Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 3


Подготовительный этап

Тренировочные тестовые задания курса «Односоставные предложения» развивают умение различать виды односоставных предложений и видеть их в сложных предложениях.

І. Чтобы правильно выполнить тесты данного варианта, прочитайте теоретические сведения.

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причём оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения.

В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена:

  • подлежащего – сказуемое отсутствует,
  • сказуемого – подлежащее отсутствует.

Причём второй главный член предложения не нужен для смысла предложения.

По форме главного члена односоставные предложения делятся на 2 основные группы:

  • с главным членом – сказуемым
  • с главным членом – подлежащим.

***

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:

  • определённо-личные
  • неопределённо-личные
  • безличные

Односоставные предложения с главным членом – подлежащим:

  • назывные

***

Определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (я, ты; мы, вы) изъявительного и повелительного наклонения.

Например,

Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цветиком. (Н.Некрасов).

Назовите это стихотворение сказкой, повестию, поэмой или вовсе никак не называйте, издайте его в двух песнях, или только в одной, с предисловием или без; отдаю вам его в полное распоряжение. (А.Пушкин. Письмо Н.И.Гнедичу).

***

Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (они) в настоящем, будущем и прошедшем времени.

Например,

Ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют. (М.Горький).

Пшеница – элитная пища, ею кормили спортсменов во время Олимпиад.

***

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Такие предложения называют обобщённо-личными.

Например:

Честь солдата береги свято. (Посл.).

В чужом доме не указывают. (Посл.)

***

Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

Простое глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:

  • безличным глаголом: На улице вечереет.
  • безличной формой личного глагола: Пахнет сеном над лугами. (Майков).
  • возвратным глаголом в безличном значении: Мне не спится.
  • безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях: Герасима уже не было на дворе. (И.Тургенев)
  • словом (неизменяемой глагольной формой) НЕТ: Без труда нет отдыха. (Посл.).

  • неопределённой формой глагола (инфинитивом): Вам не видать таких сражений. (М.Лермонтов).

Составное глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:

  • безличным вспомогательным глаголом + неопределённая форма глагола: Над вашим предложением стоит подумать. Спать ему не хотелось.

Составное именное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:

  • глаголом-связкой (может и отсутствовать) + именная часть (наречие, слово состояния или краткое страдательное причастие). В этот час было совсем тихо. (Л.Толстой). В избе жарко натоплено. (А.Чехов). В лесу тихо. Мне грустно.

***

Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (А.Яшин).

С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов).

ІІ.Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 3 (с готовым ответом - *).

Укажите неопределённо-личное предложение.

Остро пахло травой. (Д.Гранин).

В голубом лунном свете эти места поражали ширью и первозданной красотой. (Е.Пермитин).

В Мюнхенской академии меня носили на руках. (А.Толстой). *

Желаем удачи в работе над данной темой!

***

Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.


 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 2 | Описание курса | Вариант 4 
   


...

Форум




              
			  
Здравствуйте, автолюбители! Ищете опытный автосервис, который специализируется на ремонте...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...