Творческая деятельность
- Прочитаем информацию.
-
- Что такое творчество?
- С точки зрения философии
- творчество – в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность в соответствии с их целями и потребностями.
- С точки зрения психологии
- В широком смысле
- творчество – это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают (по крайней мере для субъекта деятельности) новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).
- В узком смысле
- творчество – человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не существовавшее и имеющее общественно-историческую ценность.
- Основной критерий, который отличает творчество от изготовления (производства), – уникальность результата.
-
- Важнейшие механизмы творческой деятельности:
- комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов, действий;
- воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании;
- фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов;
- интуиция – знание, условия получения которого не осознаются.
- Стадии творческого процесса
-
- В 1908 г. французский математик Анри Пуанкаре рассказал о своих математических открытиях и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии стали выделяться многими психологами: например, английский социальный психолог Грэм Уоллес в 1926 г. более четко описал стадии (этапы) творческого процесса, которые наиболее известны сегодня:
- подготовка – формулирование задачи; попытки ее решения.
- инкубация – временное отвлечение от задачи.
- озарение – появление интуитивного решения.
- проверка – испытание и/или реализация решения.
- Рассматривая природу творчества, находят взаимосвязь творчества и личности. Говорят о том, что человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, какой деятельностью он занимается.
-
- В деятельности, особенно в творческой, раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.
-
- В подтверждение выше сказанного можно привести слова многих известных психологов, например:
-
- 1.Российский психолог Б.Г.Ананьев считает, что творчество – это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
- 2.Русский религиозный философ Н.А.Бердяев по этому поводу пишет: «Личность есть не субстанция, а творческий акт».
- 3. Американский экзистенциальный психолог Р.Мэй подчеркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: «…То, что проявляется как творчество – это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…»
-
-
- Некоторые особенности творческой деятельности:
-
- 1. Субъективная сторона рассмотрения творческой деятельности заключается в том, что если человек открывает для себя то, что уже известно человечеству, но новое для него самого. С этой точки зрения учение, если это не процесс механического запоминания некого свода знаний, а активная преобразующая деятельность, - тоже является творчеством.
- 2. Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы.
-
-
- Современная наука, рассматривая природу творчества, признает, что любой человек обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Что должен делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие способности? Конечно, овладевать культурой: языком, знаниями, способами деятельности. Опыт предшествующих поколений, запечатленный в культуре, включает в себя и опыт творческой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любому утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и помнить слова великого русского композитора П.И.Чайковского: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
-
- Дополнительный источник информации на тему творчества
- http://psy-exam.com/tvorch_mishlenie.html
-
- Выполним онлайн-задания (тесты).
-
- Вариант 11
-
-
-
- Используемая литература:
-
- 1.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 2.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.
- 3.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- 6.Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Москва. 2009. Электронное пособие.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
-
- Ссылки
-
- С.Л.Рубинштейн. «Основы психологии человека»
- http://psylib.org.ua/books/rubin01/txt28.htm#2
- Википедия. Творчество
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
- Н.А.Бердяев. Смысл творчества
- http://www.vehi.net/berdyaev/tvorch/index.html
Назад в раздел