Беда. Рассказ лесника. По В. Морозову
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
Беда. Рассказ лесника
Перед Первомайским праздником возвращался я из города, как вдруг заметил над лесом высокий столб дыма. Горела вырубка.
По краю пожарища бегали люди. Ветками и лопатами сбивали пламя. Это лесники не пускали пожар в высокий лес. Я побежал за помощью.
Я съездил за водой, и мы долго ходили с вёдрами, заливали тлеющие пни. Уже поздно вечером в посёлке мы узнали, что вырубку подожгли наши поселковые ребята. Они играли – жгли траву вдоль дороги. Ветром огонь перебросило на вырубку. Школьники испугались и убежали.
На следующий день. Я снова пришёл на вырубку.
Я прошёл пожарищем и в одной из борозд наткнулся на тетеревиное гнездо. Там было четыре яйца.
Я услыхал тихий плач. Это был ёжик. Пожар застал его врасплох. Колючки на правом боку были опалены и спеклись жёсткой коркой.
Ёжик лежал, привалившись боком к снежной кромке. От глаз его, вниз, по щекам протянулись две влажные тёмные полоски. Ёжик плакал.
Я снял кепку, нарвал в него сырого мха и положил несчастного в сырую постель.
После того как колхозный ветеринар промыл и смазал пахучей мазью обожжённый бок, ему полегчало. Он перестал стонать и только изредка громко вздыхал.
Дома я устроил ему моховое гнёздышко. Жена принесла в блюдце молока, и мы пытались накормить его через пипетку.
Есть ёжик не стал. Он лежал, прикрыв глаза, и нос у него был горячий и сухой.
К вечеру пошёл дождь, и мы вынесли больного на веранду. Под шелест капель ёжик заснул. Я сидел около него, слушал дождь, смотрел, как он дышит, и был уверен, что дело пойдёт на поправку. Утром зверёк лежал в той же позе, и нос его был совсем холодным. Мне он показался даже ледяным.
Я завернул ежа в платок и пошёл в школу. Я рассказал школьникам о пожаре, о том, сколько труда было потрачено лесниками, чтобы вырастить сосенки. Ещё я рассказал им про тетеревиное гнездо и показал мёртвого ёжа.
Ребята молчали. Да и что было говорить. Они, конечно же, понимали, какую страшную беду накликали на лес. Они стояли вокруг меня и усердно пытались разглядеть носки своих ботинок. Казалось, впервые увидели.
На другой день я пришёл к председателю колхоза и попросился в лесники.
Рассказал про пожар, про сосенки, про ежа…
Горелую вырубку я засаживал уже сам. И школьники мне помогали.
Назад в раздел