Природа (сущность) человека
- Прочитаем информацию.
-
- Человек является объектом изучения многих наук – биологии, социобиологии, физиологии, психологии, генетики, антропологии, этнологии и мн.др. наук.
-
Наука |
Что изучает |
Биология |
человека как живое существо на различных биологических уровнях. |
Социобиология |
общество как целостную систему, а также социальные группы и общности, отношения личности и общества, закономерности массового поведения людей. |
Общая психология |
закономерности развития и функционирования психики человека как особой формы жизнедеятельности. |
Эволюционная психология |
видоспецифические психологические особенности человека как представителя вида Homo sapiens (человек разумный). |
Генетика |
законы наследственности и изменчивости организмов. |
Физиология |
жизнедеятельность целостного организма человека и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем. |
Этнология |
происхождение и расселение, быт и культуру этносов (народов). |
Философия сознания |
природу сознания человека, а также соотношение сознания и физической реальности (тела). |
Антропология |
происхождение человека, его развитие, существование в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. |
-
- Научные дисциплины антропологии:
-
- 1. Философская антропология – занимается исследованием сущности (природы) человека.
- религиозная антропология
- 2.Физическая антропология – изучает человека в качестве биологического вида в сравнении с его ближайшими родственниками – современными и ископаемыми человекообразными приматами.
- палеоантропология
- судебная антропология
- 3.Социальная и культурная антропология занимается сравнительным изучением человеческих обществ.
- лингвистическая
- когнитивная
- политическая
- экономическая
- историческая
- антропология права
- 4.Визуальная антропология – изучает человека на основе фото-видеоматериалов, с помощью таких средств, как: кинематограф, фотоискусство, телевидение и др.
-
- В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: кто такой человек?
-
- Рассмотрим точки зрения на природу человека, которые складывались на протяжении истории человечества.
-
С точки зрения | |
материализма как общего мировоззрения |
Человек состоит лишь из плоти, а плоть из тканей. Все абстрактные составляющие человека – есть результат сложной организации процессов этих тканей |
| |
|
|
антропологического материализма |
|
|
|
новоевропейского рационализма |
|
|
|
эволюционного учения |
|
|
Человек – общественное или политическое существо («политическое животное»), одаренное речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, т.е. обладающее нравственными качествами. |
философского учения М.Шелера |
Выделял в человеке два основных начала: жизненное начало (дух, идущий от Бога) и слово, являющееся символом через который человек может познать Бога и самого себя. |
философского учения И.Канта |
|
-
- В настоящее время более детально природу (сущность) человека изучает философская антропология, основоположником которой считают Макса Шелера (немецкий философ).
- Сущность человека сводится к тому, что человек – это единство природного и социального (природная сущность – это все биологические факторы, которые выделяют человека из мира животных, социальная сущность – факторы, которые делают человека общественным существом – язык, речь (слово), мышление).
- Система символов сегодня – наука, искусство, религия, философия, право и т.д. Она зафиксирована в текстах, словарях, пособиях, научной и художественной литературе, т.е. во всеобщих формах практической деятельности человека на протяжении всей истории человечества.
Рассмотрим различные высказывания о природе человека.
- 1. Древнегреческий философ Протагор: «Человек есть мера всех вещей».
-
- 2. Русский религиозный философ Бердяев Н.А.:
- «Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное себя преодолевать, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности. С одинаковым правом можно сказать о человеке, что он существо высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье. <…> Человек не есть только порождение природного мира и природных процессов, и вместе с тем он живет в природном мире и участвует в природных процессах. Он зависит от природной среды, и вместе с тем он гуманизирует эту среду, вносит в нее принципиально новое начало. Творческий акт человека в природе имеет космогоническое значение и означает новую стадию жизни космической. Человек есть принципиальная новизна в природе. Проблема человека совершенно неразрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его».
-
- 3. Французский писатель и философ Ж.-П.Сартр:
- «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».
-
- 4. Российский философ Марков Б.В.:
- «Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…
- Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или, наоборот, солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».
- Используемая литература:
-
- 1. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 2. Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.
- 3. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 4. Электронное издание. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий». Москва. 2009.
- Интернет-ресурсы:
-
- Ссылки
-
- Википедия. Антропология
- http://www.anthropology.ru/ru/we/markov.html
- Википедия. Философская антропология
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
- Википедия. Природа (сущность) человека
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0#cite_note-7
- Электронная библиотека философского факультета ОмГПУ
- http://www.i-text.narod.ru/lib-f.html
- Википедия. Эволюционное учение
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Назад в раздел
