Понятие – «власть»
- Прочитаем информацию.
-
- Понятие «власть» всегда стоит рядом с понятием «политика» и является ведущим понятием общественной науки – политологии.
-
- Власть – главная цель политической деятельности.
-
- В научной литературе существует множество определений понятия «власть». Рассмотрим некоторые из них:
-
- В общем смысле
-
- Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей, заставлять других подчиняться с помощью каких-либо средств (воли, авторитета, права, насилия и т.д.).
-
- В узком смысле
-
- 1. Власть – способность достигать поставленные цели, получать намеченные результаты.
- 2. Власть – особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются.
- 3. Власть – средство социальной коммуникации, позволяющее решать общественные конфликты и обеспечивать единство общества.
- 4. Власть – способ самоорганизации человечества, основанный на целесообразном распределении функций управления и подчинения.
- 5. Власть – взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
-
- Выделяют компоненты власти:
- субъект – человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество и т.д.
- объект – индивид, социальная группа, класс и т.п.
- источник – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.
- ресурсы – способы и средства, используемые для влияния (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и др.)
- основания – база, источники, на которые опирается власть (экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные и др.)
- функции – господство, руководство, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.
- Рассмотрим различные классификации (типологии) власти.
-
Основа классификации |
Виды власти |
Степень институциализации |
Правительственная, городская, районная, школьная и др. |
Субъект власти |
Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и др. |
Режим правления |
Демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная и др. |
Правовой признак |
|
Количество индивидов, принимающих ключевые решения |
Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная) |
Сферы воздействия |
Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная, социальная и др. |
Функции органов власти |
Законодательная, исполнительная, судебная |
Широта распространения |
Власть мегауровня (международные организации), макроуровня (центральные органы государства), микроуровня (первичные организации и малые группы) |
Источник власти (по М.Веберу) |
Харизматическая, традиционная, легальная |
-
- Рассмотрим важнейшие ресурсы власти в современном обществе.
-
- Ресурсы власти – средства, при помощи которых властные структуры осуществляют воздействие на деятельность поведения граждан.
-
- Экономические ресурсы. Все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг:
-
- • природные ресурсы (земля, недра, водные, лесные и биологические, климатические и рекреационные ресурсы) – земля.
- • трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги) – труд.
- • капитал (денежный капитал, реальный капитал (средства производства).
- • предпринимательские способности (способности людей к организации производства товаров и услуг) – предпринимательство.
- • знания, необходимые для хозяйственной жизни.
-
- Силовые (принудительные) ресурсы. Вид ресурсов, который выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в том числе обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения:
- армия
- полиция
- службы безопасности
- прокуратура
- суд
- Социальные ресурсы. Совокупность ресурсов, которые призваны обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в ее существовании:
- престижные должности
- особые права и привилегии
- социальное обеспечение
- повышение или сокращение доходов
- повышение или утрата социального статуса, властных полномочий
- Культурно-информационные ресурсы. Совокупность ресурсов информации, созданной или обнаруженной, зарегистрированной, оцененной, с определенными (заданными) законами деградации и обновления:
- средства массовой информации (СМИ) – телевидение, радио, газеты
- система образования и науки (обучение и воспитание детей, молодежи, взрослых)
-
- Рассмотрим различные подходы к решению вопроса о природе (сущности) власти.
-
Концепция |
Суть концепции |
Классовая (марксистская) |
Власть – организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над другими классами общества. |
Элитарная |
Власть исходит из разделения общества на элиту и массы. Представляет собой отношения между господствующей элитой (меньшинством) и подчиненными массами (большинством). |
Структурно-организационная |
Власть происходит из универсальности иерархической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчинения низших уровней высшим. Власть – это социальное сосредоточение командования. |
Поведенческая |
Власть, стремление к ней – доминирующая черта человеческой психики и сознания. |
-
-
- Используемая литература:
-
- 1.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.
- 2.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
- 3.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.
- 4.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
- 5.Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010.
- 6.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- 7. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
-
- Используемые Интернет-ресурсы:
-
- Википедия – свободная энциклопедия
Назад в раздел
