Классификация потребностей человека
- Прочитаем информацию.
-
- Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности.
-
- Существуют различные классификации потребностей человека. На самом деле их можно объединить в три группы:
- биологические (естественные, врожденные, физиологические, органические, природные)– потребности, которые связаны с биологической (физиологической) природой человека, т.е. со всем, что необходимо для существования, развития и воспроизводства.
- социальные – потребности, которые связаны с общественной (социальной) природой человека, т.е. определяются принадлежностью человека к обществу.
- духовные (идеальные, познавательные, культурные) – потребности, которые связаны с познанием окружающего мира, самого себя и смысла своего существования, т.е. во всем том, что необходимо для духовного развития.
- Особенности человеческих потребностей:
-
- 1. все потребности человека взаимосвязаны.
- Например, утоляя голод, человек заботится об эстетике стола, разнообразии блюд, чистоте и красоте посуды, приятном обществе и т.д. Удовлетворение биологических нужд приобретает в человеке множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.
-
- 2. не все потребности человека могут быть удовлетворены.
-
- 3. потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
-
- Подлинные (разумные) потребности – потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
-
- Мнимые (неразумные, ложные) потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу.
-
- 4. неиссякаемость, нескончаемость, бесконечное множество потребностей.
- описывая человеческие потребности, американский психолог А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
- российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн говорил о «ненасыщаемости» потребностей человека.
-
- Рассмотрим примеры.
-
Группа потребностей |
Примеры |
Биологические |
Утоление голода, жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, жилище, одежда, пища, сон, отдых и др. |
Социальные |
Социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности, принадлежность к социальной группе, общественное признание, трудовая деятельность, созидание, творчество, социальная активность, дружба, любовь и др. |
Духовные |
Самовыражение, самоутверждение, познание окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования и мн. др. |
-
- Дополнительно рассмотрим сведения о том, что лежит в основе классификации потребностей с точки зрения известных психологов.
-
Мак Дугалл У. – англо-американский психолог |
В основе классификации потребностей – инстинкты человека. |
Додонов Б.И. – российский психолог |
Различает виды потребностей в связи с эмоциями человека. |
Мюррей Г. – американский психолог |
|
Маслоу А. – американский психолог |
Различает потребности по уровням значимости (иерархия потребностей), т.н. «Пирамида потребностей Маслоу». |
|
Различает потребности в зависимости от мотивационных факторов, т.е. мотивов. |
-
- Рассмотрим пример задания из части С.
-
- Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
-
- Позиция согласия с мнением – три аргумента:
-
- 1.В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
-
- 2.Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.
-
- 3.Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.
- Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.
-
-
- Выполним онлайн-задания (тесты).
-
- Вариант 2
-
-
-
- Используемая литература:
-
- 3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 12.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- 13. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел