Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Литературные аргументы для сочинения по русскому языку. 11 кл. ЕГЭ.


Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Литературные аргументы для сочинения по русскому языку. 11 кл. ЕГЭ.
 
Здравствуйте, молодые друзья!
Мы начинаем публиковать ЛИТЕРАТУРНЫЕ аргументы для сочинения по русскому языку на ЕГЭ.
Тема. РОДИНА. ПАТРИОТИЗМ.
1
В выдающемся литературном памятнике ХІІ века «Слово о полку Игореве» современный читатель узнаёт о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича в 1185 году против половцев. Неизвестный автор доносит до нас главный мотив повествования - мотив единства Русской земли.
Писатель В.Чивилихин в романе-эссе «Память» так определил лейтмотив этого произведения: «Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»!»
Никогда не устареет мысль К.Маркса об идейном содержании «Слова…»: «Смысл поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов…»

Дополнительные сведения:

Лейтмоти́в – преобладающее настроение; главная тема; основной и эмоциональный тон произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ, проходящий сквозь творчество писателя или отдельное произведение.


Владимир Алексеевич Чивили́хин (1928-1984) – русский писатель.
По воспоминаниям самого писателя, он любил книги и библиотеки. Случайно купил ещё довоенное издание «Слова о полку Игореве», которое стало его любимым чтением на многие годы. Этому древнерусскому литературному памятнику посвящено много страниц в его последней, крупной работе – книге «Память».
Награды: премия Ленинского комсомола, Государственная премия РСФСР имени М.Горького, Государственная премия СССР.
Литературные произведения:
Документальная повесть «Живая сила»
Повести:
Про Клаву Иванову
Ёлки-моталки
Над уровнем моря
Пёстрый камень
По городам и весям
Серебряные рельсы
Публицистические очерки:
Месяц в Кедрограде
О чём шумят русские леса?
Земля в беде
Светлое око Сибири (о Байкале)
Роман-эссе «Память»
и др.

Карл Маркс (1818-1883) —немецкий философ, экономист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике – теорию прибавочной собственности, в политике – теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».
Основные труды:
Манифест Коммунистической партии
Капитал (т.1-4)
и др.

2.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина», написанное в 1841 году, по праву считается одним из значительнейших произведений лирики ХІХ века.
Это ответ поэта тем, кто подозревал его в отсутствии любви к Отчизне.
Это размышления, в которых мысль о Родине нерасторжима с образами не официальной России, а русской деревни и природы.

3.
В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой изобразил Отечественную войну 1812 года - три дня в Смоленске, Бородино, сдача и пожар Москвы, Тарутинский манёвр, партизанское движение. Главная цель писателя - показать героизм и патриотизм русского народа.
Андрей Болконский чувствует патриотический настрой русских войск. «Солдаты отказываются от водки», считая, что «не такой нынче день!»
Накануне Бородина, 25 августа, Пьер Безухов видит «работающих на поле сражения бородатых мужиков…» Один из солдат сказал, что «всем народом навалиться хотят, одно слово Москва. Один конец сделать хотят». Пьер «понял ту скрытую теплоту патриотизма, которая была во всех людях».
Жители Смоленска бегут вместе с войсками: не хотят оставаться под властью французов. Купец Ферапонтов сам запалил свою лавку, чтобы не досталась врагу. Для княжны Марьи Болконской «невыносима сама мысль оставаться на милость французам». Семья Ростовых - лучшая часть дворянства - с народом. Поведение этой семьи противопоставлено «ложному» патриотизму аристократии. Они по настоянию дочери отдают последние подводы для раненых.
Наполеон ждал ключи на Поклонной горе от жителей Москвы. А они оставили город.
Л.Н.Толстой описывает возникновение партизанского движения – отрядов Денисова и Долохова – признак всенародного патриотического подъёма, признак общенародного характера войны 1812 года. Писатель образно называет это явление – «дубина народной войны поднялась и гвоздила французов, пока не погибло всё нашествие».
Образ Кутузова писатель даёт как выразителя патриотических идей и настроений целой России.

***
Конечно, есть немало примеров-аргументов и по произведениям писателей ХХ века.
Надеемся, что данная информация в соответствии с Вашими умозаключениями и Вашей логикой будет способствовать Вашему успеху на экзамене.
 
Здравствуйте, уважаемые юноши и девушки!
Предлагаем литературные аргументы.
Тема. ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА.
Литературные герои перед выбором.
1
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:
Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Евгений Онегин всё же принимает вызов и убивает Ленского, потому что для него важнее мнение светского общества.
2
Повесть А.И.Куприна «Олеся»:
Главный герой Иван Тимофеевич принадлежит, в отличие от Олеси, к цивилизованному обществу. Девушка ради любимого человека готова на всё: она пошла в церковь, и жители напали на неё. Иван Тимофеевич знал, что может случиться несчастье. Он хотел остановить девушку, но «сдержал свой неожиданный порыв…». Он сделал свой выбор.
3
Роман «Плаха» киргизского писателя Чингиза Айтматова» (издан впервые в 1986 году в журнале «Новый мир»):
Главный герой Авдий Каллистратов устраивается работать в издательство и едет в Моюнкумскую саванну, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Он мог просто собрать информацию, но выбрал другой путь - специфический путь борьбы со сборщиками анаши. В поезде Авдий призывает «гонцов» покаяться и выбросить мешки с коноплёй, но его избивают и выкидывают из поезда. В Моюнкумской пустыне он видит, как убивают сайгаков, для того чтобы выполнить план по мясозаготовкам. Он пытается помешать, и его распинают на саксауле.

Дополнительные сведения
Чинги́з Тореку́́лович Айтма́тов (1928-2008) – киргизский писатель. Народный писатель Киргизии. Лауреат многочисленных не только государственных, но и международных премий.
Произведения:
Джамиля (1958)
Тополёк мой в красной косынке (1961)
Первый учитель (1961)
Прощай, Гульсары (1966)
Белый пароход (1970)
Ранние журавли (1975)
Пегий пёс, бегущий краем моря (1977)
Буранный полустанок (И дольше века длится день); (1980)
Плаха (1986)
и др.
4.
Частная (пересекающаяся с предыдущей) тема. ПРЕДАТЕЛЬСТВО.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы узнаём о том, как во время восстания под предводительством Е.И.Пугачёва два офицера царской армии оказываются перед выбором и ведут себя совершенно по-разному: Пётр Гринёв следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, Алексей Швабрин становится предателем – переходит на сторону бунтовщиков. Когда самозванец учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. И когда Пугачёв протягивает руку для поцелуя, Гринёв не целует «ручку злодею».
5
Часто в жизни человеку приходится делать нравственный выбор перед собственной совестью: либо покоряться обстоятельствам, либо проявлять силу своего характера. В повести «Сотников», написанной в 1970 году, белорусский писатель Василь Быков анализирует поведение бойцов во время Великой Отечественной войны, раскрывает глубину переживаний двух партизан, которые отправляются в деревню, чтобы добыть пропитание для отряда, и попадают в плен. Сотников до последнего дыхания остаётся верным долгу человека и гражданина. Когда его ведут на повешение, он всё ещё старается защитить невинных людей. Рыбак предает друга, становится его палачом и вступает в ряды полицаев.

Дополнительные сведения:
Василь Владимирович Быков (1924-2003) - белорусский писатель и общественный деятель, участник Великой Отечественной войны. Большинство его произведений - повести о Великой Отечественной войне, в которых показан нравственный выор человека в наиболее драматичные моменты жизни. Произведения:
Повести
Журавлиный крик (1959)
Третья ракета (1959(
Альпийская баллада (1963)
Мёртвым не больно (1965)
Круглянский мост (1968)
Сотников (1970)
Обелиск (1971)
Дожить до рассвета (1972)
Волчья стая (1974)
Пойти и не вернуться (1978)
Знак беды (1982)
Романы
Карьер (1986)
Облава (1986)
Долгая дорога домой (2002) – книга воспоминаний
и др.
***
Вы сделали правильный выбор - определение своей самодостаточности путём терпения, настойчивости в ходе подготовки к ЕГЭ.




 
Публикуем литературные аргументы на тему – СЕМЬЯ.
1.
Произведение изучается в 8 классе.
Главной проблемой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, написанной в 1837году, можно назвать проблему долга и чести. Раскрывая конфликт между Калашниковым, в образе которого отразились лучшие черты представителя народа, и самодержавной властью в лице Ивана Грозного и его любимого слуги Кирибеевича, М.Лермонтов использует при этом семейно-любовный сюжет.
Любимый опричник Ивана Грозного Кирибеевич влюблён в замужнюю женщину. Калашников, строгий муж, поначалу предполагает недостойное поведение жены и угрожает ей. В то время семьи жили в соответствии с житейскими правилами «Домостроя», в котором излагались принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи.
Алёна Дмитриевна верна мужу – Степану Парамоновичу, который выступает защитником своей честной семьи, рода. В характере Алёны Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине-жене.
Купец Калашников зовёт двух младших братьев, рассказывает о случившемся, напоминает о том, что завтра на Москве-реке при царе будет кулачный бой, и он будет биться с Кирибеевичем до последних сил.
Таким образом, прочитав это произведение, читатель узнаёт о жизни семьи простого человека – купца Калашникова, которая жила в соответствии с житейскими правилами ХVІ века и соблюдала нравственные законы долга и чести.

Дополнительные пояснения
Патриархальный.1.от сл. Патриархат. 2. перен. Верный отжившей старине, старозаветный.
Деспот. 1.В рабовладельческих монархиях Древнего Востока: верховный правитель, пользующийся неограниченной властью. 2.Самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур.
Деспотический –
1. от деспотизм и деспотия.
2. перен. Самовластный, не считающийся с другими.
Деспотичный. То же, что деспотический (во 2-м значении).
***
2.
Произведение изучается в 7 классе.
События, изображённые Н.Гоголем в повести «Тарас Бульба», относятся ко времени освободительного движения на Украине в ХV-ХVІ вв. против многочисленных врагов: польской шляхты, турок и татар. Перед читателем раскрывается жизнь семьи Тараса Бульбы, который в отношениях с женой, с детьми проявляет себя как представитель тех жестоких времён. Семья для него – второстепенное. Главное в его жизни – защита православной веры. Он привык к военному быту, живёт мыслью, чтобы сыновья стали настоящими воинами-защитниками. Сын-предатель Андрий перестал для него существовать. Свобода отчизны и казацкая честь для него оказались сильнее отцовских чувств. Суровость Тараса Бульбы проявляется и в отношениях с женой. Многое она терпела от мужа, как «всякая женщина того удалого века». Когда сыновья приехали из духовного училища, она думает о том, что, может быть, Тарас «отсрочит денька на два их отъезд» в Запорожскую Сечь.
Таким образом, изображая героические народные характеры ХVІ века, Н.В.Гоголь знакомит читателей и с суровым семейно-бытовым укладом того времени.

***
3.
Произведение изучается в 9 классе.
Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» отражает жизнь провинциальных помещиков ХVІІІ века. Во главе помещичьей семьи - госпожа Простакова. Она желает выдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но затем, узнав о наследстве Софьи, решает не упускать богатую наследницу. Между сестрой и братом возникает вражда, переходящая в безобразные ссоры.
В начале комедии эта помещица на вершине власти, в конце комедии она теряет всё: власть над крепостными, имение, сына. Это пример чудовищного злонравия и бесчеловечия. Чувство материнской любви становится безумным. Порядок в её семье держится на грубой силе. Она не видит человека в своём муже Терентии. Сына она учит хитрости, изворотливости, притворству, обману, лести, то есть всему, что пригодится, когда Митрофан станет хозяином.
По мнению Д.И.Фонвизина, невежество, непросвещённость, невоспитанность и грубость чувств – вот истинный источник погибели человеческой, в том числе и семьи.

*****
4.
Произведение изучается в 8 классе.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» читатель знакомится с семьями Мироновых и Гринёвых, живущих по высоконравственным понятиям долга, чести, верности.
Пётр Гринёв воспитывался в провинциальной дворянской семье, получил домашнее образование. Несмотря на трудности и ошибки, он выполняет завет отца: «Береги честь смолоду», живёт по законам офицерской и человеческой чести.
Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич Миронов в жизни был мягким и добродушным человеком, но во время осады и взятия крепости Пугачёвым проявил решительность, достойную русского офицера. Жена коменданта Василиса Егоровна отказывается уезжать из крепости и тоже погибает от рук мятежников.
Их дочь Маша падала в обморок от выстрелов, но когда Алексей Швабрин принуждал её выйти замуж, она готова была скорее умереть, чем сделать что-либо противное своей совести. Она, несмотря на трудности, прибегает к помощи императрицы Екатерины, чтобы спасти жениха.
Таким образом, читатели вслед за автором проникаются любовью и состраданием к этим семьям, для которых любовь, верность, честь и долг остаются наивысшими в жизни понятиями.

***
5.
Произведение изучается в 10 классе.
Л.Н.Толстой видел в семье начало всех начал. Как известно, человека воспитывает семейная атмосфера. В семье, по мысли Л.Толстого, должен царить дух взаимопонимания, верности, любви.
Перед глазами читателей романа «Война и мир» – семьи, прошедшие через события ХІХ века: войну с Наполеоном, Бородинское сражение, зарождение декабристских организаций.
Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Для Николая Андреевича, его сына Андрея и дочери Марии долг и честь выше других ценностей.
Семья Ростовых подчиняется голосу чувств. В поведении всех членов семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, нравственная чистота и цельность. В семье царит атмосфера доверия и взаимопонимания. Графа Ростова отличает нежная глубокая любовь и сердечная доброта по отношению к жене и детям. Чувство любви честного и благородного Николая Ростова к княжне Марье Болконской заканчивается счастливым браком. Графиня Ростова гордится дружбой с детьми и их доверием. Она принимает в отношении судеб детей разумные решения. Эмоциональная, чуткая Наташа Ростова способна на самопожервование – она настояла на том, чтобы готовые к отъезду из Москвы повозки были отданы под раненых.
Считая уделом женщины семью, Л.Толстой через многие испытания приводит Наташу Ростову и Марью Болконскую к осознанию необходимости обыкновенной семейной жизни.
Антиподом семьям Болконских и Ростовых в романе показано семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: Элен, Ипполит и Анатоль. Князь Василий – расчётливый и холодный интриган, претендующий на наследство графа Безухова, не имея на то прямого права. Всё, что занимает его дочь Элен, - её салон, светские интриги и поклонники.
Таким образом, в ходе чтения романа «Война и мир» читатель не раз убеждается, что одной из главных мыслей, наряду с «мыслью народной», является «мысль семейная».
***
6.
Произведение изучается в 8 классе.
В рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен - проблему семейных уз - отношений детей и родителей.
Эти события происходят в ХХ веке. Катерина Петровна живет в селе Заборье. У нее нет никого родных, кроме дочери. Cтрадает от одиночества, но не упрекает дочь, не теряет надежды на её приезд. Дочь Настя живёт в Ленинграде. Она секретарь в Союзе художников. Работы много. Даже письмо матери некогда прочитать. Она не видела мать три года, а письмо сразу не стала читать. Потом она получает телеграмму: "Катя помирает. Тихон". В тот же вечер Настя уехала. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что "никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести". Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.

Желаем терпения и настойчивости в подготовке к ЕГЭ!
 
Уважаемые ребята!
Предлагаем литературные аргументы на тему – УЧИТЕЛЬ.
В материалы литературных аргументов мы включаем краткое содержание произведения, минимальную характеристику героев и цитирование.
Если Вас не устраивает чрезмерный объём аргументов, советуем сократить их, исключая, в соответствии с Вашими умозаключениями, ненужные моменты.
1.
В рассказе А.Платонова «Песчаная учительница» читатель узнаёт о жизни Марии Нарышкиной, которая назначена учительницей в дальнее село Хошутово – «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что пустыня стала её родиной. Увидев жалкое Хошутово, занесённое сугробами песка, познавшая «тяжкий и почти ненужный труд» людей, пытавшихся расчищать песчаные завалы, Мария решает начать борьбу с пустыней.
Через три года Хощутово преобразилось. Зазеленели посадки. Школа «была полна не только детьми, но и взрослыми, которые слушали чтение учительницы про мудрость жить в песчаной степи».
Однажды кочевники вытоптали все посадки, опустошили колодцы. В ответ на угрозу молодой учительницы жаловаться вождь кочевников говорит: «Степь наша, барышня. Кто голоден и есть траву родины, тот не преступник». В о́круге ей объясняют, что Хошутово теперь и без неё обойдётся, ведь люди здесь обучились бороться с песками, что её ждёт другое село, где живут кочевники, переходящие на оседлость. Их и надо обучить культуре песков. Зная сложную жизнь племён пустыни, она поняла всю безысходную судьбу двух народов, зажатых в барханы, и дала согласие.
Рассказ заканчивается многозначительными словами завокроно: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…»
Писатель А.Платонов даёт образ учительницы, которая принадлежит к поколению честных, целеустремлённых, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела. Такие люди стремятся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.
2.
Из воспоминаний писателя Виктора Астафьева.
Когда писатель В.Астафьев был пятиклассником, в их школе русский язык и литературу преподавал Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт.
На уроках литературы учитель заставлял всех ребят подряд читать вслух из «Дубровского» и «Бородина» и был очень не доволен тем, что они читают плохо. Однажды на уроке русского языка учитель проговорил о слове «яр» целый час. Астафьева-пятиклассника «поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что всё-то можно постичь с помощью слов и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый».
Когда у пятиклассников пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал вслух минут десять-пятнадцать, и ребята всё чаще и чаще просиживали перемены, слушая его.
Очень полюбили ученики творческие работы. Однажды они писали о том, кто и как провёл летние каникулы. Будучи школьником, В.Астафьев «заблудился в тайге, пробыл в ней несколько суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таёжному умело, стойко, остался жив». Никогда ещё он так не старался в школе, никогда не захватывала его с такой силой писчебумажная работа. С тайным волнением ждал раздачи тетрадей. Многие сочинения учитель ругал за отсутствие собственных слов и мыслей. В.Астафьев навсегда запомнил тихо сказанное в его адрес, редкое и оттого особенно дорогое слово: «Молодец!»
Когда вышла первая книжка рассказов В.Астафьева, он поставил первый в жизни автограф человеку, который привил ему уважительность к слову, пробудил жажду творчества.
3.
В повести «Последний поклон» В.Астафьев рассказывает историю, которая произошла с учителем.
Однажды ребята пошли на гору за цветами и саженцами для школьного двора. Вскоре присели на каменья отдохнуть и вдруг увидели змею. Школьники ещё и «подумать ничего не успели, как учитель оттолкнул их, а сам схватил палку и принялся молотить по змее».
- Не бейте через плечо!– кричали школьники, но учитель не слышал.
Он бил и бил змею, потом обернулся, и ребята увидели, что он дрожал.
Когда они возвращались, он шёл за детьми и всё оглядывался, готовый оборонять их снова и снова. Учитель очень удивился, что палкой можно закинуть змею на шею. Оказывается, он рос в таком месте, где змей не было. Ребята были поражены.
Прошли годы. В.Астафьев таким вот и помнит деревенского учителя – «с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Писатель В.Астафьев считает, что «фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель».
4.
События автобиографического рассказа Валентина Распутина «Уроки французского» происходят после окончания Великой Отечественной войны.
Самостоятельная жизнь главного героя началась в 11 лет, потому что он учился далеко от дома. Он одинок, голодает, ему с трудом даётся французский язык. Мальчик играет на деньги, чтобы на них покупать еду. На помощь ему приходит учительница французского языка Лидия Михайловна. Главный герой отказывается от помощи, ему стыдно принимать еду от учительницы. Лидия Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки», а мальчик на выигранные деньги покупает молоко. Это позволило ему выжить в голодное послевоенное время. Директор увольняет Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Через некоторое время учительница прислала мальчику в первой посылке макароны, гематоген, во второй – яблоки.
Учительница Лидия Михайловна – добрый, отзывчивый человек. Она чуткая, так как заметила, что мальчик голодает, и готова идти на риск ради его спасения.
В.Распутин раскрывает перед читателем образ учительницы как символ человеческой отзывчивости. И уроки французского – это уроки доброты. Собственным примером учительница воспитывает своего ученика. Проявляя к нему доброту, она открывает ему новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе, избавлять от одиночества, где есть добро и любовь.

Желаем удачи в учебной деятельности!
 
Здравствуйте, дорогие старшеклассники!
2012 год в Кировской области объявлен Годом человека труда. Считаем, что тема ТРУДА чрезвычайно актуальна в наше время. По произведениям классической литературы подобрать аргументы на данную тему затруднительно. Поэтому мы попытались собрать материалы по произведениям внешкольной программы.
Остаётся посоветовать Вам запомнить названия произведений и их авторов.
Выделенные тёмным шрифтом слова помогут Вам интерпретировать тексты до минимума.

1.
Перед Вами фрагмент из повести В.Ситникова «Русская печь».
Темы – СОВМЕСТНЫЙ ТРУД; ТРУД КАК РЕМЕСЛО

Цитата
В войну из родной деревни дедушке пришло письмо от родственницы. Она звала приехать по неотложному делу: отремонтировать печь.
И вот дедушка, физически уже слабый, всё-таки поехал. И внук с ним.
Дедушка поправил старую избушку, ухитрился заменить брёвна, утеплил завалинку.
Предстояло сбить печь. Даже из кирпича не просто её сложить, а тут надо было соорудить из совершенно бесформенной глины. Работа эта трудоёмкая, надо было собирать помощников.
И вот на помощь пришла вся деревня: женщины, старики, ребятишки. Люди пришли, оставив свои дела, чтобы бескорыстно сделать важную работу. К сумеркам печь была готова: осталось доделать дымоход да вывести трубу.
Внук ходил вокруг, глядел на этот терем. Он гордился, что есть здесь доля и его труда. И самое главное: он понял, как это важноуметь работать всем миром и хорошо знать ремесло.


Дополнительные сведения.
Ситников Владимир Арсентьевич (1930 …) – кировский писатель. Печатался в журналах «Современник», «Молодая гвардия», «Советская Россия» и других. По пьесам В.Ситникова «Райская обитель», «Толкач из Парижа» и др. поставлены спектакли в Кировском областном драматическом театре. Член Союза писателей России с 1966 года.
Лауреат Всероссийской премии им. Н.М.Карамзина «За отечествоведение», присуждённой за организацию выпуска 12-томной «Энциклопедии земли Вятской».
Автор более 50 книг прозы.
Романы:
Свадебный круг
Эх, кабы на цветы да не морозы
И за что мне эта боль?
Книги для детей:
Повести
Белогривская метелица
Русская печь
Бабье лето в декабре
Из огня да в полымя
Красава-матушка
Медовая поляна
Клюква-жаровица
Настин двор
и др.

2.
В повести «Боковой ветер» писатель В. Крупин делится воспоминаниями о радости совместного труда в молодые годы.
Перед Вами фрагмент из этой повести.
Темы: ТРУД – ЧАСТЬ ДУШИ; РАДОСТЬ СОВМЕСТНОГО ТРУДА.

Цитата
Мы рано начинали работать. Полоть, таскать воду, стеречь стадо, чистить хлев, заготавливать дрова – всё это было само собой разумеющимся. Нельзя сказать, что нынешние ребята ничего не умеют делать, но их надо заставлять, и это противно. И думает иногда мать: «Лучше сама сделаю, больше нервов потратишь». А мы видели дело, и это важно, и труд был частью нашей души
В девять лет меня, например, брали охранять лесхозную машину. Я воображал, что её вот-вот кто-нибудь отнимет, взорвёт, или что-то случится, и не отходил ни на минуту, искупаться не смел, хотя река была рядом.
На другое лето (мы каникул дожидались, чтобы работать) я в жару отгонял от лошадей всякий гнус: комаров, мух, слепней. Сам искусанный и расчёсанный до крови, я честно зарабатывал свой хлеб, боясь лишь одного: вдруг завтра не возьмут.
Позднее мы прессовали сено, ремонтировали здания, сгружали соль и цемент. Все работы были наши, не исключая ежегодного рабочего сентября.
Неокрепшие поколения в трудные времена выручали страну.
И мы, вспоминая, ничуть не жалеем, что эта работа и эти сентябри были в нашей жизни. И солнце было. И костры. И радость совместного труда.

Дополнительные сведения
Крупин Владимир Николаевич (1941 -…) – известный русский прозаик. Уроженец Кировской области.
Стал известен благодаря первому сборнику рассказов «Зёрна» (1974), в которых рассказывается о непростой судьбе жителей села. Мировую известность получила повесть «Живая вода» (1980). По ней снят фильм, она переведена на многие языки. В этой повести писатель переосмысливает легенду о живой воде.
Повесть «На днях или раньше» (1977) посвящена проблемам семьи.
В повести «От рубля и выше» (1981) отражены проблемы художественного творчества.
Повесть «Прости, прощай» (1986) – воспоминание о студенческих годах.
В повестях «Великорецкая купель» (1990), «Крестный ход» (1994), «Последние времена» (1994) раскрыта тема православия.

3.
Уважаемые старшеклассники!
Хотя произведение А.Маркуши «Про молоток, клещи и другие нужные вещи» предназначается младшим школьникам, уверены, что фрагмент из него как литературный аргумент не будет минусом в Вашем сочинении на ЕГЭ.
Тема: ТРУДОЛЮБИЕ – ПУТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

Писатель приехал на маленький эстонский хутор, вышел во двор и сразу увидел Матти. Мальчишке было лет двенадцать, но выглядел он основательным, неторопливым мужчиной. Он поздоровался и пошёл к сараю.

Цитата
По-хозяйски осмотрел козлы, неспешно достал из-за поленницы двуручную пилу, и … началось нечто странное и поначалу для меня совершенно непонятное. Матти набросил на ручку пилы вожжи, закрепил их, а другой конец вожжей привязал к пружине, висевшей на стене. Признаться, я ничего не понял и с интересом ожидал, что произойдёт дальше

А дальше оказалось – при помощи пружины и вожжей Матти великолепно управлялся с большой поперечной пилой самостоятельно, один. Еловые поленья он разделывал быстро и аккуратно.

Писатель часто наблюдал за работой Матти. Смотреть, как Матти не спеша достаёт инструмент, как выбирает нужную доску, как морщит лоб, прежде чем сделать первый пропил, всегда доставляло автору истинное удовольствие.

Суть самостоятельности… - в трудолюбии.
Цитата
Взрослым настоящим мужчиной можно сделаться и в 12 и в 13 лет, только для этого нужно приучить себя к самостоятельности. Самому себя приучить.

Дополнительные сведения:
Маркуша Анатолий Маркович (1921-2005) – советский писатель, лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны.
Книги переведены на 18 языков мира.
Произведения:
Ученик орла. Рассказы старого лётчика.
33 ступеньки в небо
Бессмертный флагман (Чкалов). Лирический репортаж.
Мужчинам до 16 лет
От винта
Первым делом самолёты
14 тысяч метров и выше. Том 1-3.
Небо твоё и моё
Человек-птица
Азбука мужества. Книга для сыновей.
А я сам… Книга для тех, кто начинает мастерить
Я – солдат, и ты – солдат
Желаю счастья, девочки! Беседы.
Мозаика для делового человека
600 советов на разные случаи жизни
и др.

4.
В центре автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» С.Аксакова - образ маленького Серёжи Багрова. «Детские годы Багрова-внука» - это жизнь, увиденная глазами ребёнка. Перед Вами фрагмент из этой повести о том, как ребёнок наблюдал за нелёгкой крестьянской работой.
Тема – КРЕСТЬЯНСКИЙ ТРУД ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА.

Цитата
Пришло время сенокоса. Эта одна из всех крестьянских полевых работ, которой я до тех пор ещё не видывал, понравилась мне больше всех.
… до моего слуха стал долетать глухой, необыкновенный шум: то какой-то отрывистый и мерный шорох, то какое-то звонкое металлическое шарканье. Я сейчас спросил: «Что это такое?» - «А вот увидишь!» - отвечал отец, улыбаясь. И вот чудное зрелище поразило мои глаза. Человек сорок крестьян косили, выстроясь в одну линию, как по нитке: ярко блестя на солнце, взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. Пройдя длинный ряд, вдруг косцы остановились и принялись точить свои косы, весело перебрасываясь между собою шутливыми речами, как можно было догадываться по громкому смеху… Когда мы подъехали близко, отец мой сказал обыкновенное приветствие: «Бог помощь»… Крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами!
В этой работе было что-то доброе, весёлое, так что я не вдруг поверил, когда мне сказали, что она очень тяжела. Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносился от близкого леса и скошенной ещё рано утром травы, изобиловавшей множеством душистых цветов, которые от знойного солнца уже начали вянуть и издавать особенный пряный ароматический запах! Нетронутая трава стояла стеной, в пояс вышиною, и крестьяне говорили: «Что за трава!»
…Мне… не хотелось даже ехать домой, хотя отец уже звал меня.

Дополнительные сведения
Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859) – русский писатель, общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте.
Произведения:
Буран
Записки о рыбалке
Записки ружейного охотника
Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах
Семейная хроника
Детские годы Багрова-внука
Сказка «Аленький цветочек» (Сказка ключницы Пелагеи)
и др.

5.
Может быть, Ваши старшие родственники рассказывали Вам о деревенском труде. Дополните Ваши сведения рассказом писателя В.Солоухина о творческом отношении к такому труду.
Цитата
Стог – это архитектурное сооружение. Стога метали истово, с любовью, мастерством. Даже место для стога подчас выбирали такое, чтобы он красиво смотрелся и украшал собой землю, пейзаж.
Были мастера метать стог. Один мастер мог руководить при этом несколькими мужиками. Сначала прикидывали, какого размера надо заложить стог. С середины стог постепенно расширяется во все четыре стороны. Потом метальщики начинают стог вершить, то есть постепенно сужать, заострять, наподобие купола или шатра. Приходится подавать сено уже не с земли, а стоя на телеге. Всё больше заостряется стог. Теперь шестерым метальщикам там было бы тесно, постепенно спускается то один, то другой, и остаётся завершить стог кто-нибудь один. Стог со всех сторон очёсывают граблями, чтобы он был опрятным.
С возвышенности посмотришь на долину, расстилающуюся внизу, а там «…в степи грустят стога». Стога наравне с церквами и колокольнями украшали русскую землю.
Дополнительные сведения
Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской» прозы. Много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки.
Произведения:
Капля росы
Как выпить солнце
Имеющий в руках цветы
Мать-мачеха
Жить на земле
Письма из Русского музея
Не прячьтесь от дождя
Разрыв-трава
Славянская тетрадь
Слово живое и мёртвое
Камешки на ладони
Время собирать камни
Продолжение времени
и др.

