НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
6.Признаки научно-популярного текста - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Примеры
- терминов, понятий
- эпитетов
- устаревших слов
- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля(подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
Устаревшие слова - это слова, которые вышли из активного употребления. Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы. Историзмы - это слова, которые вышли из употребления, потому что ушли из обихода предметы и явления, которые они называли, например: боярин, купец. Архаизмы - это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке, например: чело - лоб, ветрило - парус. Устаревшие слова нужны, чтобы передать исторический колорит эпохи.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ КНИГИ «ЛЕС»
Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?.. Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».
5.ТЕКСТ - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (6) есть пояснения.
СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
1)… есть ли у нас в тайге деревья, которые сушили бы болота? 2) Есть, хотя воду они откачивают медленно. 3) Лесоводы Европейского Севера жалуются: вырубят лес - образуется болото. 4) Многие вырубки стали болотами. 5) Живёт такое болото иногда много лет, а потом исчезает.
6) Происходит это тогда, когда на болоте поселяется лес. 7) Наши северные деревья тоже высасывают лишнюю влагу из почвы. 8) И вырубка осушается.
9) На влажном Севере такой насос полезен. 10) А как ведёт себя лес на засушливом Юге? 11) Не уносит ли он бесполезно влагу из почвы и без того сухой? 12) Не сушит ли лес южные степи?
13) «Сушит! – сказал академик Г.Н.Высоцкий, один из самых авторитетных степных лесоводов. – Лес сушит равнины и увлажняет горы». 14) Может быть, академик и не сказал бы это так твердо, если не вмешался в лесное дело почвовед Отоцкий. 15) В Шиповом лесу, Воронежской губернии, он измерил глубину воды в колодцах, которые были им заложены в лесу и на соседнем поле. 16) Вода под лесом стояла ниже, и Отоцкий сделал вывод: лес высасывает из почвы больше влаги, чем поле.
17) Высоцкий проверил данные почвоведа в другом месте и убедился в том же. 18) Только сорок лет спустя была обнаружена ошибка. 19) Срубили лес у колодцев, заложенных Отоцким. 20) Но, вопреки ожиданиям, уровень воды в них не поднялся. 21) Значит, не лес понижал уровень воды. 22) Виновницей оказалась речка Осереда, отсасывающая воду из леса.
23) Нет, не сушит лес южные степные земли. 24) Убедиться в этом помогло одно очень печальное обстоятельство. (По А.В.Смирнову)
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - СУШИТ ЛИ ЛЕС ЗЕМЛЮ? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Термины, понятия:
предл. 1 - тайге, деревья, болота
предл. 3 - лесоводы, Европейского Севера
предл. 10 - Юге
предл. 12 - степи
предл. 13 - академик, лесоводов, равнины, горы
предл. 14 - почвовед
Устаревшие слова:
предл. 15 - губернии
Эпитеты:
предл. 24 - печальное
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
предл. 22 - речка (суффикс -к-)
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.
2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел