Основные виды деятельности человека
- Прочитаем информацию.
-
- Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
-
- Основные виды деятельности – игра, учеба, труд.
-
- Игра – вид непродуктивной деятельности, целью которой является развлечение, отдых, а не производство материальных благ.
- Характерные черты игры:
- существование правил
- условная ситуация
- использование замещающих предметов
- цель – удовлетворение интереса
- развитие личности (обогащение, необходимые навыки)
- Игровая деятельность не создает общественно значимых результатов, но много значит для формирования человека как субъекта деятельности.
-
- Учение (учеба) – вид человеческой деятельности, в результате которой происходит приобретение знаний, умений, навыков и овладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.
-
- Учение может быть организованным, неорганизованным, самообразовательным.
-
- 1. Организованное обучение – процесс обучения, который осуществляется в образовательных учреждениях.
-
- 2. Неорганизованное (неформальное) обучение – процесс обучения, который осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.
-
- 3. Самообразование – самостоятельное обучение, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала.
-
- Учебная деятельность является важнейшим условием развития сознания человека и подготовки его к самостоятельной жизни в обществе. Продолжает занимать большое место и после окончания школы.
-
- Сущность – освоение опыта предыдущих поколений.
- Результат – усвоение ценностей и норм национальной культуры.
-
- Труд – вид человеческой деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.
-
- Характерные черты труда:
- целесообразность
- нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов
- наличие мастерства, умений, знаний
- практическая полезность
- получение результата
- развитие личности
- преобразование внешней среды обитания человека
- Сущность – преобразование предметов материального мира.
- Результат – удовлетворение материальных потребностей и создание материальных и духовных благ.
-
- Специфическое отличие труда от других от игры и учебы – создание полезных для человека продуктов – как материальных, так и духовных.
-
- Ученые выработали учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому
- что именно она формирует на каждом возрастном этапе важнейшие черты личности.
- что в ее русле развиваются все другие виды деятельности в течение жизни человека.
Возрастной период |
Ведущий вид деятельности |
Сопутствующий/дополнительный вид деятельности |
Ребенок до поступления в школу |
Игра |
Постепенное обучение и посильный труд |
Школьник |
Учение (учеба) |
Труд, игра в свободное время |
Подросток |
Общение (так считают многие исследователи) |
Учение и новые игры |
Взрослый |
Труд |
Учеба, игра, общение в свободное время |
-
- Рассмотрим примеры учения (учебы).
-
Учение |
Пример |
Организованное |
|
Неорганизованное (неформальное) |
|
Самообразование |
Михаил Васильевич Ломоносов занимался самообразованием: рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: Арифметику Магницкого, Славянскую грамматику Смотрицкого и Псалтирь римфотворный Симеона Полоцкого. В 1730 году ушел в Москву и, скрыв свое происхождение, поступил в славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. |
- Выполним онлайн-задания (тесты).
-
- Вариант 6
- Используемая литература:
-
- 1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
-
- Используемые Интернет-ресурсы
-
- Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел