Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 5


Подготовительный этап

І. Прочитайте информацию.

По строению и значению сложноподчинённых предложений различаются следующие виды придаточных:

1.изъяснительные

2.определительные

3.обстоятельственные

  • места
  • времени
  • причины
  • условия
  • цели
  • образа действия и степени
  • сравнительные (сравнения)
  • уступки
  • следствия

ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ

  • отвечают на падежные вопросы

  • прикрепляются к главной части с помощью

- союзов: что, как, будто, чтобы

- союзных слов: кто, что, как

- частицы в роли союза: ли

Люди давно заметили, что леса на Земле быстро исчезают. (В.Чивилихин).

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

  • отвечают на вопрос: какой?
  • прикрепляются с помощью союзных слов: который, какой, что, кто, куда, где, когда

Учёные всего мира приходят к общему твёрдому выводу, что сокращение лесов опасно. (В.Чивилихин).

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны.

Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Толстой).

К определительным придаточным близки местоимённо-определительные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, каждый, весь и др., например: (Кто ищет),[тот всегда найдёт]. (В.Лебедев-Кумач).

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА

  • отвечают на вопрос: где? куда? откуда?
  • прикрепляются с помощью союзных слов: где, куда, откуда.

Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов).

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ

  • отвечают на вопрос: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
  • присоединяются с помощью простых союзов и составных союзов: когда, едва, пока, прежде чем, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор как

Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (Е.Осетров).

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ

  • отвечают на вопрос: почему? отчего?
  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: потому что, так как, ибо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что

В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ

  • отвечают на вопрос: при каком условии?
  • прикрепляются с помощью союзов: если, когда, раз, коли, ежели.

Если я решу посадить около дома, к примеру, три берёзки, то, значит, со временем село украсится тремя могучими берёзами. (В.Солоухин).

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ

  • отвечают на вопрос: зачем? для чего? с какой целью?
  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.

Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. (Л.Толстой).

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯИ СТЕПЕНИ

  • отвечают на вопрос: как? каким образом? в какой степени?
  • прикрепляются с помощью союзов и союзных слов: как, насколько, что, чтобы.

Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. (К.Паустовский).

Лес иногда бывает так густ, что сквозь ветви его совершенно не видно неба. (В.Арсеньев).

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (СРАВНЕНИЯ)

  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем - тем и др.

Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий… (В.Распутин).

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ

  • отвечают на вопрос: несмотря на что? вопреки чему?
  • прикрепляются с помощью

- простых и составных союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть

- союзными словами с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни и др.

хотя И.И.Мечников был удостоен многих наград, он остался равнодушным к почестям. (М.Яровинский).

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

  • отвечают на вопрос: что из этого следует?
  • прикрепляются с помощью союза так что

Новаторство А.П.Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл. (По А.И.Ревякину).

ІІ. Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 5 с готовым ответом ( * ).

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

Кто, кроме охотника, испытал, как отрадно бродить на заре по кустам? (И.Тургенев).

Красив тот, кто красиво поступает. (Посл.).

Когда юные читатели этих рассказов вырастут, они тоже будут вспоминать своё детство и, может быть, напишут о нём. (По В.Солоухину). *

Желаем удачи в определении видов придаточных предложений!

***

Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.

2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.

3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.

4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.

6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.

7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.

8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.

9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.

10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.


 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 4 | Описание курса | Придаточные причины 
   


...

Форум




              
			  
Полностью разделяю Ваше мнение. В этом что-то есть и это...
МОГУЧАЯ СИЛА МУЗЫКИ. ПО Д.КАБАЛЕВСКОМУ. Незадолго...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...
РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ. ПО А.НЕМИРОВСКОМУ. Жизнь была уже полна...