Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 24




продолжение занятия № 23

ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы – ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал – предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.

Прочитайте теорию.

ТЕОРИЯ

1.Обстоятельство – второстепенный член предложения, который

  • обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.
  • выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.

2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.

3. Различайте!

Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженное одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагменты из художественных произведений.

Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.

Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.

Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ООБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о главных героях повести А.М.Горького «Детство».

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО»

Алёша Пешков – центральный герой повести.

Василий Васильевич Каширин - дед Алёши Пешкова, владелец красильной мастерской

Акулина Ивановна – бабушка Алёши Пешкова.

Варвара - мать Алёши Пешкова.

Дядья Михаил и Яков, тётка Наталья

Двоюродные братья Алёши: Саша дяди Якова и Саша дяди Михаила

Григорий Иванович – мастер в красильном заведении деда Каширина.

Иван Цыганок – подкидыш, работник в мастерской деда Каширина.

Хорошее Дело – постоялец.

Постоялец - жилец, квартирант. Квартировать – занимать жильё в чужом доме, квартире.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глава 9

67.

Однажды они начали игру в прятки, очередь искать выпала среднему, он встал в угол за амбаром и СТОЯЛ честно, ЗАКРЫВ глаза руками, НЕ ПОДКЛАДЫВАЯ, а братья его побежали прятаться. Старший быстро и ловко залез в широкие пошевни, под навесом амбара, а маленький, РАСТЕРЯВШИСЬ, смешно БЕГАЛ вокруг колодца, НЕ ВИДЯ, куда девать себя.
- Раз,- кричал старший,- два...
Маленький вспрыгнул на сруб колодца, схватился за верёвку, забросил ноги в пустую бадью, и бадья, глухо ПОСТУКИВАЯ по стенкам сруба, ИСЧЕЗЛА.
Я ОБОМЛЕЛ, ГЛЯДЯ, как быстро и бесшумно вертится хорошо смазанное колесо, но быстро понял, что может быть, и СОСКОЧИЛ к ним во двор, КРИЧА:
- Упал в колодезь!..
Средний мальчик подбежал к срубу в одно время со мной, вцепился в веревку, его дернуло вверх, обожгло ему руки, но я уже успел перенять верёвку, а тут подбежал старший; ПОМОГАЯ мне вытягивать бадью, он СКАЗАЛ:
- Тихонько, пожалуйста!..
Мы быстро вытянули маленького, он тоже был испуган…

68.

Знакомство с барчуками продолжалось, становясь всё приятней для меня. В маленьком закоулке, между стеною дедова дома и забором Овсянникова, росли вяз, липа и густой куст бузины; под этим кустом я прорезал в заборе полукруглое отверстие, братья поочерёдно или по двое подходили к нему, и мы БЕСЕДОВАЛИ тихонько, СИДЯ на корточках или стоя на коленях. Кто-нибудь из них всегда следил, как бы полковник не застал нас врасплох.
Они рассказывали о своей скучной жизни, и слышать это мне было очень печально; говорили о том, как живут наловленные мною птицы, о многом детском, но никогда ни слова не было сказано ими о мачехе и отце,- по крайней мере я этого не помню.
Чаще же они просто предлагали мне рассказать сказку; я добросовестно повторял бабушкины истории, а если забывал что-нибудь, то просил их подождать, бежал к бабушке и спрашивал её о забытом. Это всегда было приятно ей.
Я много рассказывал им и про бабушку; старший мальчик СКАЗАЛ однажды, ВЗДОХНУВ глубоко:

- Бабушки, должно быть, все очень хорошие,- у нас тоже хорошая была...
Он так часто и грустно говорил: было, была, бывало, точно прожил на земле сто лет, а не одиннадцать. У него были, помню, узкие ладони, тонкие пальцы, и весь он - тонкий, хрупкий, а глаза - очень ясные, но кроткие, как огоньки лампадок церковных. И братья его были тоже милые, тоже вызывали широкое доверчивое чувство к ним,- всегда хотелось сделать для них приятное, но старший больше нравился мне. 


Глава 10

69.

Однажды в субботу, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить снегирей; ловил долго, но красногрудые, важные птицы не шли в западню; ПОДДРАЗНИВАЯ своею красотой, они забавно РАСХАЖИВАЛИ по среброкованому насту, взлетали на сучья кустарника, тепло одетые инеем, и КАЧАЛИСЬ на них, как живые цветы, ОСЫПАЯ синеватые искры снега. Это было так красиво, что неудача охоты не вызывала досаду; охотник я был не очень страстный, процесс нравился мне всегда больше, чем результат; я любил смотреть, как живут пичужки, и думать о них.
Хорошо СИДЕТЬ одному на краю снежного поля, СЛУШАЯ, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы, а где-то далеко ПОЁТ, УЛЕТАЯ, колокольчик проезжей тройки, грустный жаворонок русской зимы...
ПРОДРОГНУВ на снегу, ЧУВСТВУЯ, что обморозил уши, я СОБРАЛ западни и клетки, перелез через забор в дедов сад и пошёл домой,- ворота на улицу были открыты, огромный мужик сводил со двора тройку лошадей, запряжённых в большие крытые сани, лошади густо курились паром, мужик весело посвистывал,- у меня дрогнуло сердце. 


70.

Вскоре мать начала энергично учить меня "гражданской" грамоте: купила книжки, и по одной из них - "Родному слову" - я одолел в несколько дней премудрость чтения гражданской печати, но мать тотчас же предложила мне заучивать стихи на память, и с этого начались наши взаимные огорчения.
Я читал "простого" вместо "простора", "рубили" вместо "ровняли", "копыта" вместо "копыту".
- Ну, подумай,- внушала мать,- чего - простого? Чудовище! Про-сто-ра, понимаешь?
Я понимал и всё-таки ЧИТАЛ "простого", сам себе УДИВЛЯЯСЬ.
Она ГОВОРИЛА, СЕРДЯСЬ, что я бестолков и упрям; это было горько слышать, я очень добросовестно старался вспомнить проклятые стихи и мысленно читал их без ошибок, но, ЧИТАЯ вслух,- неизбежно ПЕРЕВИРАЛ. Я возненавидел эти неуловимые строки и СТАЛ, со зла, нарочно КОВЕРКАТЬ их, нелепо ПОДБИРАЯ в ряд однозвучные слова; мне очень нравилось, когда заколдованные стихи лишались всякого смысла. 


71.

…дня через два, ВОЙДЯ зачем-то на чердак к нему, я УВИДАЛ, что он, СИДЯ на полу пред открытой укладкой, РАЗБИРАЕТ в ней бумаги, а на стуле лежат его любимые святцы - двенадцать листов толстой серой бумаги, разделённых на квадраты по числу дней в месяце, и в каждом квадрате фигурки всех святых дня. Дед очень ДОРОЖИЛ этими святцами, ПОЗВОЛЯЯ мне смотреть их только в тех редких случаях, когда был почему-либо особенно доволен мною, а я всегда разглядывал эти тесно составленные серые маленькие и милые фигурки с каким-то особенным чувством. Я знал жития некоторых из них - Кирика и Улиты, Варвары Великомученицы, Пантелеймона и ещё многих, мне особенно нравилось грустное житие Алексея божия человека и прекрасные стихи о нём: их часто и трогательно читала мне бабушка. Смотришь, бывало, на сотни этих людей и тихо утешаешься тем, что всегда были мученики. 


Глава 11

72.

…дед сделался незаметен, задумчив, тих непохоже на себя.
Он почти перестал выходить из дома, всё сидел одиноко на чердаке, читал таинственную книгу "Записки моего отца". Книгу эту он держал в укладке под замком, и не однажды я видел, что прежде, чем вынуть её, дед моет руки. Она была коротенькая, толстая, в рыжем кожаном переплёте; на синеватом листе пред титулом красовалась фигурная надпись выцветшими чернилами: "Почтенному Василью Каширину с благодарностью на сердечную память", подписана была какая-то странная фамилия, а росчерк изображал птицу в полёте. ОТКРЫВ осторожно тяжёлую корку переплёта, дед НАДЕВАЛ очки в серебряной оправе и, ГЛЯДЯ на эту надпись, долго ДВИГАЛ носом, ПРИЛАЖИВАЯ очки. Я не раз спрашивал его - что это за книга? - он внушительно отвечал:
- Этого тебе не нужно знать. Погоди, помру - откажу тебе. И шубу енотовую тебе откажу. 


