Отличие трудовой деятельности человека от «труда» животных
- Прочитаем информацию.
-
- Трудовая деятельность человека – вид деятельности, направленной на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения потребностей человека.
-
- Человеческая деятельность носит характер:
- сознательный (целенаправленный) – деятельность человека всегда связана с осознанно определенной целью и предвидением результата.
- плановый – деятельность человека представляет собой структуру (субъект, объект, мотив, цель, средства, процесс (действия), результат (продукт).
- систематичный – деятельность человека является длительным, повседневным процессом, особенно трудовая.
- продуктивный – деятельность человека на получение результата (продукта).
- преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
- общественный – деятельность человека в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории, т.е. результат многовекового общественного труда.
-
-
- Рассмотрим характерные черты деятельности человека и активности животного.
-
Характерные черты деятельности человека |
Характерные черты активности животного |
Целенаправленность и плановость | |
|
|
Систематичность | |
Деятельность человека, особенно трудовая, предполагает набор определенных операций, предписанных для выполнения того или иного вида деятельности, для достижения хорошего результата. |
Активность животного предполагает отдельные движения, и даже действия (органами тела, данными природой), которые не являются систематической деятельностью. |
Продуктивность и преобразование | |
|
|
Общественность | |
Человек в процессе деятельности выполняет такие действия, которые были открыты и усовершенствованы всем обществом в процессе его исторического развития, в условиях общественного труда. |
Активность животных выступает как результат их биологической эволюции. |
Способность к деятельности | |
Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо развивать в обучении и воспитании. |
Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере созревания организма. |
-
-
- Рассмотрим анализ задания, который вызывает сложность при ответе, потому что в нем есть подвох.
-
- Верны ли следующие суждения?
- А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
- Б. Человека от животного отличает способность трудиться сообща.
- 1.Верно только А *
- 2.Верно только Б
- 3.Верны оба суждения
- 4.Оба суждения неверны
- Комментарий.
- Первое суждение не вызывает сомнения в том, что оно правильное, потому что человек производит материальные и духовные блага, творит «вторую природу» - культуру, а активность животного имеет потребительскую основу и в результате ничего нового не производит и не создает.
- Во втором суждении кроется подвох в том, что животные, как и человек, умеют трудиться сообща, но их действия не являются деятельностью (трудом), а всего лишь являются активностью.
- Ответ – верно только А.
- Выполним онлайн-задания (тесты).
-
- Вариант 12
-
- Используемая литература:
-
- 1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 3. ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.
- 4. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 5. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 6. Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
- 7. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- 8. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2009. Электронное пособие
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел
