Занятие № 6
- Уважаемые девятиклассники!
-
- В ходе подготовки к ГИА советуем анализировать готовые сложноподчинённые предложения с последовательными (цепным) подчинением. Главный критерий определения такого типа сложноподчинённых предложений –
- первый вопрос задаётся от главного предложения к первому придаточному предложению
- второй вопрос задаётся от первого придаточного ко второму придаточному и т.д.
-
- Перед Вами сложноподчинённые предложения с последовательными (цепным) подчинением, в которых выделены
- крупным шрифтом подлежащее и сказуемое
- жирным шрифтом – союз или союзное слово
- [ ] - главное предложение (главная часть)
- ( ) - придаточное предложение (придаточная часть)
-
- Прочитайте предложение, внимательно рассматривая
- подлежащее и сказуемое
- союзы или союзные слова
- вопрос к придаточному предложению
- местонахождение придаточного предложения (придаточной части).
-
- 1.[Каждая КЛЕТКА растительного организма ВЫПОЛНЯЕТ определённые функции], → какие? → ( КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ от того), → от чего? → (в состав какой ткани ВХОДИТ КЛЕТКА).
-
- 2.[ Только ТОТ МОЖЕТ СТАТЬ настоящим ЧЕЛОВЕКОМ ], ( КТО СМОТРИТ вперёд, ЗНАЕТ), (что ему НАДО СДЕЛАТЬ за свою жизнь). (В.Сухомлинский).
-
- 3.[ Главное в том ], → в чём? → (что проза, (когда она достигает совершенства), ← когда? ← является, по существу, подлинной поэзией). (К.Паустовский).
-
- 4.[ И тогда МОЖНО БЫЛО РАЗГЛЯДЕТЬ ], → что? → (что ОН МОЛОД, КРЕПОК и СМУГЛ), → несмотря на что? → (хотя его широкому, каменному лицу с одинаковой вероятностью ХОТЕЛОСЬ ДАТЬ и двадцать, и тридцать лет). (А.Грин).
-
- 5. [ ПОХВАЛА так могущественно ДЕЙСТВУЕТ не только на чувства, но и на ум человека ], → как? → (что под её приятным влиянием мне ПОКАЗАЛОСЬ), → что? → что Я СТАЛ гораздо УМНЕЕ. (Л.Толстой).
-
- 7. [ ПРОСНУЛИСЬ МЫ на следующий день рано и в такой тишине ], → в какой? → (что БЫЛО СЛЫШНО), → что? → (как со слабым звоном КАПАЛА с крыши на перевёрнутое ведро ночная РОСА). (К.Паустовский).
-
- 8. [ КАЗАЛОСЬ ], → что? → (что ВСЁ вокруг СУЩЕСТВОВАЛО), → для чего? → (чтобы ВНУШИТЬ человеку ощущение красоты и СКАЗАТЬ ему), → что? → (как ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ СЧАСТЛИВ своей судьбой). (К.Паустовский).
-
- 9.(Когда Я ВБЕЖАЛ в ворота), (под которыми было очень темно), [ уже никого НЕ БЫЛО ]. (Ф.Достоевский).
-
- 10. [ По дороге Я СТАЛ РАССПРАШИВАТЬ Дерсу ], → о чём? → (почему ОН НЕ ХОТЕЛ), → чего? → (чтобы Я БРОСИЛ в воду огонь и рыбу). (В.Арсеньев).
-
- 11. [ ОН ДОСТИГ последнего лестничного марша и УВИДЕЛ ], → что? → (что КТО-ТО СИДИТ на ступеньках пониже площадки), → какой? → (на которую ВЫХОДИЛА его ДВЕРЬ). (В.Панова).
-
- 12. [ ДЕНЬ такой ЯРКИЙ ], → какой? → (что даже с отмели ВИДНО), → что? → (как за версту СВЕРКАЕТ серебряными искрами рыбья ЧЕШУЯ). (М.Горький).
-
- 13. [ И наконец, ПРИШЛА та последняя решающая МИНУТА ], → какая? → (когда большинству из них уже НЕЛЬЗЯ БЫЛО ОСТАВАТЬСЯ), → почему? → (потому что уже только МИНУТЫ РЕШАЛИ), → что? → (УСПЕЮТ ли ОНИ ВЫСКОЧИТЬ из сжимающего кольца немцев). (К.Федин).
-
- 14. [ СТАРИК НЕ СУМЕЛ ОТВЕТИТЬ ], → что? → (что ОН БУДЕТ ДЕЛАТЬ с кладом), → при каком условии? → (если НАЙДЁТ его). (А.Чехов).
-
- 15. [ Часто осенью Я пристально СЛЕДИЛ за опадающими листьями ], → для какой цели? → (чтобы ПОЙМАТЬ ту незаметную долю секунды), → какую? → (когда ЛИСТ ОТДЕЛЯЕТСЯ от ветки и НАЧИНАЕТ ПАДАТЬ на землю). (К.Паустовский).
