Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Занятие № 25




ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫРАЖЕННЫЕ ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ. ПРИМЕРЫ ИЗ РАССКАЗА К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

Данный материал полезен учащимся

  • 8 класса (в процессе изучения темы – ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ)
  • 9 класса (для подготовки к ГИА)
  • 11 класса (для подготовки к ЕГЭ)

В ходе подготовки к ЕГЭ и ГИА полезно не только решать тесты, но и рассматривать готовый материал – предложения с выделенными синтаксическими конструкциями.

Прочитайте теорию.

ТЕОРИЯ

1.Обстоятельство – второстепенный член предложения, который

  • обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? почему? как? несмотря на что? и др.
  • выражается наречиями, существительными с предлогами, деепричастиями, деепричастными оборотами.

2.Обособленные обстоятельства - обстоятельства, которые в устной речи произносятся с особой интонацией и на письме выделяются запятыми.

3. Различайте!

Деепричастие как часть речи отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Обстоятельство как второстепенный член предложения, выраженное одиночным деепричастием и деепричастным оборотом, отвечает на вопрос как?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте фрагменты из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Деепричастие, входящее в состав обособленного обстоятельства, выделено крупным жирным шрифтом.

Глагол, от которого задаётся вопрос к обособленному обстоятельству, выделен крупным шрифтом.

Используя теорию, постарайтесь доказать, что выделенная синтаксическая конструкция является не обособленным определением, не обособленным дополнением, а обособленным ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ, выраженным одиночным деепричастием или деепричастным оборотом.

Чем больше Вы рассмотрите готовых примеров, тем правильнее и быстрее сориентируйтесь в поисках ООБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, а значит, сэкономите время для других заданий на ГИА и ЕГЭ.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Для того чтобы содержание фрагментов было более понятным, советуем прочитать информацию о героях рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

ГЕРОИ РАССКАЗА К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

Катерина Ивановна – старенькая женщина, проживавшая в селе Заборье.

Настя (Анастасия Семёновна) – её дочь, жила в Ленинграде, работала секретарем в Союзе художников.

Скульптор Тимофеев

Тихон - сторож при пожарном сарае, приходил к Катерине Ивановне, «помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова».

Манюшка - дочь соседа Катерины Ивановны, колхозного сапожника, «прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар».

Молодая учительница, которая недавно приехала из областного города.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.

Изредка заходил сторож при пожарном сарае – Тихон, тощий, рыжий. Он еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.
Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберег на всю жизнь. Глядя на его картины, он громко ВЗДЫХАЛ:
– Работа натуральная!

2.

Тихон хлопотал часто без толку, от жалости, но все же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. И каждый раз, УХОДЯ, ОСТАНАВЛИВАЛСЯ в дверях и спрашивал:
– Не слышно, Катерина Петровна, Настя пишет чего или нет?
Катерина Петровна МОЛЧАЛА, СИДЯ на диване – сгорбленная, маленькая, – и всё перебирала какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Тихон долго сморкался, топтался у порога.
– Ну что ж, – ГОВОРИЛ он, НЕ ДОЖДАВШИСЬ ответа. – Я, пожалуй, пойду, Катерина Петровна.
– Иди, Тиша, – шептала Катерина Петровна. – Иди, бог с тобой!


3.

Последний раз она приезжала три года назад.
Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать. Поэтому Катерина Петровна очень редко писала Насте, но ДУМАЛА о ней все дни, СИДЯ на краешке продавленного дивана так тихо, что мышь, обманутая тишиной, выбегала из-за печки, становилась на задние лапки и долго, ПОВОДЯ носом, НЮХАЛА застоявшийся воздух.


4.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она СПРЯТАЛА его в сумочку, НЕ ЧИТАЯ, – решила прочесть после работы.

– Боже мой, какой холод! – сказала Настя, и ей показалось, что в мастерской еще холоднее от белых мраморных барельефов, в беспорядке развешанных по стенам.
– Вот, полюбуйтесь! – СКАЗАЛ Тимофеев, ПОДОДВИГАЯ Насте испачканное глиной кресло. – Непонятно, как я еще не издох в этой берлоге. А у Першина в мастерской от калориферов дует теплом, как из Сахары.


