывать явления.
Выберите ответ:
Вопрос 7 из 22
Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно
Выберите ответ:
Вопрос 8 из 22
Какой метод используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?
Выберите ответ:
Вопрос 9 из 22
Абсолютная истина в отличие от относительной истины
Выберите ответ:
Вопрос 10 из 22
Какой из указанных методов используется преимущественно на эмпирическом уровне?
Выберите ответ:
Вопрос 11 из 22
Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является субъективность добываемых знаний.
Б. Социальное познание отличается от естественного предметом изучения.
Выберите ответ:
Вопрос 12 из 22
Укажите пропущенное во фразе слово:
«Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной».
Выберите ответ:
Вопрос 13 из 22
Завершите фразу:
«Практика выступает одним из критериев __________ __________».
Выберите ответ:
Вопрос 14 из 22
Укажите верную пару «вид человеческого знания — сущность».
№ пары
Вид человеческого знания
Сущность
1.
Житейское
постижение действительности, накопление и осмысление данных, полученных в повседневной жизни и деятельности.
2.
Научное
получение объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
3.
Художественное
постижение действительности, (зависящий)← убрать в зависимости от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
4.
Личностное
постижение действительности через знаки, символы, образы.
Выберите ответ:
Вопрос 15 из 22
Укажите верную пару «сущность— вид человеческого знания ».
№ пары
Сущность
Вид человеческого знания
1.
постижение действительности, (зависящий) в зависимости от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Личностное
2.
получение объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.
Житейское
3.
постижение действительности, накопление и осмысление данных, полученных в повседневной жизни и деятельности.
Научное
4.
постижение действительности через знаки, символы, образы.
Художественное
Выберите ответ:
Вопрос 16 из 22
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания выступает интуиция.
Укажите признаки интуиции.
Выберите ответ:
Вопрос 17 из 22
Прочитайте текст.
(1)Получение знания включает элемент доверия другим людям и нашим собственным чувствам.
(2)Мы верим тому, что сообщают нам другие люди — учителя, родители, друзья. (3)Иногда мы проверяем то, что узнаем от них, потому что понимаем, что даже друзья могут ошибаться, не говоря уже о том, что кто-то может обманывать нас умышленно. (4)Однако гораздо чаще мы принимаем что-то, следуя авторитетным людям. (5)Хотя бы уже потому, что никто не способен сам все проверить. (6)В вопросах техники мы доверяем учебникам. (7)Мы верим тому, что сделали другие ученые. (8)И это, конечно, разумно, хотя сами специалисты учат нас критическому подходу, который исключает слепую веру. (9)Они внушают нам, что если нечто напечатано в книге, то это не обязательно верно.
Укажите № предложени (я, й), которые носят характер оценочных суждений.
Выберите ответ:
Вопрос 18 из 22
Перед Вами текст, в котором пропущен ряд слов и словосочетаний. Укажите слова (словосочетания), которые не потребовались для заполнения пропусков.
«Ум» («мудрость») - это не «знание» само по себе, не ______ сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это — умение правильно ______ распоряжаться, умение соотносить эти знания с ______ и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное — самостоятельно эти знания добывать, пополнять — так издавна определяет «ум» всякая действительно умная ______. И обязательно ведет к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею — преимущество наличия ума... умный человек — в отличие от глупого — даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в ______. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения...
Из книги отечественного философа Э.В.Ильенкова «Философия и культура».
Выберите ответ:
Вопрос 19 из 22
В понятие «рациональное познание» обществоведы вкладывают определенный смысл. Укажите предложения, которые верно отражают смысл понятия.
Выберите ответ:
Вопрос 20 из 22
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос.
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем.
Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>
(И.В. Безбородова, М.Б.Буланова и др.)
Иллюстрируют ли примеры, приведенные ниже, связь социальных проблем, являющихся предметом междисциплинарных исследований, и наук, изучающих эти проблемы?
1.проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.)
2.процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.)
3.экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.)
Выберите ответ:
Вопрос 21 из 22
Прочитайте текст.
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем.
Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>
(И.В. Безбородова, М.Б.Буланова и др.)
Авторы текста назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества.
Укажите три примера влияния современной науки на общество.
Выберите ответ:
Вопрос 22 из 22
Прочитайте текст.
Укажите № предложени(я,й) с выделенными фрагментами, в котором отсутствует формулировка термина «наука».
1)Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований <…>
2)Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
3)Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. 4)Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
5)Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. 6)Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». 7)Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений <…>
8)Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. 9)Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. 10)В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем.
11)Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом <…>
12)В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. 13)Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности <…>