73.

После святок мать отвела меня и Сашу, сына дяди Михайла, в школу…

Мне школа сразу не понравилась, брат же первые дни был очень доволен, легко нашёл себе товарищей, но однажды он во время урока заснул и вдруг страшно закричал во сне:
- Не буду-у...
Разбуженный, он попросился вон из класса, был жестоко осмеян за это, и на другой день, когда мы, ИДЯ в школу, СПУСТИЛИСЬ в овраг на Сенной площади, он, ОСТАНОВЯСЬ, СКАЗАЛ:
- Ты - иди, а я не пойду! Я лучше гулять буду.
Присел на корточки, заботливо зарыл узел с книгами в снег и ушёл. Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце, я очень позавидовал брату, но скрепя сердце пошёл учиться,- не хотелось огорчить мать. Книги, зарытые Сашей, конечно, пропали, и на другой день у него была уже законная причина не пойти в школу, а на третий его поведение стало известно деду.
Нас привлекли к суду,- в кухне за столом сидели дед, бабушка, мать и допрашивали нас… Нас выпороли и наняли нам провожатого, бывшего пожарного, старичка со сломанной рукою,- он должен был следить, чтобы Саша не сбивался в сторону по пути к науке.

74.

Я слушаю внимательно, жадно. Кое-что в её рассказе удивляет меня, дед изображал мне венчание матери совсем не так: он был против этого брака, он после венца не пустил мать к себе в дом, но венчалась она, по его рассказу,- не тайно, и в церкви он был. Мне не хочется спросить бабушку, кто из них говорит вернее, потому что бабушкина история красивее и больше нравится мне. РАССКАЗЫВАЯ, она всё время КАЧАЕТСЯ, точно в лодке плывёт. Если говорит о печальном или страшном, то КАЧАЕТСЯ сильней, ПРОТЯНУВ руку вперёд, как бы УДЕРЖИВАЯ что-то в воздухе. Она часто прикрывает глаза, и в морщинах щёк её прячется слепая, добрая улыбка, а густые брови чуть-чуть дрожат. Иногда меня трогает за сердце эта слепая, всё примиряющая доброта, а иногда очень хочется, чтобы бабушка сказала какое-то сильное слово, что-то крикнула. 


Глава 12

75.

Бабушка не спит долго, ЛЕЖИТ, ЗАКИНУВ руки под голову, и в тихом возбуждении РАССКАЗЫВАЕТ что-нибудь, видимо, нисколько НЕ ЗАБОТЯСЬ о том, слушаю я её или нет. И всегда она умела выбрать сказку, которая делала ночь ещё значительней, ещё краше.
Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами; прямо в лицо смотрит солнце, НАГРЕВАЯСЬ, тихо СТРУИТСЯ утренний воздух, листья яблонь стряхивают росу, влажная зелень травы блестит всё ярче… В сиреневом небе растёт веер солнечных лучей, небо голубеет. Невидимо высоко звенит жаворонок, и все цвета, звуки росою ПРОСАЧИВАЮТСЯ в грудь, ВЫЗЫВАЯ спокойную радость, БУДЯ желание скорее встать, что-то делать и жить в дружбе со всем живым вокруг.

Это было самое тихое и созерцательное время за всю мою жизнь, именно этим летом во мне сложилось и окрепло чувство уверенности в своих силах.

76.

Осенью он продал дом, а незадолго до продажи, вдруг, за утренним чаем, угрюмо и решительно объявил бабушке:
- Ну, мать, кормил я тебя, кормил - будет! Добывай хлеб себе сама.
Бабушка отнеслась к этим словам совершенно спокойно, точно давно знала, что они будут сказаны, и ждала этого.

