Вариант 2
|
Подготовительный этап
Тренировочные тестовые задания данного варианта развивают умение определять один из способов подчинительной связи в словосочетании – примыкание - и отличать этот способ от других: согласования и управления.
І. Чтобы правильно выполнить тесты этого варианта, прочитайте теоретические сведения.
Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: любить животных, дождь или снег. По характеру связи между словами словосочетания делятся на ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ и СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ. В сочинительных словосочетаниях объединяются равноправные слова: нет главных и зависимых слов. Нельзя задать вопрос от одного слова к другому: ясно и выразительно, книги и журналы, гудит и воет. В подчинительных словосочетаниях одно слово является главным (от него задаётся вопрос), а другое слово – зависимым, например: осенний ← (какой?) ← ветер звучит → (как?) → однообразно воздействовать → (на кого?) → на читателя
Существуют способы подчинительной связи: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, ПРИМЫКАНИЕ.
СОГЛАСОВАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. изменяем главное слово - изменяется и зависимое: солнечный день - солнечного дня - солнечные дни; мои сверстники – моих сверстников – мой сверстник; три экзамена – трёх экзаменов – о трёх экзаменах.
Распространены следующие словосочетания, в которых слова связаны с помощью согласования:
прилагательное + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: доблестный ветеран причастие + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: осыпающаяся листва местоимение + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: все страны числительное + СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: первая глава
УПРАВЛЕНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже, т.е. изменяем главное слово – зависимое слово остаётся в форме одного падежа: отзывчивость людей - отзывчивостью людей - отзывчивости людей; разобрать словосочетание – разбирать словосочетание – разберёшь словосочетание – разбирая словосочетание; позаботившись о родителях – позаботиться о родителях – позаботился о родителях – позаботившийся о родителях.
Распространены следующие словосочетания, в которых слова связаны с помощью управления:
ГЛАГОЛ + существительное: преодолевать препятствия ГЛАГОЛ + существительное с предлогом: присутствовать на собрании ГЛАГОЛ + местоимение: не зависит ни от кого ДЕЕПРИЧАСТИЕ + существительное: не жалея сил ПРИЧАСТИЕ + существительное: закончившие работу ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ + существительное: верный слову СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ + существительное: владение речью
ПРИМЫКАНИЕ – такой способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив) связано с главным по смыслу: очень ← (в какой степени?) ← милый; сказал →(как? что делая?) → волнуясь; начал → (что делать?) → готовиться
Распространены следующие словосочетания, в которых слова связаны с помощью примыкания:
ГЛАГОЛ + наречие: относиться дружественно Наречие + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: слишком сложные Наречие + НАРЕЧИЕ: слишком громко ГЛАГОЛ + инфинитив: просили рассказать
ІІ. Напоминаем порядок разбора подчинительного словосочетания.
1.Найти главное слово (от которого задаётся вопрос); 2.Указать, какой частью речи является главное слово; 3.Найти зависимое слово (к которому задаётся вопрос); 4.Указать, какой частью речи является зависимое слово (определение части речи можно понять по вопросу, который задаём к зависимому слову) 5.Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
ІІІ. Рассмотрите примеры тестовых вопросов данного варианта с готовым ответом ( * ). (Главное слово выделено жирным шрифтом).
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ОДЕНЕШЬСЯ ПОТЕПЛЕЕ.
управление согласование примыкание *
Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ ПРОФЕССИЮ.
управление согласование * примыкание
Желаем правильных ответов в развитии умения определять способ связи в подчинительном словосочетании! Пройти тест для самопроверки Вариант 1 | Описание курса | Вариант 3 |