- 16.[ НЕ БЕРУСЬ ПЕРЕДАТЬ ], → что? → (что ЧУВСТВОВАЛО моё СЕРДЦЕ), → когда? → (когда Я УВИДЕЛ милое моё Аксаково!). (С.Аксаков).
-
- 17. [ Мне так БЫЛО ВЕСЕЛО на сенокосе ], → как? → (что НЕ ХОТЕЛОСЬ даже ЕХАТЬ домой), → несмотря на что? → (хотя ОТЕЦ уже ЗВАЛ меня). (С.Аксаков).
-
- 18. [ ОН НЕ ЗНАЛ ], → что? → (как ПРИСТУПИТЬ к делу), → для чего? → (чтобы не слишком ВСТРЕВОЖИТЬ больного). (В.Катаев).
-
- 19. [ На человека иногда НИСХОДЯТ редкие и короткие задумчивые МГНОВЕНИЯ ], → какие? → (когда ему КАЖЕТСЯ), → что? → (что ОН ПЕРЕЖИВАЕТ в другой раз когда-то и где-то прожитой момент). (И.Гончаров).
-
- 20. [ После обеда ТЁМА ИДЁТ в сад ], → какой? → (где ВЕТЕР уныло КАЧАЕТ обнажённые деревья), → какие? → (сквозь которые ВИДНЫ все ЗАБОРЫ сада). (Н.Гарин-Михайловский).
-
- 21. [ ОН ЧИТАЛ в армейской газете ], → что? → (что БОЙЦЫ и КОМАНДИРЫ ИДУТ в бой с мыслью о Ленинграде), → о каком? → (чьё трудное ДЫХАНЬЕ ОЩУЩАЕТСЯ у них за спиной). (Ю.Нагибин).
-
- 22. [ По обоим берегам реки ЛЕС РАСТЁТ так густо ], → как? в какой степени? → (что КАЖЕТСЯ), → что? → (будто РЕКА ТЕЧЁТ в коридоре). (В.Арсеньев).
-
- 23. [ СИНЦОВ долго НЕ МОГ ни у кого УЗНАТЬ ], → что? → (когда же ПОЙДЁТ тот ПОЕЗД на Минск), → какой? → (с которым ему ПРЕДСТОЯЛО ОТПРАВЛЯТЬСЯ). (К.Симонов).
-
- 24. [ В Мещёрском крае МОЖНО УВИДЕТЬ сосновые боры ], → какие? → (где так ТОРЖЕСТВЕННО и ТИХО), → в какой степени? → (что БУБЕНЧИК-«болтун» заблудившейся коровы СЛЫШЕН далеко, почти за километр). (К.Паустовский).
-
- 25. [ ДИДРО БЫЛ ПРАВ ], → когда? → (когда ГОВОРИЛ), → что? → (что ИСКУССТВО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ в том), → в чём? → (чтобы НАЙТИ необыкновенное в обыкновенном и в необыкновенном обыкновенное). (К.Паустовский).
-
- 26.[ ГОВОРЯТ ], → что? → (что ЦЕННОСТЬ жизни ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ тем), → чем? → (что ЧЕЛОВЕК ОСТАВИЛ после себя). (А.Куприн).
-
- 27.[ ОДНО ИЗ самых очаровательных ВОСПОМИНАНИЙ детства – это НАСЛАЖДЕНИЕ ], → какое? → (которое Я ИСПЫТАЛ), → когда? → (когда наша УЧИТЕЛЬНИЦА ЧИТАЛА нам вслух на уроке «Капитанскую дочку»). (Ф.Искандер).
-
- 28. [ Я ЛОВИЛ себя на том ], → на чём? → (что нетерпеливо ЖДУ ночи), → какой? → (когда где-нибудь в сухой степной балке, лёжа в кузове грузовой машины и укрывшись шинелью, МОЖНО ВЕРНУТЬСЯ мыслью к этим местам и ПРОЙТИ по ним медленно и спокойно, вдыхая сосновый воздух). (По К.Паустовскому).
-
- 29.[ ОСВЕНЦИМ* СОХРАНЁН для того ], → для чего? → (чтобы МЫ никогда НЕ ЗАБЫВАЛИ о чудовищной жестокости), → какой? → (на какую СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК). (К.Паустовский).
-
- *Освенцим – комплекс немецких концентрационных лагерей на территории Польши в 1940-1945гг., где люди разных национальностей подвергались пыткам.
-
_____________________________________________________________________________________________________________________ - Желаем удачи в тестировании по теме Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9 класс.
- РЕКОМЕНДУЕМ дополнительно пройти тесты:
- Словосочетание. 8 класс.
- Типы сказуемых. 8 класс.
Назад в раздел
