Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти   Регистрация

Вариант 4


Подготовительный этап

І. Прочитайте информацию.
По строению и значению сложноподчинённых предложений различаются следующие виды придаточных:
1.изъяснительные
2.определительные
3.обстоятельственные
  • места
  • времени
  • причины
  • условия
  • цели
  • образа действия и степени
  • сравнительные (сравнения)
  • уступки
  • следствия
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
  • отвечают на падежные вопросы
  • прикрепляются к главной части с помощью
- союзов: что, как, будто, чтобы
- союзных слов: кто, что, как
- частицы в роли союза: ли

Люди давно заметили, что леса на Земле быстро исчезают. (В.Чивилихин).

ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
  • отвечают на вопрос: какой?
  • прикрепляются с помощью союзных слов: который, какой, что, кто, куда, где, когда
Учёные всего мира приходят к общему твёрдому выводу, что сокращение лесов опасно. (В.Чивилихин).
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны.
Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе.
(Л.Толстой).

К определительным придаточным близки местоимённо-определительные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, каждый, весь и др., например: (Кто ищет),[тот всегда найдёт]. (В.Лебедев-Кумач).

ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
  • отвечают на вопрос: где? куда? откуда?
  • прикрепляются с помощью союзных слов: где, куда, откуда.
Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов).

ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
  • отвечают на вопрос: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
  • присоединяются с помощью простых союзов и составных союзов: когда, едва, пока, прежде чем, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор как
Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (Е.Осетров).

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
  • отвечают на вопрос: почему? отчего?
  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: потому что, так как, ибо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что
В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания.

ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
  • отвечают на вопрос: при каком условии?
  • прикрепляются с помощью союзов: если, когда, раз, коли, ежели.
Если я решу посадить около дома, к примеру, три берёзки, то, значит, со временем село украсится тремя могучими берёзами. (В.Солоухин).

ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
  • отвечают на вопрос: зачем? для чего? с какой целью?
  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.
Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. (Л.Толстой).

ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ
  • отвечают на вопрос: как? каким образом? в какой степени?
  • прикрепляются с помощью союзов и союзных слов: как, насколько, что, чтобы.
Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. (К.Паустовский).
Лес иногда бывает так густ, что сквозь ветви его совершенно не видно неба. (В.Арсеньев).

ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (СРАВНЕНИЯ)
  • прикрепляются с помощью простых и составных союзов: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем - тем и др.
Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий… (В.Распутин).

ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ
  • отвечают на вопрос: несмотря на что? вопреки чему?
  • прикрепляются с помощью
- простых и составных союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть
- союзными словами с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни и др.
хотя И.И.Мечников был удостоен многих наград, он остался равнодушным к почестям. (М.Яровинский).

ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ

  • отвечают на вопрос: что из этого следует?
  • прикрепляются с помощью союза так что
Новаторство А.П.Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл. (По А.И.Ревякину).

ІІ. Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 4 с готовым ответом ( * ).
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1.Понял я в минуту эту, как  высоко родство труда. (В.Яковенко).
2.Учёные прочитывают сотни и тысячи книг, чтобы установить, выявить, оценить интересующий их факт. (А.Сахаров, С.Троицкий).
3.В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания. *

Желаем удачи в определении видов придаточных предложений!

***
Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:

1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.
2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.
3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.
4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.
6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.
7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.
8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.
10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.

 Пройти тест для самопроверки


 Вариант 3 | Описание курса | Вариант 5 
   


...

Форум




              
			  
Полностью разделяю Ваше мнение. В этом что-то есть и это...
МОГУЧАЯ СИЛА МУЗЫКИ. ПО Д.КАБАЛЕВСКОМУ. Незадолго...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв. Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ. Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»   Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
Попробую также;)...
РОЖДЕНИЕ МУЗЫКИ. ПО А.НЕМИРОВСКОМУ. Жизнь была уже полна...