Вариант 2
|
Подготовительный этап
Тренировочные тестовые задания курса «Односоставные предложения» развивают умение различать виды односоставных предложений и видеть их в сложных предложениях.
І. Чтобы правильно выполнить тесты данного варианта, прочитайте теоретические сведения.
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причём оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена:
Причём второй главный член предложения не нужен для смысла предложения. По форме главного члена односоставные предложения делятся на 2 основные группы:
________________________________________________________________
Односоставные предложения с главным членом – сказуемым:
Односоставные предложения с главным членом – подлежащим:
_________________________________________________________________
Определённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (я, ты; мы, вы) изъявительного и повелительного наклонения. Например, Брожу по рощам, по лугу, любуюсь каждым цветиком. (Н.Некрасов). Назовите это стихотворение сказкой, повестию, поэмой или вовсе никак не называйте, издайте его в двух песнях, или только в одной, с предисловием или без; отдаю вам его в полное распоряжение. (А.Пушкин. Письмо Н.И.Гнедичу).
_________________________________________________________________
Неопределённо-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа (они) в настоящем, будущем и прошедшем времени. Например, Ни сказок о вас не расскажут, ни песен о вас не споют. (М.Горький). Пшеница – элитная пища, ею кормили спортсменов во время Олимпиад.
_________________________________________________________________
Определённо-личные и неопределённо-личные предложения могут иметь значение обобщённого лица, т.е. указывать на то, что действие производится всеми, любым лицом. Такие предложения называют обобщённо-личными. Например: Честь солдата береги свято. (Посл.). В чужом доме не указывают. (Посл.)
______________________________________________________________
Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.
Простое глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующими способами:
Составное глагольное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:
Составное именное сказуемое в безличном предложении выражается следующим способом:
______________________________________________________________
Назывные предложения – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее: Лес. Палатка. Плеск речной волны. (А.Яшин). С частицами вот, вон назывные предложения приобретают указательное значение: Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов).
ІІ.Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 2 (с готовым ответом - *).
Определите вид односоставного предложения.
О, какая суровая, какая длинная зима! (А.Чехов).
назывное * безличное неопределённо-личное определённо-личное
Желаем удачи в работе над данной темой!
______________________________________________________________
Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:
1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003. 2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985. 3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл. 4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. 5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008. 6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994. 7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000. 8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005. 9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999. 10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005. Пройти тест для самопроверки Вариант 1 | Описание курса | Вариант 3 |