|
Вариант 5
|
Подготовительный этап
І. Прочитайте информацию.
По строению и значению сложноподчинённых предложений различаются следующие виды придаточных:
1.изъяснительные
2.определительные
3.обстоятельственные
- места
- времени
- причины
- условия
- цели
- образа действия и степени
- сравнительные (сравнения)
- уступки
- следствия
ПРИДАТОЧНЫЕ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ
- отвечают на падежные вопросы
- прикрепляются к главной части с помощью
- союзов: что, как, будто, чтобы
- союзных слов: кто, что, как
- частицы в роли союза: ли
Люди давно заметили, что леса на Земле быстро исчезают. (В.Чивилихин).
ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
- отвечают на вопрос: какой?
- прикрепляются с помощью союзных слов: который, какой, что, кто, куда, где, когда
Учёные всего мира приходят к общему твёрдому выводу, что сокращение лесов опасно. (В.Чивилихин).
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он учил грамоте крестьянских детей Ясной Поляны.
Был тот особенный вечер, какой бывает только на Кавказе. (Л.Толстой).
К определительным придаточным близки местоимённо-определительные, относящиеся не к существительным, а к местоимениям тот, каждый, весь и др., например: (Кто ищет),[тот всегда найдёт]. (В.Лебедев-Кумач).
ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
- отвечают на вопрос: где? куда? откуда?
- прикрепляются с помощью союзных слов: где, куда, откуда.
Там, где растёт можжевельник, зимою обычно держатся тетерева. (И.Соколов-Микитов).
ПРИДАТОЧНЫЕ ВРЕМЕНИ
- отвечают на вопрос: когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
- присоединяются с помощью простых союзов и составных союзов: когда, едва, пока, прежде чем, как только, в то время как, с тех пор как, до тех пор как
Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. (Е.Осетров).
ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИНЫ
- отвечают на вопрос: почему? отчего?
- прикрепляются с помощью простых и составных союзов: потому что, так как, ибо, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что
В Яснополянской школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, потому что Л.Толстой был противником каких-либо строгих рамок и правил в деле воспитания и преподавания.
ПРИДАТОЧНЫЕ УСЛОВИЯ
- отвечают на вопрос: при каком условии?
- прикрепляются с помощью союзов: если, когда, раз, коли, ежели.
Если я решу посадить около дома, к примеру, три берёзки, то, значит, со временем село украсится тремя могучими берёзами. (В.Солоухин).
ПРИДАТОЧНЫЕ ЦЕЛИ
- отвечают на вопрос: зачем? для чего? с какой целью?
- прикрепляются с помощью простых и составных союзов: чтобы(чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и др.
Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. (Л.Толстой).
ПРИДАТОЧНЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ И СТЕПЕНИ
- отвечают на вопрос: как? каким образом? в какой степени?
- прикрепляются с помощью союзов и союзных слов: как, насколько, что, чтобы.
Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. (К.Паустовский).
Лес иногда бывает так густ, что сквозь ветви его совершенно не видно неба. (В.Арсеньев).
ПРИДАТОЧНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ (СРАВНЕНИЯ)
- прикрепляются с помощью простых и составных союзов: как, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем - тем и др.
Редкое чувство приподнятости и одухотворённости испытываешь на Байкале, словно в виду вечности и совершенства и тебя коснулась тайная печать этих волшебных понятий… (В.Распутин).
ПРИДАТОЧНЫЕ УСТУПКИ
- отвечают на вопрос: несмотря на что? вопреки чему?
- простых и составных союзов: хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть
- союзными словами с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, куда ни, кто ни, сколько ни и др.
… хотя И.И.Мечников был удостоен многих наград, он остался равнодушным к почестям. (М.Яровинский).
ПРИДАТОЧНЫЕ СЛЕДСТВИЯ
- отвечают на вопрос: что из этого следует?
- прикрепляются с помощью союза так что
Новаторство А.П.Чехова проявилось в умении просто, точно и предельно кратко изображать правду обыденной жизни, так что за смешными мелочами быта, за анекдотическими ситуациями раскрывался глубокий смысл. (По А.И.Ревякину).
ІІ. Рассмотрите пример тестового вопроса варианта № 5 с готовым ответом ( * ).
Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1.Конечно, я был взволнован, когда впервые приступил к изучению древнерусских рукописей, хранящихся в московских архивах и библиотеках. (По Р.Пересветову).
2.Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (По И.Косолапову).
3.Мы не любили пафоса, очевидно, потому, что не умели его выражать. (К.Паустовский). *
Желаем удачи в определении видов придаточных предложений!
***
Для теоретического и практического учебного материала использованы следующие источники:
1.Розенталь Д.Э. Русский язык. Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.Дрофа, 2003.
2.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителя. Просвещение, 1985.
3.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-11 кл.
4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
5.Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростовн/Д: Легион, 2008.
6.Глебова Е. Русский язык. Учебник для 8-9 кл. ДЕКОМ, Нижний Новгород, 1994.
7.Войлова К.А., Канафьева А.В., Леденёва В.В. и др. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. Дрофа, 2000.
8.Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка. – М. Изд-во Эксмо, 2005.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Просвещение, 1999.
10.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2005.
Пройти тест для самопроверки
Вариант 4 |
Описание курса
| Придаточные цели
|
|
Здравствуйте, автолюбители!
Ищете опытный автосервис, который специализируется на ремонте...
Предлагаем заглянуть на канал "Школьные сочинения" на Яндекс-Дзен. Полезными могут быть...
https://clck.ru/34acfg...
Человек должен быть интеллигентен. Д.С.Лихачёв.
Человек должен быть...
Готовое сочинение к тексту В.Костомарова «1) Все знают,...
ИЗБЯНОЙ ИНЖЕНЕР. ПО Б.ЖИТКОВУ.
Наш Север – страна...
Авторские сочинения ЕГЭ на сайте «Kakprosto.ru»
Андреев Л.Н. «Из самовара пар валил,...
«1) Город кончался, и вскоре показалось море» по...
|