Лапти. По И.Бунину
- Дорогие ребята!
-
- Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
- Постарайтесь выполнить эти задания.
-
- 1.Прочитайте текст.
-
- 2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
-
- 3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
-
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
-
- 4.Определите жанр произведения.
-
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
-
- 5. Где происходят события?
-
- 6.Назовите главных героев произведения.
-
- 7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
-
-
Лапти
-
- Пятый день несло непроглядной вьюгой.
- И в доме было большое горе: тяжёло болел ребёнок. И в жару, и в бреду он часто плакал и всё просил дать ему какие-то красные лапти (см. 1). И мать, не отходившая от постели, тоже плакала горькими слезами. Что сделать, чем помочь?
- Стукнуло в прихожей. Нефед принёс соломы на топку, свалил её на пол, приотворил дверь, заглянул:
- - Ну что, барыня, как? Не полегчало?
- - Куда там Нефедушка! Верно, и не выживет! Всё какие-то красные лапти просит…
- - Лапти? Что за лапти такие?
- - А Господь его знает. Бредит, весь огнём горит…
- Задумался Нефед:
- - Значит надо добывать. Значит, душа желает.
- - Как добывать?
- - В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином (см. 2) нехитрое дело.
- - Бог с тобой, до Новоселок шесть вёрст! Где ж в такой ужас дойти!
- Ещё подумал.
- - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать - не доедешь, а пешком, может, ничего.
- Натянул зипун (см. 3) поверх полушубка, туго подпоясался, взял в руки кнут и вышел вон. Пообедали, стало смеркаться – Нефеда не было. Решили, что значит ночевать остался.
- А ребенок всё умолял дать ему красные лапти:
- - Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит!
- И мать кидалась на колени и била себя в грудь:
- - Господи, помоги! Господи, защити!
- А когда рассвело, послышалось под окнами, кто-то подъехал. Это новосельские мужики привезли мёртвое тело - белого, мёрзлого, всего забитого снегом Нефеда. Мужики ехали из города, и сами всю ночь плутали, а на рассвете попали в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый человек…
- Тем только и спаслись – поняли, что, значит, что на горе, в двух шагах жильё…
- За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.
Сноски
- 1. Лапоть – крестьянская обувь, сплетённая из лыка (кусок коры) и охватывающая только самый низ ноги.
- 2. Фуксин – красный краситель.
- 3. Зипун – крестьянская одежда из грубой толстой ткани, обычно без ворота.
- Иван Алексеевич Бу́нин (1870 — 1953) — русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 года.
-
- Произведения:
-
- «Антоновские яблоки» (1900)
- «Деревня» (1910)
- «Суходол» (1911)
- «Господин из Сан-Франциско» (1915)
- «Лёгкое дыхание» (1916)
- «Митина любовь» (1924)
- «Солнечный удар» (1925)
- «Жизнь Арсеньева» (1930)
- «Тёмные аллеи» (1938)
- и др.
Назад в раздел