Вариант 3
|
Подготовительный этап
Прочитаем информацию.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на 3 группы:
І.В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением все придаточные связаны с одними и теми же словами главного предложения и ОТВЕЧАЮТ НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС. Связи однородных придаточных напоминают связи однородных членов предложения.
Рассмотрим пример.
Вспомогательные элементы в разборе:
[Я ОТВЕЧАЛ], (что ПРИРОДА ХОРОША) и (что особенно ХОРОШИ в наших местах ЗАКАТЫ). (В.Солоухин).
[Я ОТВЕЧАЛ], → (что?) → (что ПРИРОДА ХОРОША) [Я ОТВЕЧАЛ], → (что?) →.(что особенно ХОРОШИ в наших местах ЗАКАТЫ).
В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз, который логически можно добавить.
Рассмотрим пример.
[СЛЫШНО БЫЛО], (как слабо ПОСКРИПЫВАЛИ СТВОЛЫ сосен от верхнего течения воздуха) и (ТРЕЩАЛ один дальний КУЗНЕЧИК, не дождавшись времени тьмы). (А.Платонов).
[Слышно было], → (что?) → (как слабо поскрипывали стволы сосен от верхнего течения воздуха) [Слышно было], → (что?) → как (трещал один дальний кузнечик, не дождавшись времени тьмы).
ІІ.В сложноподчинённом предложении с неоднородным (параллельным) подчинением придаточные относятся к одним и тем же словам главного предложения, но ОТВЕЧАЮТ НА РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ.
Рассмотрим пример.
Вспомогательные элементы в разборе:
[КАРТИНА, (которую Я ВИДЕЛ с вершины горы), так ПОРАЗИЛА меня], (что Я ВСКРИКНУЛ от удивления). (В.Арсеньев).
Вспомогательные элементы в разборе:
[Картина, → (какая?) → (которую я видел с вершины горы), так поразила меня] [Картина так поразила меня], → (как?) → (что я вскрикнул от удивления).
ІІІ. В сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением
Рассмотрим пример.
Вспомогательные элементы в разборе:
[Часто осенью Я пристально СЛЕДИЛ за опадающими листьями], (чтобы ПОЙМАТЬ ту незаметную долю секунды), (когда ЛИСТ ОТДЕЛЯЕТСЯ от ветки и НАЧИНАЕТ ПАДАТЬ на землю). (К.Паустовский).
Вспомогательные элементы в разборе:
[Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями], → (зачем? с какой целью?) → (чтобы поймать ту незаметную долю секунды), → (какую?) → (когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю). (К.Паустовский).
***
В материалах тестов использованы и другие типы предложений.
1. Простое предложение – предложение, в котором одна грамматическая основа: Капельки осеннего тумана по стволам бегут ручьями слёз. (Д.Кедрин). Скажи мне всю правду…(А.Пушкин). Грамматическая основа может состоять из
В грамматической основе могут быть однородные подлежащие и однородные сказуемые. 2. Сложносочинённое предложение – такое сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами: Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. (М.Горький). Сочинительные союзы:
3. Сложноподчинённое с одним придаточным: Местное слово может украсить и обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно. (К.Паустовский). 4. Бессоюзное сложное предложение – сложное предложение, в котором простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов: Таковы на Руси леса достославные, таковы на лесной Руси сказки бабушки. (Н.Рубцов).
Желаем удачи в определении типов сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными! ***
Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:
1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003. 2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985. 3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл. 4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008. 6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994. 7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000. 8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005. 9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999. 10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005. Пройти тест для самопроверки Вариант 2 | Описание курса | Вариант 4 |