ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Подготовка к ЕГЭ.
Сочинение по русскому языку.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) О КУЛЬТУРЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
Для написания АРГУМЕНТА и ВЫВОДА можно использовать ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ЦИТАТЫ) ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ.
Советы о том, как ввести цитату в качестве аргумента к сочинению-эссе по русскому языку.
1.Легче всего оформлять высказывания (цитаты) в виде предложения с прямой речью. Для этого необходимо знать высказывание наизусть.
2.Фрагменты лирических произведений, расположенных в соответствии со стихотворными строками, оформляются без кавычек.
3.Для того чтобы научиться оформлять частичное цитирование, советуем потренироваться, используя
- опорные слова, которые в высказывании выделены жирным шрифтом; если они приводятся дословно, их необходимо заключать в кавычки;
- сведения об авторе высказывания
- клише для оформления высказываний (для оформления предложения с косвенной речью)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чтобы ввести в сочинение высказывание (цитату) в качестве аргумента, используйте КЛИШЕ.
Вспоминаются (вспомним) слова (кого?) о том, что…
По словам … ,…
… (считал, говорил, писал, утверждал…), что
Обратимся к…
Можно привести высказывание … о том,…
Своё мнение могу подтвердить словами …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрите примеры интерпретации высказывания № 11 для аргументации (с использованием опорных слов)
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… (Д.С.Лихачёв)
Вспоминаются слова учёного-филолога и общественного деятеля ХХ века Д.С.Лихачёва о том, что язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
По словам учёного-филолога и общественного деятеля ХХ века Д.С.Лихачёва, язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
Учёный-филолог и общественный деятель ХХ века Д.С.Лихачёв писал о том, что язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
Обратимся к словам учёного-филолога и общественного деятеля ХХ века Д.С.Лихачёва, язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
Можно привести высказывание учёного-филолога и общественного деятеля ХХ века Д.С.Лихачёва о том, что язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
Своё мнение могу подтвердить словами учёного-филолога и общественного деятеля ХХ века Д.С.Лихачёва о том, что язык – это и часть общего поведения человека, и степень его интеллигентности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.
Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда больше нечего сказать. (И.К.Лафатер)
Лафатер Иоганн Каспар (1741-1801) – швейцарский писатель, богослов и поэт.
Труды:
Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви
и др.
Сборники стихов:
Швейцарские песни
Двести христианских песен
Поэзия
и др.
Понтий Пилат, или Маленькая библия (роман)
и др.
2.
Но коли речь не можешь устеречь, так пусть добром твоя блистает речь. (Ибн Сина).
Авиценна (ибн Сина) (980-1037) – средневековый персидский учёный, философ и врач. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки.
Труды:
Канон врачебной науки
Лекарственные средства
О пользе и вреде вина
Поэма о медицине
Трактат о пульсе
Трактат о сексуальной силе
и др.
Трактат о любви
Трактат о птицах
Книга исцеления
Книга знания
Книга спасения
и др.
3.
Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять. (Квинтилиан).
Квинтилиан Марк Фабий (ок.36-96 гг. до н.э.) – древнеримский ритор (учитель красноречия).
Труды:
Двенадцать книг риторических наставлений
Образование оратора
и др.
4.
Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки. (Квинтилиан)
5.
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. (Вольтер)
Вольтéр (1694-1778) – один из крупнейших французских философов-просветителей ХVIII века, поэт, историк.
Труды:
Драматургия:
Эдип
Брут
Семирамида
Смерть Цезаря
и др.
Проза
Микромегас
Сказка о вавилонской принцессе
и др.
6.
Красивые выражения украшают красивую речь и сохраняют ее. (В.Гюго)
Гюгό Виктόр Марú (1802-1885) – французский писатель.
Сочинения:
Поэзия
Оды
Осенние листья
Искусство быть дедом
Все струны лиры
и др.
Драматургия
Кромвель
Король забавляется
Мария Тюдор
и др.
Романы
Собор Парижской Богоматери
Отверженные
Человек, который смеётся
Девяносто третий год
и др.
7.
От полноты мысли зависит богатство речи. (В.Гюго)
8.
Где мало слов, там вес они имеют. (В.Шекспир)
Шекспир Уильям (Вильям) (1564-1616) – английский поэт и драматург.
Произведения:
Гамлет
Король Лир
Отелло
Макбет
Ромео и Джульетта
Венера и Адонис
Сон в летнюю ночь
Много шума из ничего
и др.
9.
Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух. (Ж.Э.Ренан)
Ренан Жозеф Эрнест (1823-1892) – французский писатель, историк и филолог.
Произведения:
История происхождения христианства
История израильского народа
и др.
10.
В борьбе идей позволительна резкость суждений, но вполне недозволительна грубость выражения. ( Г. В. Плеханов)
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) - философ, общественный деятель.
Сочинения:
Социализм и политическая борьба
О материалистическом понимании истории
К вопросу о роли личности в истории
За 20 лет
Критика наших критиков
и др.
11.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности… (Д.С.Лихачёв)
Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.
Труды:
Человек в литературе Древней Руси».
Поэтика древнерусской литературы».
Художественное наследие Древней Руси и современность
„Слово о полку Игореве“ и культура его времени
Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем».(соавтор Н. Г. Самвелян)
Я вспоминаю
Книга беспокойств
Раздумья
Об интеллигенции
Письма о добром и прекрасном
и др.
12.
Важнейший способ узнать человека… – прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает. (Д.С. Лихачев)
13.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянию среды, если она затягивает. (Д.С.Лихачёв).
14.
Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело. (Д. С. Лихачев)
15.
Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает! Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык… Язык каждого человека – это его мировоззрение и поведение. И если вы хотите быть по-настоящему образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно, экономно. (Д.С.Лихачёв)
Продолжение следует...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1».
Автор-составитель - учитель русского языка и литературы, автор-разработчик сайта «Егэтека» Помелова Галина Николаевна.
Подробные инструкции как воспользоваться сборником здесь или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу sunapgn@mail.ru
Назад в раздел