Дед снял две тёмные комнатки в подвале старого дома, в тупике, под горкой.
Мебель и разные вещи он дня три РАСПРОДАВАЛ старьёвщикам-татарам, яростно ТОРГУЯСЬ и РУГАЯСЬ, а бабушка СМОТРЕЛА из окна и то ПЛАКАЛА, то СМЕЯЛАСЬ, негромко ПОКРИКИВАЯ:
- Тащи-и! Ломай...
Я тоже готов ГОТОВ БЫЛ ПЛАКАТЬ, ЖАЛЕЯ мой сад, шалаш. Переезжали на двух телегах, и ту, на которой сидел я, среди разного скарба, страшно трясло, как будто затем, чтобы сбросить меня долой.
И в этом ощущении упорной, сбрасывающей куда-то тряски я прожил года два, вплоть до смерти матери.

77.

Несмотря на то, что я учился сносно, мне скоро было сказано, что меня выгонят из школы за недостойное поведение. Я приуныл,- это грозило мне всякими неприятностями…
Но явилась помощь,- в школу неожиданно приехал епископ Хрисанф*, похожий на колдуна и, помнится, горбатый.
Когда он, маленький, в широкой чёрной одежде и смешном ведёрке на голове, сел за стол, высвободил руки из рукавов и сказал: "Ну, давайте беседовать, дети мои!" - в классе сразу стало тепло, весело, повеяло незнакомо приятным.
ВЫЗВАВ после многих меня к столу, он СПРОСИЛ серьёзно:
- Тебе - который год? Только-о? Какой ты, брат, длинный, а? Под дождями часто стоял, а?
ПОЛОЖИВ на стол сухонькую руку, с большими острыми ногтями, ЗАБРАВ в пальцы непышную бородку, он УСТАВИЛСЯ в лицо мне добрыми глазами, ПРЕДЛОЖИВ:
- Ну-ко, расскажи мне из священной истории, что тебе нравится?
Когда я сказал, что у меня нет книги и я не учу священную историю, он поправил клобук и спросил:
- Как же это? Ведь это надобно учить! А может, что-нибудь знаешь, слыхал? Псалтырь знаешь? Это хорошо! И молитвы? Ну, вот видишь! Да ещё и жития? Стихами? Да ты у меня знающий... 


Глава 13

78.

Снова я у деда.
- Что, разбойник? - встретил он меня, стуча рукою по столу.- Ну, теперь уж я тебя кормить не стану, пускай бабушка кормит!
- И буду,- сказала бабушка.- Эка задача, подумаешь!
- Вот и корми! - крикнул дед, но тотчас УСПОКОИЛСЯ, ОБЪЯСНИВ мне: - Мы с ней совсем разделились, у нас теперь всё порознь...
Бабушка, СИДЯ под окном, быстро ПЛЕЛА кружева, весело щёлкали коклюшки, золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка, густо усеянная медными булавками. И сама бабушка, точно из меди лита,- неизменна! А дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно. ПОСМЕИВАЯСЬ, бабушка РАССКАЗАЛА мне о разделе имущества между ею и дедом: он отдал ей все горшки, плошки, всю посуду и сказал:
- Это - твоё, а больше ничего с меня не спрашивай!

79.

Он окончательно заболел скупостью и потерял стыд: стал ходить по старым знакомым, бывшим сослуживцам своим в ремесленной управе, по богатым купцам и, ЖАЛУЯСЬ, что разорён детьми, ВЫПРАШИВАЛ у них денег на бедность. Он пользовался уважением, ему давали обильно, крупными билетами; РАЗМАХИВАЯ билетом под носом бабушки, дед ХВАСТАЛСЯ и дразнил её, как ребёнок:
- Видала, дура? Тебе сотой доли этого не дадут! 


80.

Я тоже начал зарабатывать деньги: по праздникам, рано утром, брал мешок и отправлялся по дворам, по улицам собирать говяжьи кости, тряпки, бумагу, гвозди. Пуд тряпок и бумаги ветошники покупали по двугривенному, железо - тоже, пуд костей по гривеннику, по восемь копеек. ЗАНИМАЛСЯ я этим делом и в будни после школы, ПРОДАВАЯ каждую субботу разных товаров копеек на тридцать, на полтинник, а при удаче и больше. Бабушка брала у меня деньги, торопливо совала их в карман юбки и ПОХВАЛИВАЛА меня, ОПУСТИВ глаза:
- Вот и спасибо тебе, голуба душа! Мы с тобой не прокормимся,- мы? Велико дело!



Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...