Мохообразные. Общая характеристика
- Прочитаем информацию.
-
- Мохообразные – отдел высших споровых растений.
-
- Выделяют 3 класса:
- антоцеротовые мхи – мохообразные растения, для которых характерны пластинчатые талломы (лопастные или розетковидные слоевища). Название связано с рогообразной формой спорангиев (греч.anthos «цветок», keros «рог»).
- печеночные мхи – мохообразные растения, для которых характерна слабо развитая протонема.
- Протонема – одна из жизненных форм моховидных растений, наряду с гаметофитом и спорофитом. Представляет собой нитчатое, реже пластинчатое образование, вырастающее из споры мхов.
- листостебельные мхи (настоящие мхи) – мхи, для которых характерно расчленение тела на стебель и листья.
- Главное отличие мохообразных от других высших растений – преобладание в цикле воспроизведения гаплоидного гаметофита (половое поколение) над диплоидным спорофитом (бесполое поколение).
-
- Бриология – наука, изучающая мохообразных.
-
Местообитание |
Распространены во влажных местах: в тундре, на болотах, в лесах. |
Общее строение | |
Питание |
Осуществляется через ризоиды и всю поверхность тела. |
Размножение |
|
Фазы жизненного цикла |
Чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития. Преобладающая фаза – гаплоидная (гаметофит). |
Значение |
|
- Рассмотрим примеры видов мохообразных.
-
Класс |
Пример |
Антоцеротовые мхи |
Антоцерос гладкий, феоцерос гладкий |
Печеночные мхи |
Маршанция многообразная, баццания, лунулария, пеллия |
Листостебельные мхи (настоящие мхи) |
Кукушкин лен, дикранум, сфагнум, буксбаумия, схистостега перистая («светящийся» мох), полия поникшая и др. |
-
- Рассмотрим характеристики некоторых мхов.
-
Класс мхов/ характеристика |
Антоцеротовые |
Печеночные |
Листостебельные (настоящие мхи) | ||
Пример |
Антоцерос гладкий |
Маршанция многообразная |
Кукушкин лен обыкновенный | ||
Местообитание |
Тропические влажные леса |
Сырые места, берега ручьёв. |
Еловые влажные леса. | ||
Общее строение |
Таллом пластинчатый в форме розеток. |
Слоевище в форме лопасти, до 10 см. – длина и до 3 см. – ширина. |
| ||
Питание |
Всасывание питательных веществ через ризоиды. | ||||
Размножение |
| ||||
Двудомное растение (см. сноску) |
Двудомное растение |
Двудомное растение | |||
Фазы жизненного цикла |
Чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития. Преобладающая фаза – гаплоидная (гаметофит). | ||||
Значение |
Почвообразование (образование торфа) |
Раньше использовали в медицине, против болезней печени. |
Заболачивают леса. |
-
-
- Сноски
-
- 1. Аккумуляция в биологии (от лат. accumulatio — собирание в кучу, накопление) – процесс накопления на земной поверхности рыхлых минеральных и органических осадков. Различают вулканическую и осадочную аккумуляцию (см. Осадконакопление).
- 2. Двудомные растения – группа растений, у которых мужские и женские цветки находятся на разных особях («в двух домах»). Например: тополь, конопля, крапива двудомная, ива, лавр, облепиха, омела, осина, спаржа и др.
- 3. Однодомные растения – группа растений, у которых однополые женские и мужские цветки находятся на одной и той же особи. Например: лещина, кукуруза, арбуз, береза, бук, грецкий орех, дуб, лимонник, огурец, ольха, тыква, хлебное дерево.
- 4. Филлидии – особый термин, которым обозначают «стебли» мохообразных, т.к. они не являются настоящими стеблями.
- 5. Каулидия – особый термин, которым обозначают «листья» мохообразных, т.к. они не являются настоящими листьями.
- 6. Ризоиды – выросты нижней части «черешка» водорослей, хвощей, плаунов, мхов, представляющие собой нитевидные образования, которые служат для прикрепления.
-
-
-
- Используемая литература:
-
- 1.Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. / Г.И.Лернер. – М.: АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2009
- 2.Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учеб. для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений / Т.И.Серебрякова, А.Г.Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999.
- 3.Биология для поступающих в вузы. Интенсивный курс / Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. – М.: Издательство Оникс, 2006.
- 4.Биология: учеб.-справ.пособие / А.Г.Лебедев. М.: АСТ: Астрель. 2009.
- 5.Биология. Полный курс общеобразовательной средней школы: учебное пособие для школьников и абитуриентов / М.А.Валовая, Н.А.Соколова, А.А. Каменский. – М.: Экзамен, 2002.
- 6.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2009. Электронное издание.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
-
-
- Ссылки
-
- Википедия. Мохообразные
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5
- Википедия. Печеночные мхи
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%85%D0%B8
-
- Википедия. Листостебельные мхи
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BC%D1%85%D0%B8
-
- Википедия. Кукушкин лен
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%BB%D1%91%D0%BD_%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BA%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9
-
- Википедия. Антоцеротови́дные мхи
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5
- Википедия. Маршанция
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F
-
-
Назад в раздел