Джафар. По А.Приставкину
- Дорогие ребята!
-
- Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
- Постарайтесь выполнить эти задания.
-
- 1.Прочитайте текст.
-
- 2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
-
- 3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
-
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
-
- 4.Определите жанр произведения.
-
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
-
- 5. Где происходят события?
-
- 6.Назовите главных героев произведения.
-
- 7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
-
- Джафар
-
- Сторожем у нас в детдоме – я жил тогда в Сибири – был старик Джафар. Хотя он и стригся наголо, голова у него была как серебряный шар. Такой он был седой… Наверное, он был очень стар, он работал медленно и плохо. При него говорили, что он из чеченцев. И за то, что он плохо работал, взрослые его потихоньку ругали. Мы подражали взрослым, но действовали смелей и старались вредить ему.
- В тёплый сентябрьский день я сидел на скамеечке. Рядом сидел Джафар. Он, почти не щурясь, глядел на солнце, подставляя теплу лицо, и серая кожа на скулах, похожая на старую мешковину, вздрагивала и тряслась. Он вдруг спросил, даже не взглянув на меня:
- - Ты откуда родом, мальчик?
- - Из Москвы.
- - А-а… Я ещё дальше. У нас сейчас ох как тепло! – Он помолчал и повторил:
- - Тепло-о…
- У меня был рубль. Я очень берёг его. Но мне совсем не было жаль рубля. Я добежал до угла и купил Джафару яблоко. Он долго разглядывал яблоко, поворачивал перед глазами. Мелко надкусил и забыл про меня. Медленно покачиваясь, он беззвучно запел, и тусклые глаза его смотрели куда-то дальше деревянного заборчика, перед которым мы сидели.
- Через месяц Джафар простудился, и его отвезли в больницу. А потом нам сказали, что он умер. И наша заведующая пошла опознать его, но скоро вернулась и объяснила, что умерших так много, а она не нашла сторожа.
- И ребята пораньше легли спать в нетопленной спальне. И тут же забыли о стороже. А я плакал, закрыв голову одеялом, чтобы не слышала дежурная няня. И заснул. И мне снился тёплый, тёплый Кавказ, и снилось, что старик Джафар угощал меня яблоками.
- Приста́вкин Анатолий Игнатьевич (1931 — 2008) — российский писатель-гуманист, общественный деятель.
-
- Произведения:
-
- Маленькие рассказы, 1959
- Голубка, 1967
- На Ангаре, 1975
- Солдат и мальчик, 1977
- Возделай поле свое, 1981
- Ночевала тучка золотая, 1988
-
- и др.
-
-
Назад в раздел
