НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ТЕКСТ - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
План инфо-урока:
1.Учителю и родителю о том, как помочь ребёнку
2.Особенности научно-популярного стиля речи
3.Что такое термин, олицетворение, эпитет, сравнение и т.п.
4.Сведения об авторе текста
5.Текст - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
6.Признаки научно-популярного текста - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Примеры
- терминов, понятий
- олицетворений
- эпитетов
- слов в переносном значении (метафора)
- слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
7.Используемая литература
1.УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЮ О ТОМ, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
Читать готовые примеры по любому предмету и вникать в их смысл - полезное занятие.
Посоветуйте ребенку прочитать материал инфо-урока по русскому языку и вдумчиво рассмотреть примеры доказательств научно-популярного стиля. Такая работа улучшит результаты итоговой государственной проверки в 4 классе и станет основательной базой для обучения в 5 классе и ГИА – ЕГЭ. Обдумывание готовых примеров признаков научно-популярного текста способствует развитию умений находить эти признаки в тексте.
2.ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ РЕЧИ
Произведения научно-популярного стиля (подстиля) рассчитаны на широкий круг читателей, поэтому в них общенаучная лексика отличается от строго научной лексики более простым изложением научных понятий, специальных терминов.
Чтобы привлечь внимание читателей, авторы используют выразительные средства художественного стиля: эпитеты, олицетворения, сравнения и т.п.
3.ЧТО ТАКОЕ ТЕРМИН, ЭПИТЕТ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, СРАВНЕНИЕ
Термин - слово или словосочетание – название определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Например, летопись, дворянин, революция, республика, материк, морфема и др.
Слова в переносном значении (метафора)
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения. Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, крыло птицы. Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе сходства двух предметов или явлений, например: крыло самолёта.
Эпитет (от греч. приложение) – слово, с помощью которого описывается предмет или явление и подчёркиваются его признаки, свойства, качества. В большинстве случаев эпитет – это такое имя прилагательное, с помощью которого создаётся яркий, выразительный образ. Например, нарядная березка, зеленокосая берёзка.
Но не каждое прилагательное может быть эпитетом. Например, парковая аллея. Прилагательное парковая - не эпитет.
Олицетворение – слово (глагол) в переносном значении, с помощью которого неживой предмет уподобляется живому существу. Например, часы идут точно.
Сравнение - слово или несколько слов, с помощью которых один предмет сравнивается с другим. Например, я наблюдал за полётом быстрых, как молнии, стрижей.
4. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ КНИГИ «ЛЕС»
Лес… Как просто звучит это слово! Но стоит войти в лесную чащу и возникают сотни вопросов. Почему вместо стройного леса появляется корявый? Почему лесной океан всё уменьшается, несмотря на старания лесоводов? Почему в больших городах чахнут сосны?... Эти и многие другие вопросы волнуют лесовода Алексея Всеволодовича Смирнова и его друзей по специальности. «Но может быть, о деревьях и жизни леса интересно узнать и ребятам?..» - подумал лесовод А.В.Смирнов и написал для школьников книгу «Лес».
5.ТЕКСТ - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
В тексте выделены слова и словосочетания, которые являются доказательством, что это текст научно-популярный.
На следующем этапе урока (6) есть пояснения.
КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
1)В 1838 году была открыта первая в России железная дорога. 2) И сразу железнодорожники столкнулись с сильным и опасным врагом - ветром. 3) Ветер заносил железные дороги снегом, и поезда шли со скоростью пешехода.
4) Полотно дороги через Кара-Кумы, первой железной дороге в пустыне, то повисало в воздухе, когда ветер выдувал песок, то исчезало под барханами.
5) На пути ветра железнодорожники выставили щиты. 6) Щиты стоили дорого, и, кроме того, их нужно было ежегодно снимать. 7) Тогда в 1877 году лесовод Срединский предложил заменить щиты деревьями. 8) На следующий год железнодорожники посадили 150 километров леса, а ещё через два года деревца подросли и полностью заменили щиты. 9) Густые, в несколько рядов полосы леса накапливали снег. 10) И там, где росли такие полосы, путь на Харьков, Воронеж, Ростов был свободен!
11) Но не только железные дороги страдают от ветра. 12) В 1935 году президент США Франклин Рузвельт объявил конгрессу об угрозе опустошения страны ветром. 13) Житница США – Великие Равнины - была полностью распахана. 14) Ветер срывал плодороднейший слой почвы и уносил далеко, сбрасывая в океан. 15) Тучи земли были так велики, что застилали солнце и мешали двигаться кораблям. 16) - Если мы не посадим лес против ветра, - сказал президент, - то десять степных штатов превратятся в грандиозный пустырь.
17) Сажать лес в степях американцам помог столетний опыт степного лесоразведения в нашей стране. (По А.В.Смирнову)
6.ПРИЗНАКИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕКСТА - КАК ОСТАНОВИТЬ ВЕТЕР? (ПО КНИГЕ А.В.СМИРНОВА «ЛЕС»)
Термины, понятия:
предл. 1 – России
предл. 4 - Кара-Кумы, барханами
предл. 7 - лесовод
предл. 8 - километров
предл. 10 - Харьков, Воронеж, Ростов
предл. 12 - президент, США, конгрессу
предл. 16 - штатов
предл. 17 - лесоразведения
Олицетворение:
предл. 11 - (дороги) страдают
Эпитет:
предл. 2 - сильным, опасным
предл. 16 - грандиозный
Слова в переносном значении (метафора):
предл. 4 - полотно (дороги)
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
предл. 8 - деревца (суффикс -ц-)
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ В РАЗВИТИИ УМЕНИЯ ВНИКАТЬ В ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО СТИЛЯ!
7.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.А.В.Смирнов. Лес. Детская литература. М.1969.
2.Н.Я.Дмитриева. Естествознание. 1 кл. М., Просвещение, 1991.
3.И.П.Товпинец, Н.Я.Дмитриева, Н.В.Борзова. Естествознание. Учебник-хрестоматия для 3 кл. трёхлетней начальной школы, М., Просвещение, 1997.
4.Н.И.Ворожейкина, З.А.Клепинина. Окружающий мир. Учебник
для 4 кл. начальной школы. М., АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.
5.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю.Шведовой. М., «Русский язык», 1990.
Назад в раздел