6.
Наблюдать за действиями такого искусника непосвящённому человеку, конечно же, странно. Современному читателю узнать о таком странном старинном ремесле чрезвычайно интересно. Этим и увлёк нас вятский (кировский) писатель Л.Лубнин.
Перед Вами фрагмент из его повести «Районная тёща» о рабочем человеке, который занимался странным, но увлекательным делом, - Климентии Землеройке.
Тема – РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК КАК ВЕЛИКИЙ «ЗНАТЕЦ» СВОЕГО ДЕЛА.
Цитата
Он разыскивал под землёй хорошую воду и потом копал колодцы. Всё, что он делал, казалось мальчишкам каким-то фокусом, чудом, колдовством.
Придя к хозяевам нового дома, он выходил на середину двора, молча глядел на всякий мелкий строительный мусор, на потрескавшуюся землю. Потом вытирал чистым полотенцем свои ступни, осторожно переступал ногами, поднимал то щепку, то стружку, смотрел на них, прикладывал к щеке, к губам. В огороде он разравнивал площадку. А ребята уже своё дело знали: утрамбовывали влажную землю. Когда жар начинал спадать, ребята разыскивали сухие листья, которые раскладывались на отмеченных местах, прикрывались соломой и холстинками.
Климентий любил говорить: «Воду найти – всё одно что клад открыть. Вода чистоту даёт – чистоту и любит… Только чистому человеку она открывается».
На другой день ещё внимательней он рассматривал землю; не только, прослушивал её, прощупывал землю ладонями. Затем собирал в горсть солому, нюхал её, а листочки разглядывал на свет, мял в пальцах. Из восьми-десяти расчищенных площадок он только три или четыре приказывал снова покрыть листом, соломой и холстинами.
На третий день Климентий Землеройка прослушивал и исследовал землю горшком. Ребята должны были у каждой площадки разжечь и поддерживать небольшие бездымные костры. Климентий долго держал глиняный горшок над чистым бездымным огнём донышком кверху. Потом быстрым, молниеносным движением ставил разогретый горшок на землю тоже донышком кверху. Когда жар начинал спадать, Климентий снимал горшки, вытирал их изнутри ладонью, разглядывал ладонь, нюхал, лизал. Во всех горшках была влага, и земля под ними отпотевала.
- Здесь! – говорил он хозяевам. – Хорошая, слаже во всей улице не найдёшь.
Строились в тех местах редко. Климентий за другую случайную и низкую работу брался лишь по очень большой, прямо-таки непереносимой нужде. Потому что он был артист своего дела, ценил своё искусство, переход на другую работу почитал для себя унизительным, и измена любимому делу, очень важному и нужному людям, казалась ему предательством.
Таков был этот рабочий человек, умеющий видеть сквозь землю, великий знатец своего дела, такой знатец, каких с огнём поискать по свету – не найдёшь больше.
Дополнительные сведения
Лубнин Лев Михайлович (1911-1993) – писатель. Уроженец Кировской области. Участник Великой Отечественной войны. Автор нескольких пьес для телевидения, в основном о людях труда, их духовном мире.
Произведения:
Комсомольский характер
Лучший номер
Наследники
Десять дней по следам Васьки Жабрея
Районная тёща
Баллада о первом плацдарме
и др.
****
Время ЕГЭ неумолимо приближается! Желаем не пасовать перед трудностями и верить в свои силы!
 
Здравствуйте, дорогие учащиеся!

Начиная учебный 2012-2013 год, мы обратили внимание на поисковые фразы по поводу тем литературных аргументов к сочинению по русскому языку.
В процессе анализа поисковых фраз разного типа выяснилось, что многие ищут тему ПРИМЕРЫ ЛЮБОВНЫХ ИСТОРИЙ В КЛАССИЧЕСКИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.

Перед Вами примеры историй любви в классических литературных произведениях.
1
Историю любви, «сила которой не имела себе равных» можно
прочитать её в «Мифах Древней Эллады» (По А.И.Немировскому) – «Орфей и Эвридика».

Однажды Эвридику укусила змея. Решил Орфей спуститься в подземный мир, чтобы вернуть Эвридику.
Перед владыками подземного мира [Аидом и Персефоной] спел Орфей лучшую из своих песен – песню о любви. Аид согласился вернуть Эвридику, предупредив Орфея: если он оглянется – дар будет отнят.
Не выдержал Орфей и оглянулся, но ничего не увидел, только уловил лёгкое дуновение.
2
Обратите внимание на мудрые высказывания. Возможно, они обогатят Ваше аргументационное поле.

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. (А.С.Дёмин).
Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя. (Д.С.Лихачёв).

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана в ХVІ веке.
Тема её – история любви, преданности, самоотверженности. Это гимн любви и верности.
На князя Петра нападает тяжкая болезнь. Слуга Петра находит мудрую девушку Февронию, которая берётся вылечить князя Петра с условием, что он женится на ней, но Пётр не сдерживает обещания. Феврония вторично исцеляет князя, и он женится на ней. Пётр правит Муромом. Боярские жёны настроены против Февронии. Бояре изгоняют Февронию, она просит отпустить с ней супруга, хотя тот сомневается в правильности отказа от княжения. Через некоторое время муромские вельможи умоляют князя и княгиню о возвращении. Пётр и Феврония ведут праведную жизнь, в конце жизни принимают монашество и умирают вместе, в один день. Вопреки их воле, их кладут в разные гробы, но тела Петра и Февронии оказываются «в едином гробе».
3
Перед Вами трагедия любви, которая случилась в ХVІ веке и о которой рассказывает нам в повести «Тарас Бульба» писатель Н.В.Гоголь.

На пути к Запорожской Сечи Андрий, младший сын Тараса Бульбы, вспоминает о прекрасной полячке, которую он встречал не один раз перед отъездом из Киева. Однажды ночью Андрия будит служанка полячки и рассказывает, что панночка — в городе и просит его прийти к ней или хотя бы передать кусок хлеба для умирающей матери. Встретившись с девушкой, он отрекается от отца и брата, товарищей и отчизны: «Отчизна есть то, что ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты». Андрий остается с панночкой, чтобы защищать её.
Во время битвы под Дубно поляки выступают из города для решительной схватки. Среди них и Андрий. Тарас Бульба приказывает казакам заманить его к лесу и там, встретившись с Андрием, убивает сына, который и перед смертью произносит одно слово — имя прекрасной панночки.
4
Как русский бунт, по словам А.С.Пушкина, «бессмысленный и беспощадный», вторгается в жизнь людей, испытывая их любовь на прочность.

Эту историю любви молодых дворян ХVІІІ века, которая прошла через очень страшное испытание – Пугачевское восстание - рассказывает нам А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка».
Дворянин Пётр Гринёв послан служить в Белогорскую крепость. В дочери Миронова, коменданта этой крепости, он «нашёл благоразумную и чувствительную девушку». Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности». Дворянин Алексей Швабрин, которому тоже симпатична эта девушка, пытается помешать их любви. Чтобы защитить Машу, Петр Гринев участвует в дуэли и получает ранение. Во время пугачёвского мятежа Гринёв с помощью его предводителя, Емельяна Пугачёва, освобождает Машу. Но Швабрин пытается отомстить Гринёву, оговаривая его, и Гринев был осуждён. От позора и ссылки его спасает Маша Миронова, которая ездила к царице с просьбой о помиловании.
5
Перед Вами история любви молодых дворян ХІХ века – Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Автор романа в стихах «Евгений Онегин» - А.С.Пушкин.

Встретив Евгения Онегина, Татьяна Ларина влюбляется в него и пишет ему письмо. Однако Онегин отвергает её: он не хочет связывать себя семейными узами.
На обеде у Лариных Онегин начинает ухаживать за Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль. Поединок заканчивается смертью Ленского, и Онегин уезжает из деревни.
Через три года он появляется в Москве и встречает Татьяну. Она важная дама, жена генерала. Онегин влюбляется в неё. Татьяна так же любит его, но остаётся верной мужу.

Продолжение данной темы будет опубликовано на следующей странице.
Используемые источники:
1.Все герои произведений русской литературы. Школьная программа. Словарь-справочник. М., ООО «Агентство «КРПА «Олимп»; ООО «Издательство СТА», 2003.
2.Базанова А.Е., Рыжова Н.В. Русская литература ХІХ и ХХ веков. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., Юристъ, 1997.
3.Все произведения школьной программы в кратком изложении. Русская литература. ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
4.Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М., «ВАКО», 2004.
5.Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М., «ВАКО», 2003.
6.Свободная энциклопедия - Википедия.
 
Здравствуйте, дорогие старшеклассники!

Считаем, что, напомнив ученикам краткое содержание произведений, мы окажем более существенную помощь, нежели опубликуем готовое сочинение. Думаем, что независимый эксперт, проверяющий сочинение на ЕГЭ, большее внимание обратит на знание учащимся содержания, а не на общие размышления, которые распространены в разнообразных сборниках готовых сочинений.

1.
Главная героиня рассказа Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (событие ХVІІІ века) - дочь зажиточного поселянина. После его смерти она вынуждена трудиться, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась с дворянином Эрастом. Однажды он сказал девушке, что должен вместе с полком выступить в поход и им придётся расстаться.
Через некоторое время Лиза в Москве случайно видит Эраста в карете и узнаёт, что он помолвлен. Он, проиграв в карты своё имение, был вынужден жениться на богатой вдове. От отчаяния Лиза бросается в пруд.

