Деятельность человека
- Прочитаем информацию.
-
- Деятельность человека – вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
-
- Человеческая деятельность носит характер:
- сознательный – человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
- продуктивный – человек направляет активность на получение результата (продукта).
- преобразующий – человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
- общественный – в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
- В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей.
- Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:
-
- I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):
-
- 1.Практическая (материальная) деятельность – деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
- материально-производственная – деятельность по преобразованию природы.
- социально-преобразовательная – деятельность по преобразованию общества.
- 2.Духовная деятельность – деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
-
- А) познавательная – деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
-
- К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
- чувственное – познание через ощущение, восприятие, представление.
- рациональное – познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
- научное познание – познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
- художественное – познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
- житейское (обыденное, практическое) – познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
- личностное – познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
- мифологическое – познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
- религиозное – познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
- паранаучное – познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
- Б) ценностно-ориентировочная – деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
-
- В) прогностическая – деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.
-
- II. В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
- созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
- разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
- III. С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
- репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
- продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
- IV. В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
-
- экономическая – деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ – производственная и потребительская деятельность.
- политическая – 1.Деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между социальными группами, направленная на интеграцию их усиления с целью упрочения политической власти или ее захвата.
- 2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене – государственная, военная, международная деятельность.
- духовная – деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения – научная, образовательная, досуговая.
- социальная – деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
- V. В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
- внешняя – деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
- внутренняя – деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
- Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.
Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности.
- добыча полезных ископаемых и их транспортировка
- производство чёрных и цветных металлов
- добыча и обогащение руд чёрных металлов
- производство химических и нефтехимических продуктов
- производство железобетонных изделий
- производство стальных и чугунных труб
- ремонт газопромыслового и линейного оборудования
- строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
- производство машин и оборудования
- производство строительных материалов
- производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
- производство, передача и сбыт электроэнергии
- заготовка и переработка древесины
- производство целлюлозы, бумаги, картона
- производство предметов массового потребления из различных видов сырья
- производство пищевых продуктов
- переработка мяса животных
- добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
- переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
- производство одежды и других швейных изделий
- изготовление обуви
- выпуск изделий тонкой керамики
- выращивание зерновых, кормовых, технических растений
- выращивание крупного и мелкого рогатого скота
-
-
- Используемая литература:
-
- 1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел