О жизни славянской. По книге Л.Обуховой «Званка – сын Добрилы»
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации.
Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
О жизни славянской. По книге Л.Обуховой «Званка – сын Добрилы».
Торговля была в старые времена делом трудным и опасным. Тот, кто силён, старался вовсе не платить за товары, а забирать даром.
Самой выгодной и удобной оставалась по-прежнему торговля с Царьградом, с Византией.
Но первый поход к Царьграду оказался неудачным: знаменитые греческие огнемёты сумели оборонить город. Князь Игорь не стал упорствовать. Он понял, что силы его слишком малы. Вернулся в Киев и стал готовиться к следующему походу.
Званка, как верный помощник князя, ездил в далёкие северные места приглашать дружины словен и кривичей, чтобы вместе идти в поход на Царьград.
Всю зиму по Днепру строились боевые корабли, оснащались вёслами, канатами, парусами. В окрестных деревнях рубили и возили лес, сколачивали ладьи, смолили и конопатили днища и борта. Женщины усердно ткали паруса из холстины (см. 1); две искусные ткачихи за зиму могли соткать лишь один парус. А кораблей готовилось множество…
Весною 944 года русские корабли двинулись в путь на Византию.
Пока шли по Днепру, переваливали опасные пороги (первый назывался «Не спи»; там со дна реки подымались острые скалы), Званка всё не отводил глаз от левого берега. Какая бескрайняя травяная степь! И ни одного человека. Только паслись стайки быстроногих косуль да тяжело взлетали жирные дрофы.
- О чём мыслишь, ратник? – спросил кто-то над его ухом.
Званка встрепенулся. Перед ним стоял Ярун, ближний боярин князя.
- Думаю, как хорошо здесь сеять пшеницу, - отозвался Званка.
Ярун пристально посмотрел на него.
- Ты родом из Северской земли? – И добавил утвердительно:
- Вы, северяне, искони (см. 2) пахари. Но ты прав. Не всегда левобережьем владели кочевники. Были времена, когда наши предки засевали эту степь и торговали с другими странами зерном. Были… но, может, ещё вернутся?
Между тем княжеская ладья первой достигла устья Днепра. Впереди лежало море! Вот уже русские ладьи (см. 3) закачались на солёной иссиня-чёрной волне Понта Эвксинского – Моря Гостеприимного. Так называли греки Чёрное море.
1. Холстина - холст – льняная ткань из толстой пряжи.
2. Исконú – издавна, с незапамятных времён.
3. Ладья – лодка, парусное судно.
Назад в раздел