2.
Основные события романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге во второй половине ХІХ века. Бывший студент Родион Раскольников приходит к Соне Мармеладовой, чтобы признаться в убийстве. У неё – девушки, которая содержит семью, зарабатывая проституцией, - он находит любовь и сострадание. Она по просьбе Раскольникова читает ему в Евангелии главу про воскресение Лазаря. Соня подталкивает Родиона к покаянию. Она следует за ним, когда он идёт признаваться, а потом едет за ним на каторгу. Постепенно Раскольников начинает понимать, что ближе её нет у него на земле человека. Через любовь к Соне и через её любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.

3
Тургеневский герой романа «Отцы и дети», революционер-демократ 60-х годов ХІХ века, отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи. Наступает время, когда он переживает неразделённую любовь. Его тревожит, волнует аристократка-вдова Анна Сергеевна Одинцова. Ей легко удаётся справиться с порывами чувств. Но Базаров, отрицавший возможность глубокого, одухотворённого чувства к женщине, страстно полюбил её и признался в этом. Когда Евгений Базаров заразился тифом, последним его желанием перед смертью было желание увидеть Одинцову. Это желание сбылось.

4
Иван Васильевич, герой рассказа Л.Н.Толстого «После бала», влюблён в Вареньку и на балу восхищён ею и её отцом-полковником. После бала молодой человек увидел, как наказывали солдата – проводили сквозь строй солдат, и каждый ударял его. Руководил отец Вареньки. Вместо нежно любящего отца и добродушного полковника главный герой увидел безжалостного мучителя. Всё это настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к девушке исчезли.

5
О всепоглощающей силе любви повествует нам писатель А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет». В день именин княгиня Вера Шеина получила от неизвестного поклонника в подарок гранатовый браслет. Этим поклонником был скромный чиновник Георгий Желтков, который после разговора с князем не мог представить себе жизни без неё. Он написал прощальное письмо, в котором извинился перед княгиней и попросил послушать «Аппассионату» Бетховена. Затем он застрелился. Княгиня, узнав о смерти Г.С.Ж., захотела посмотреть на человека, который столько лет безответно любил её. Слушая музыку, она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Княгиня сказала пианистке, что он простил её.

***
Кроме опубликованных на нашем форуме кратких сведений о произведениях, одной из главных тем которых является ТЕМА ЛЮБВИ, в качестве аргументов Вы можете привлечь содержание ещё некоторых классических произведений, изучаемых в школе, например, роман Л.Н.Толстого «Война и мир», И.А.Бунин «Лёгкое дыхание», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.
 
Уважаемые старшеклассники!
Мы продолжаем публиковать литературный материал для аргументов к сочинению по русскому языку. Считаем, что содержание конкретного произведения с элементами цитирования принесёт ученику больше пользы, нежели общие аналитические фразы.
Обратите внимание на выделенные тёмным шрифтом слова. Они помогут Вам выразить свои мысли по поводу ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ХАРАКТЕРА.

Обратите внимание на мудрые мысли.

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. (Писатель, историк Н.М. Карамзин)
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.(Французский литератор и философ К.А.Гельвеций.

Рассказ А.Н.Толстого «Русский характер» (1944г.)

Немного об авторе
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Романы:
Гиперболоид инженера Гарина
Хождение по мукам
Пётр Первый
и др.
Повести и рассказы:
Граф Калиостро
Детство Никиты
Аэлита
Русский характер
и др.
Сказки:
Русалочьи сказки
Золотой ключик, или Приключения Буратино
и др.
***
Краткое содержание рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»

Русский характер -… название многозначительное.
Рассказчик Иван Сударев рассуждает о жизни людей на фронте:

Цитата
…вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро. Разумеется – у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем.

Иван Сударев знакомит читателя с участником Великой Отечественной войны – танкистом Егором Дрёмовым. Во время Курской битвы его танк был подбит снарядом и от второго снаряда загорелся. В госпитале ему сделали несколько пластических операций. Он взглянул на своё лицо и не узнал себя.
Дрёмов решил вернуться в полк.

Цитата
- Но вы же инвалид, - сказал генерал.
- Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью.

Перед возвращением в полк он получил отпуск и поехал домой. Когда он увидел мать, понял, что невозможно её испугать, и представился лейтенантом Громовым. Мать не узнала его голоса. Он стал рассказывать про её сына. Так ему хотелось сказать: да признайте же вы меня, урода. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.
За ужином Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Когда прибежала его невеста и взглянула на него, «её будто слегка ударили в грудь, она … откинулась, испугалась».
Егор решил так – «пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, - эту занозу он из сердца вырвет».
Вскоре от матери пришло письмо, в котором она призналась, что ей показалось, будто приезжал сын. Спустя некоторое время в часть приехали две женщины.

Цитата
- Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого…
- Егор, я с вами собралась жить навек. Я буду любить верно, очень буду любить… Не отсылайте меня…


Цитата
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота.

2. Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека» (1957 г.)

Немного о писателе
Михаил Александрович Шо́лохов (1905-1984) — советский писатель и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г.) - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Классик русской литературы.
Произведения:
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
и др.
***
Краткое содержание рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

В первую послевоенную весну автору пришлось ехать в одну из станиц на Верхнем Дону. Он подъехал к переправе и вскоре увидел на дороге мужчину, который вел за руку мальчика лет пяти-шести.

Цитата
Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

Перед читателем история жизни этого мужчины.
Свою жизнь он называет обыкновенной. В Гражданскую войну был в Красной Армии. Родители и сестра умерли от голода. Работал на заводе слесарем, женился, был счастлив. Трое детей учились на «отлично». Старший был гордостью отца - оказался способным к математике.
Началась Великая Отечественная война. Когда прощались, Андрей Соколов оттолкнул жену, которая предчувствовала, что они больше не встретятся.

Цитата
Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах.

Соколов два раза был ранен. Возил снаряды. Попал в плен. Необходимо было доставить на батарею снаряды. В пути он попал под бомбёжку и его контузило. В колонне пленных он шёл из последних сил. В Германии работал в каменном карьере.

Цитата
Норма – четыре кубометра в день на душу, заметь, на такую душу, какая и без этого чуть-чуть, на одной ниточке, в теле держалась.

После дождя пленным даже обсушиться было негде, и вечером еды не полагалось.

Цитата
Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас одного кубометра через глаза хватит.

Кто-то из своих донёс эти слова коменданту лагеря Мюллеру, который вызвал Андрея Соколова. Не стал Андрей пить за победу немецкого оружия, а за свою погибель выпил, не закусывая даже после второго стакана.

Цитата
Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что меня есть свой, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

Комендант Мюллер назвал Соколова настоящим русским солдатом, храбрым солдатом и выразил уважение к достойному противнику. Неожиданно подал ему буханку хлеба и кусок сала. Мало досталось каждому, «однако поделили без обиды».
Потом пришлось Андрею Соколову возить немца-инженера. Однажды решил он бежать и прихватил с собой немца.

Цитата
…но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую её и дышать мне нечем…

В госпитале получил он письмо о гибели жены и дочек. Бомбили авиазавод. От их дома и следа не осталось, только глубокая яма…

Цитата
Цитата
Не дай Бог никому таких писем получать!

Съездил он домой, в Воронеж.

Цитата
Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток! Постоял, поскорбел душою… И часу оставаться там не мог…

Нашёлся сын Анатолий, который был на фронте. Но 9 мая, в День Победы, убил его сына немецкий снайпер.
После войны работал Андрей Соколов шофёром. Однажды он увидел около чайной мальчишку-беспризорника.

Цитата
…грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём, спешу из рейса поскорее его увидеть.
Отец мальчика погиб на войне, мать – во время бомбёжки. Остался Ванюша сиротой.


Цитата
Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло.

Однажды Андрей Соколов спросил мальчика, кто он такой, и сказал, что он его отец.

Цитата
Боже мой, что тут произошло! кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит…: Папка родненький! Я знал, что ты меня найдёшь!...» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся…

Однажды в ноябре в грязь машину занесло, и Андрей случайно сбил корову. Хотя корова осталась жива, шоферскую книжку у него отобрали. Потом его пригласил один сослуживец. Вот отец с сыном и идут в эту местность.