5.

– Покажите мне вашего Гоголя, – попросила Настя, чтобы переменить разговор.
– Перейдите! – угрюмо приказал скульптор. – Да нет, не туда! Вон в тот угол. Так!
Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, ПРИСЕЛ на корточки около керосинки, ГРЕЯ руки, и сказал:
– Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!
Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьется тонкая склеротическая жилка.
«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!»

6.


Тимофеев горько засмеялся.
– Превосходно, – повторил он. – Все говорят: превосходно. И Першин, и Матьящ, и всякие знатоки из всяких комитетов. А толку что? Здесь – превосходно, а там, где решается моя судьба как скульптора, там тот же Першин только неопределенно хмыкнет – и готово. А Першин хмыкнул – значит, конец!… Ночи не спишь! – крикнул Тимофеев и ЗАБЕГАЛ по мастерской, ТОПАЯ ботами. – Ревматизм в руках от мокрой глины. Три года читаешь каждое слово о Гоголе. Свиные рыла снятся!
Тимофеев поднял со стола груду книг, потряс ими в воздухе и с силой швырнул обратно. Со стола полетела гипсовая пыль.


7.

Нa открытии были скульпторы, художники. Непосвященный, УСЛЫШАВ разговоры скульпторов, не всегда МОГ бы ДОГАДАТЬСЯ, хвалят ли они работы Тимофеева или ругают.

Началось обсуждение. Говорили много, хвалили, горячились, и мысль, брошенная старым художником о внимании к человеку, к молодому незаслуженно забытому скульптору, повторялась в каждой речи.
Тимофеев сидел нахохлившись, рассматривал паркет, но все же искоса ПОГЛЯДЫВАЛ на выступающих, НЕ ЗНАЯ, можно ли им верить или пока еще рано.


8.

В дверях появилась курьерша из Союза – добрая и бестолковая Даша. Она делала Насте какие-то знаки. Настя подошла к ней, и Даша, УХМЫЛЯЯСЬ, ПОДАЛА ей телеграмму.


9.

«Что ж что, мама? Что? – ДУМАЛА она, ничего НЕ ВИДЯ. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».

10.


Настя вышла на Невский проспект, к городской станции железных дорог.
Она опоздала. Билетов уже не было.
Настя стояла около кассы, губы у нее дрожали, она НЕ МОГЛА ГОВОРИТЬ, ЧУВСТВУЯ, что от первого же сказанного слова она расплачется навзрыд.


11.

В тот же вечер Настя уехала. Всю дорогу ей казалось, что «Красная стрела» едва тащится, тогда как поезд стремительно МЧАЛСЯ сквозь ночные леса, ОБДАВАЯ их паром и ОГЛАШАЯ протяжным предостерегающим криком.

12.


…Тихон пришел на почту, пошептался с почтарем Василием, взял у него телеграфный бланк, повертел его и долго, ВЫТИРАЯ рукавом усы, что-то ПИСАЛ на бланке корявыми буквами. Потом осторожно сложил бланк, засунул в шапку и поплелся к Катерине Петровне.


13.

Манюшка шестые сутки не отходила от Катерины Петровны. Ночью она, НЕ РАЗДЕВАЯСЬ, СПАЛА на продавленном диване. Иногда Манюшке казалось, что Катерина Петровна уже не дышит. Тогда она начинала испуганно хныкать и звала: живая?
Катерина Петровна шевелила рукой под одеялом, и Манюшка успокаивалась.

14.


Тихон испуганно огляделся, поправил ворот, пригладил рыжие редкие волосы и глухим, неуверенным голосом прочел: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
– Не надо, Тиша! – тихо сказала Катерина Петровна. – Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.
Катерина Петровна с трудом отвернулась к стене, потом как будто уснула.
Тихон сидел в холодной прихожей на лавочке, КУРИЛ, ОПУСТИВ голову, сплевывал и вздыхал, пока не вышла Манюшка и не поманила в комнату Катерины Петровны.

15.

УЕХАЛА Настя из Заборья крадучись, СТАРАЯСЬ, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.




Назад в раздел

...

Форум




              
			  
https://clck.ru/36EvTk...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...