Учителям истории и обществознания
Позвольте познакомить Вас с методикой разработки интеллектуальных игровых заданий по истории.
Основа из основ преподавания всех предметов – работа с информацией, в каком бы виде она ни находилась: на бумажном носителе или электронном. Для ученика старших классов чтение считается учебной привычкой.
Поставьте себя на место ученика. Наверное, захотелось бы какой-то необычности в учебной работе, особенно во время подготовки к ЕГЭ. Ни в коем случае мы не отвергаем существующие формы и приемы обучения.
ЕГЭтека предлагает нетрадиционный путь повторения терминов и информации, связанной с этими терминами.
Для того чтобы эта работа была более и комфортной, и эффективной, попробуем применить игровые моменты.
Дана информация, необходимая ученику для повторения, – тест или текст.
Учитель выделяет опорные слова (чаще всего это термины-существительные и прилагательные). В дальнейшем эти слова будут пропущены. Вместо слова располагаем подсказки.
Используется игровой момент - отгадать слово по подсказкам:
- с какой буквы начинается слово
- количество букв в слове
Рассмотрите примеры таких игровых заданий.
Игровое задание, разработанное на основе текста.
Отгадайте слова, отсутствующие в данной информации. Используйте подсказки в ( ):
- с какой буквы начинается слово
- количество букв в слове
Решения ( С 10 ) собора 1551 г. были записаны в 100 глав итогового текста. Единому российскому государству нужна была более централизованная ( Е 13 ) церковь. Ещё с ( У 8 ) времён в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской православной церкви митрополита ( М 7 ) все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. ( У 13 ) было также исполнение религиозных обрядов. Предусматривались меры по укреплению дисциплины и улучшению нравственного облика духовенства. В специальной главе была подчеркнута и зафиксирована особая роль церкви в деле ( П 11 ).
Слова-ответы к игре следует читать справа налево.
С 10 – о г о в а л г о т С
Е 13 – я а н з а р б о о н и д е
У 8 – х ы н ь л е д у
М 7 – я и р а к а М
У 13 – о н а в о р и ц и ф и н у
П 11 – я и н е щ е в с о р п
Игровое задание, разработанное на основе теста.
Выполняя тестовое задание, ученик выбрал ответ 3.
Используя подсказки, отгадайте слова, отсутствующие в следующей информации.
Тестовое задание
Причиной принятия ( Х 12 ) на Руси было стремление
- жителей Руси сохранить ( Р 7 ) общину
- Ярослава ( М 7 ) породниться с королевскими ( Д 10 ) Европы
- киевских князей ( У 8 ) государство и свою власть
- киевских князей избежать ( П 11 ) ( Л 9 ) орденом
Слова-ответы к игре советуем читать справа налево.
Х 12 – а в т с н а и т с и р х
Р 7 – ю у в о д о р
М 7 – о г о р д у М
Д 10 – и м я и т с а н и д
У 8 – ь т и ч о р п у
П 11- я и н е щ о б а р о п
Л 9 – и м к с н о в и Л
В игровом задании, основанном на тесте, «зашифровываются» слова не только в правильном ответе, но и в остальных других.
Считаем, что такие интеллектуальные игры способствуют развитию логики в процессе повторения учебного материала.
Назад в раздел