Заканчивает свой рассказ Андрей Соколов опасениями по поводу разболевшегося сердца. Он боится, что когда-нибудь во сне помрёт и напугает своего сынишку. Ночью его мучают кошмары. Он видит своих родных, а себя – за колючей проволокой. Днём он всегда крепко себя держит, а ночью проснётся, и «вся подушка мокрая от слёз».

Цитата
Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твёрдую руку:
- Прощай, браток, счастливо тебе!


Цитата
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его родина.

Данную тему мы продолжим на следующих страницах.
 
Дорогие ребята!
Загляните на страницу форума – Синтаксис и пунктуация.http://egeteka.ru/forum/messages/forum1/topic185/message2533/index.php#message2533
Предлагаются тестовые задания, составленные по тексту повести В.Закруткина «Матерь человеческая».
Двойная польза: будете знать содержание повести для сочинения на ЕГЭ(ГИА) и потренируетесь в умении видеть синтаксические единицы:
- обособленные члены предложения
- уточняющие члены предложения
- однородные и неоднородные определения
- вводные слова
и т.д.
Тренироваться можно учащимся не только 11 класса, но 9 и 8 классов. К концу 8 класса эта тема будет уже изучена.
Пусть наш материал и Ваше старание принесут Вам на экзаменах успех!
 
Дорогие старшеклассники!

Может быть, Вам помогут материалы темы, которую мы открыли на форуме, - «Клише» для сочинения по русскому языку. http://egeteka.ru/forum/forum38/
 
Здравствуйте, дорогие девушки и юноши!

Мы решили найти в Интернете фразы со словами «проблема » и « культура ».
Вот наш результат. Возможно, эти конструкции помогут Вам сформулировать название проблемы, заданной в тексте; расширят Ваш кругозор частных проблем, исходящих от слова «культура».

Проблема русской культуры
Проблема сохранения культурной среды
Проблема культуры народа
Проблема культуры в современном обществе
Проблема культуры речи
Проблемы культуры языка
Вопрос охраны культурного наследия
Проблема отношения к культуре в России
Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения
Проблемы российской культуры и их преодоление
Проблемы культуры в глобализирующемся мире
Рекламная культура
Проблема культурных потребностей молодёжи в условиях современных изменений в России
Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи
Проблемы культуры молодежной речи
Проблемы культуры общения в спорте
Проблемы культуры обслуживания читателей
Основные проблемы культуры речи в СМИ
Речевая культура журналиста
Культура поведения во время спора
Культура общения
Проблема культуры здоровья
Проблема культуры труда
Проблема культуры татарской речи в условиях активного двуязычия.
Проблемы культуры деловых отношений
Проблема культуры молодых городов
Культура народов Якутии
Проблемы современной массовой культуры
***
Представляем Вам литературные аргументы на темы:
КУЛЬТУРА
БЕСКУЛЬТУРЬЕ
1.
В комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» показаны два мира: мир поместных дворян-невежд, мир бескультурья и «злонравия», и дворян культурных, просвещённых, мир благонравия. Помещица Простакова, её муж, сын Митрофан, Скотинин не могут понять Стародума, Правдина и Милона.
Бескультурье, непросвещённость, грубость лексики, лень, склонность к пустым занятиям – таковы характерные черты представителей старого и молодого поколения Простаковых.
На примере этой семьи читатель убеждается, что невежество и бескультурье способны прогрессировать от поколения к поколению.
По Стародуму, есть три разновидности людей: просвещённый умница; непросвещённый, но обладающий душой; непросвещённый и лишённый души. Митрофан, Простакова и Скотинин принадлежат к последней разновидности.
Фонвизин считает, что невежество, непросвещённость, неразвитость ума, невоспитанность и грубость чувств могут стать источниками погибели человеческой.
2.
Беспокойство по поводу явлений, происходящих в национальной культуре в первой четверти ХIХ века, выразил в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедов.
Главный герой комедии Чацкий Александр Андреевич резко высмеивает стремление московских дворян подражать всему иностранному. Дворяне набирают «учителей полки числом поболе, ценою подешевле». Но их не интересует качество образования. Занятия в школах, лицеях и гимназиях представители фамусовского общества считают бесполезной тратой времени. По мнению Скалозуба, учение по книгам вовсе надо прекратить.
Фамусов сравнивает книги со злом, которое надо «пресечь и сжечь». Старуха Хлёстова в своих речах выражает полное недоумение по поводу «пансионов, школ, лицеев».
Преклоняясь перед французской культурой, московское барство к родной культуре и языку относится с презрением. Даже общаются в основном на французском языке, забывая свой родной. В одном из монологов Чацкий говорит, что «французик из Бордо», приехавший в Москву, не нашёл здесь «ни звука русского, ни русского лица».
3.
Основное внимание в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» уделено разоблачению помещиков-крепостников и чиновничества. Автор показывает их невежество, бескультурье, отсутствие духовных запросов и высоких побуждений. Круг интересов их ограничен и примитивен.
Например, помещик Манилов любил собирать кучки трубочного пепла.
Хотя Манилов по своим душевным качествам, по уровню образования стоит выше других помещиков, «в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».
Общей чертой чиновничества является невысокий уровень культуры и образованности. Границы их читательского кругозора простираются от Карамзина до «Людмилы» Жуковского и «Московских ведомостей», но многие «даже и совсем не читали», как иронично замечает автор.
4.
О культурном уровне представителей купеческого мира второй половины ХIХ века современный читатель может узнать в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Драматург обличает косность нравов провинциального купечества, их невежество и бескультурье.
Вести из внешнего мира в город Калинов доходят от странников. Купчиха Марфа Кабанова слушает с интересом рассказы странницы Феклуши о людях с песьими головами, о том, что «Литва с неба упала», и верит им. Купец Дикой в разговоре с механиком-самоучкой Кулигиным не способен понять, что такое солнечные часы и громоотвод.
5.
Читая роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», мы можем наблюдать за культурой спора между дворянином-аристократом Кирсановым П.П. и разночинцем Евгением Базаровым.
Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии. В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. В соответствии с замыслом писателя участниками спора двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Поведение Базарова учит принципиальности в идеологическом споре и мастерству его проведения.
Несмотря на свои симпатии по отношению к дворянству, И.Тургенев в сценах спора показывает победу Евгения Базарова над Павлом Петровичем Кирсановым.
6.
В сказке «Дикий помещик» М.Е.Салтыков-Щедрин показал апогей как внутреннего, так и внешнего бескультурья представителя господствующего класса. С исчезновением крестьян помещик «оброс волосами, ногти у него стали, как железные». Он начал ходить на четвереньках, «утратил даже способность произносить членораздельно звуки».
До следующих встреч!
 
Уважаемые школьники!
Если Вам нужны СОЧИНЕНИЯ по русскому языку, загляните на страницу
http://www.egeteka.ru/forum/messages/forum35/topic158/message2790/#message2790 от 05.01.2014.
 
Здравствуйте, дорогие ребята!

Публикуем литературные материалы на тему ЧЕСТЬ = (ЧЕСТНОСТЬ, ДОСТОИНСТВО. БЛАГОРОДСТВО, ПОРЯДОЧНОСТЬ)

Существует много понятий чести. Например, воинская честь, рыцарская честь, честь офицера, дворянская честь, честное купеческое слово, рабочая честь, девичья честь, профессиональная честь. А ещё есть честь школы, честь города, честь страны.
Некоторые частные проблемные вопросы, которые могут встретиться в текстах:
В чём заключается суть этих видов чести?
Можно ли считать какую-либо честь самой главной, важной?
Что нужно, чтобы беречь честь смолоду?
Честь: бремя или благо?
Можно ли запятнать "честь мундира"?

Что такое «поле чести»? Что защищают на этом поле?
Что такое суд «кадетской чести»? Каким может быть его приговор?
Современно ли сегодня слово «честь»?

1.Петр Гринёв. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Честь, совесть и достоинство для Петра Гринёва, главного героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», были главными принципами его жизни. Он всегда помнил наказ отца: «Береги честь смолоду».
Гринёв посвятил Маше Мироновой любовные стихи. Когда Алексей Швабрин оскорбил Машу, сказав Гринёву, что она девушка лёгкого поведения, Пётр вызвал его на дуэль.
После игры с Зуриным Гринев должен был отдать долг. Когда Савельич пытался его остановить, Петр нагрубил ему. Вскоре он раскаялся и попросил прощения у Савельича.
Во время присяги Пугачеву Пётр Гринев не признал в нём государя, так как присягал на верность императрице. Воинский долг и человеческая совесть для него – самое главное в жизни.


2.Николай Ростов. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
В Павлоградском полку у эскадронного командира Василия Денисова, потерялся кошелёк. Николай Ростов понял, что нечестным оказался офицер Телянин. Ростов нашёл его в трактире и сказал, что деньги, которыми тот расплачивается, принадлежат Денисову. Когда Ростов услышал жалобные, отчаянные слова Телянина о родителях-стариках и его мольбу о прощении, он почувствовал радость, и в тоже мгновение ему стало жалко этого человека. Николай решил отдать ему эти деньги.
Ростов при других офицерах сказал полковому командиру Карлу Богдановичу Шуберту о том, что случилось. Командир ответил, что тот лжёт. Ростов считал, что нужно вызвать Богданыча на дуэль. Во время обсуждения офицеры говорили о чести Павлоградского полка, о том, что недопустимо «из-за одного негодяя весь полк осрамить». Николай Ростов обещал, что никто не узнает об этом случае. Офицер Телянин был исключён из полка.

3.Андрей Болконский. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
В 1805 году австрийская армия под командованием генерала Мака (Макка) потерпела поражение от Наполеона.
Князь Андрей увидел, как офицер Жерков решил пошутить над австрийскими генералами – союзниками России, сказав им: «Имею честь поздравить». «Он наклонил голову и… стал расшаркиваться то одной, то другой ногою».
Увидев такое поведение офицера русской армии, князь Андрей Болконский взволнованно проговорил: «Да ты пойми, что мы – или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела. Сорок тысяч человек погибло, и союзная нам армия уничтожена, а вы можете при этом шутить. Это простительно ничтожному мальчишке,… но не вам».

4.Николай Плужников. Повесть Б.Л.Васильева «В списках не значился».
Главный герой повести Бориса Васильева «В списках не значился» - это представитель поколения, которое первым приняло на себя удар фашистов.
Б.Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922 года. Лейтенант Николай Плужников прибыл в Брестскую крепость накануне войны. Он ещё не значился в документах части. Он мог продолжать воевать за пределами этого жуткого места, тем более, что в первые часы еще можно было пробраться в город. У Плужникова даже не было таких мыслей.
И Николай начинает войну. Еврейская девушка Мирра своими словами: «Ты Красная армия»,- укрепляет уверенность Плужникова в собственных силах, и теперь он уже не свернет со своего пути – защитника родной земли. Он станет одним из тех, кто наводил ужас на фашистов из «темных стреляющих подземелий». Он будет нести службу до последнего вздоха.
Николай Плужников – русский солдат, который вызвал своей стойкостью, отвагой уважение даже у врага. Когда лейтенант выходил из катакомб, немецкий офицер, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты чётко вскинули оружие. Враги отдавали Николаю Плужникову высшие воинские почести.
 
Здравствуйте, старшеклассники!
На странице http://www.egeteka.ru/learning/intensive_work/russiancase/1789/ начинаем публиковать учебный материал по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».
Учащиеся 10 и 11 кл. могут использовать его для самоподготовки к ЕГЭ, для написания сочинения по литературе.
Расположение учебного материала
1.Номер тома, части, главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
2.Тема, для которой можно использовать данный фрагмент
3.Вопрос к фрагменту
4.Фрагмент
К некоторым фрагментам есть комментарии в квадратных скобках.
Под знаком * дано лексическое значение слова.
В каждом фрагменте жирным шрифтом выделены опорные слова.
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА
1.Прочитайте тему, вопрос и фрагмент.
2.Используя опорные слова фрагмента и некоторые слова самого вопроса, составьте ответ на заданный вопрос.
Считаем, что фрагменты романа с выделенными жирным шрифтом опорными словами помогут вам правильно сформулировать аргумент к сочинению на ЕГЭ.
 
Здравствуйте, дорогие одиннадцатиклассники!
Завтра у вас испытание - зачётное сочинение, которое будет допуском к ЕГЭ. Я хочу вам хоть немного помочь.
Представленное здесь сочинение не претендует на совершенство. Количество слов в сочинении не подсчитано. Но я надеюсь, что мысли в сочинении помогут вам выразить своё отношение к заданной теме в соответствии со своим мировоззрением.
Удачи вам в написании декабрьского сочинения!!!
С уважением Помелова Галина Николаевна.
**
Русский характер… Как проявлялся характер русского человека перед лицом испытаний?
О русском характере, его загадочности, о том, как проявлялся он во время испытаний написано в русской литературе немало произведений. Эту тему раскрыли Л.Н.Толстой в романе «Война и мир», А.Н.Толстой в рассказе «Русский характер», Н.С.Лесков в сказе «Левша» и многие другие писатели.
О характере простого русского человека мы узнаём в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов любил свою семью, гордился детьми, умел трудиться, всегда хотел жить в мире. Довоенная жизнь для него была самым дорогим воспоминанием.
Испытания в его жизни начались с того момента, когда он во время ухода на фронт и расставания с женой, оттолкнул её. Он всегда жалел жену и не мог простить себе такого отношения. Эта боль, это внутреннее раскаяние, это тяжелейшее воспоминание всегда с ним.
С фронта он писал только о хорошем. Думал о родных, о том, что им тоже нелегко, о том, что у мужчины характер должен быть стойким. «На то он и мужчина, на то он и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», - так считает Андрей Соколов.
Солдатский долг – это главное в жизни мужчины. На войне Соколов был шофёром и подвозил снаряды к батарее. Когда командир спросил его, проскочит ли он, Андрей сказал, что и спрашивать об этом нечего было: там же товарищи погибают.
Не уронить достоинства даже в плену – такое стремление русского человека изображает писатель. В лагере военнопленные долбили камень. Голодные, вымокшие, ослабевшие люди должны были выполнить норму – четыре кубометра в день на человека. Андрей Соколов высказался об этом среди своих, и кто-то донёс на него. Когда немцы решили испытать его, принуждая выпить за победу Германии, он не стал этого делать. А за свою погибель выпил и даже без закуски. Захотелось ему показать, что хоть он и умирает от голода, но гордость и достоинство не потерял. Буханку хлеба и кусок сала, которые дал ему комендант, Андрей принёс товарищам, и еду разделили всем поровну, без обиды.
Находиться в плену - это стыд, позор для русского человека. Всегда стремиться к свободе - такое качество заложено в русском характере. Соколов пытался совершить побег. Он сам удивлялся, откуда у него, такого тощего, силы взялись: за сутки сорок километров пройти. Во время второго побега Андрей взял в плен немца-инженера, у которого он был шофёром. Материалы, которые были у немца, оказались ценными.
М.А.Шолохов показал читателям, как русский солдат, несмотря на недомогание, плохое здоровье, не думал о себе. Слабый, полуголодный, исхудавший, Андрей Соколов сразу попросился на фронт.
Вскоре он получил письмо о смерти семьи. В сорок втором году бомба попала как раз в их дом, который находился недалеко от авиазавода. Ужас был такой, что Андрей даже подумал: ведь он два года писал мертвым родственникам. Девятого мая погиб его сын Анатолий от пули немецкого снайпера. Остался Андрей Соколов без семьи.
После войны работал он шофёром и встретил мальчика-сироту, полюбил его, даже начал скучать по нему и однажды сказал ему, что он его отец. И мирное время для Андрея Соколова полно испытаний. Однажды в грязь машину занесло, и он случайно сбил корову. Она осталась жива, но шоферскую книжку у него забрали. И пришлось ему искать другую работу. Боится сейчас он только одного: не умереть во сне. Чтобы Ванюшка не стал снова сиротой.
Пройти через столько испытаний и не очерстветь душой, не потерять способности любить, заботиться не о себе, а о других - о таких качествах русского человека хочет сказать нам писатель М.А.Шолохов.
В характере русского человека заложена любовь – любовь к земле, семье, товарищам, ко всем, кому плохо. Достойно пройдя испытания, Андрей Соколов сохранил в себе это качество. Он оставался человеком в нечеловеческих условиях. Это очень трудно. Но он сумел.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)